
Брошюра В. Быстровой «Цепочки диспозиций», изданная в 1993 г. под эгидой Авестийской школы астрологии[1], судя по всему, является первым или одним из первых методических пособий, целиком посвященных данной методике. Чем она примечательна? В данной небольшой работе кратко рассматриваются значения центров по владению, экзальтации, падению и изгнанию. Спустя десятилетия идея о том, что при анализе гороскопа стоит учитывать все эти четыре вида цепочек не утеряется и продолжит будоражить умы некоторых отечественных астрологов. Хотя большинство из них будут считать использование сразу всех видов цепочек откровенно избыточным, справедливо замечая, что анализа цепочек по владению и изгнанию вполне достаточно для того, чтобы отметить ключевые акценты натальной карты (с точки зрения метода диспозиций).
В своем сочинении Быстрова предложила назвать планеты в центрах цепочек именами богов, проведя параллели с античной мифологией. И получила следующие результаты:
- Атлант — это планета(ы) в центре цепочки по владению.
- Антей — центр цепочки по экзальтации.
- Икар — центр цепочки по падению.
- Сизиф — центр цепочки по изгнанию.
Напомним, что авторство современного метода цепочек диспозиций принадлежит в нашей стране В. Вайсбергу. В брошюре Быстрой его имя не упоминается. Однако подход Быстровой отличается от метода Вайсберга не только наличием интересных мифологических параллелей, но и использованием, как представляется, излишнего числа фиктивных точек, рассматриваемых как реальные небесные тела. Авестийский астролог включает в цепочку не только десятку известных планет, но также и лунные узлы, Лилит, Селену, Хирон и Прозерпину. Из-за этого в ее распоряжении имеются аж 16 «планет».
Также подход данного астролога отличает идея о том, что каждый элемент цепочки должен обязательно иметь как входящую, так и исходящую стрелки. С «классическим» подходом Вайсберга методику Быстровой роднит сохранение следующих принципов: цепочка строится на основе диспозиционных связей, стрелка указывает на диспозитора, в центр цепочки по владению помещается планета в обители, планета в центре имеет особое значение. Если в подходе Вайсберга планеты в центре сразу выделяются своим положением, поскольку к ним стекаются все диспозиционные связи, то у Быстровой схема цепочки представляет собой головоломку — все планеты связаны друг с другом и «в идеале» образуют кольцо. Оттого цепочки данного астролога напоминают замудренные схемы транзисторов, их нельзя назвать легко читаемыми и упрощающими чтение гороскопа.
По Быстровой, Атлант — это основа глубинного развития, данная человеку «по карме». Она может быть затуманена, скрыта в гороскопе и даже ее статус может быть невелик, но она все равно важна. Астролог уверен, что такая планета показывает то, чем мы отличаемся от других, является источником нашей уверенности, основной индивидуальности, стимулом к выделенности и обособленности. Быстрова напоминает, что древние определяли по Атланту (планете в обители), кто держит небесный свод человека. И потому планета в центре цепочки подобна планете в обители, хотя может там фактически и не находиться. Если же планета в центре цепочки по управлению на самом деле пребывает в знаке обители, то имеет место истинный Атлант.
Пример цепочки по владению М. Лермонтова из брошюры В. Быстровой. В соответствии с ее логикой, Атлантами в такой схеме являются Нептун, Лилит и Юпитер (потому что они собирают на себя самое большое число входящих связей). При этом лишь Нептун в Стрельце является «истинным» Атлантом, поскольку пребывает в обители. При этом Быстрова игнорирует Венеру в Весах и Сатурн в Козероге, поскольку у них не столь много диспозиционных связей.
Быстрова отмечает, что в случае, если Атлант невысокого статуса, то такой человек будет не особо уверен в себе по сферам данной планеты. Чем сильнее Атлант по статусу (своему баллу), тем сложнее его «переформировать» (видимо, повлиять на него, заставить не проявляться). Слабый Атлант может означать, по логике автора брошюры, ложное самоутверждение — формулировка, которую мы в настоящее время вряд ли сочтем приемлемой. Имея два Атланта, продолжает Быстрова, человек обладает уверенностью сразу по двум планетам, двум сферам жизни.
Подход Быстровой интересен и тем, что она в обязательном порядке обращает внимание на планету с максимальным числом входных связей, считая ее акцентированной. В центр цепочки, по ее методу, могут попасть даже Лилит или Северный лунный узел. Быстрова полагает, что знаки Атлантов становятся выделенными. В случае же, если планета оказалась не включенной в общую цепочку, Быстрова именует ее выключенной: «Иногда одна или несколько планет оказываются не включенными в общую цепочку. Такая планета называется выключенной. Это означает кармическую невыработанность функций. Это значит, что планету на кармическом уровне еще не трогали, и она с большими резервами. Однако сдвинуть человека в этом направлении трудно. Выключенность дает минус в космическом статусе. Она хуже планеты в шахте»[2]. (Планета «в шахте» — это планета, не имеющая в гороскопе мажорных аспектов.) Трудно отделаться от впечатления, что А. Астрогор почерпнул свою идею зон отдыха и отчуждения у данного автора. Дополнительно сближает Астрогора и Быстрову тяга к осуждению кармических влияний и закономерностей применительно к цепочкам диспозиций.
Центр цепочки по экзальтации Быстрова именует Антеем. По ее словам, Антей — это источник силы (в противовес Атланту, говорящему о яркости качества). По мысли астролога, планета в роли Антея указывает на эволюционный путь человека. «Антей — это наш энергетический ресурс, это глубинная сила вулкана, динамомашина нашего гороскопа»[3].
Икар, находящийся в центре цепочки диспозиторов по падению, показывает нам источник слабости человека, его внешних, видимых комплексов, то есть таких психологических комплексов, о которых сам человек и его окружение знают. По логике автора брошюры, Икар может открыть путь в инволюцию, поскольку слабостями можно воспользоваться. Здесь легко превысить запас силы, что чревато оттягиванием силы у других планет, которые вместе с Икаром втягиваются в соблазн, связанный с выходом «комплекса энергетической неполноценности». Этот странный термин, по-видимому, выдуман самой Быстровой и означает то, что человек склонен «лезть на рожон». Астролог уверена, что Икару важно развивать свою силу и меняться. При этом она очень категорична, поскольку пишет следующее: «Икар без проработки создает круг без выходов…» «В идеальном случае, когда все планеты стекаются к одной, это действительно конечный диспозитор. Так, если в четвертой[4] цепочке все стекаются к Икару — это тотальная дебильность… Дебилы — это в прошлой жизни паразиты, хотя ничего плохого не сделавшие. В следующей жизни, если не разработают Икара, начнут сначала, — с Овна»[5].
Сизиф, как было сказано ранее, находится в центре цепочки по изгнанию и указывает на глубоко вытесненные внутренние комплексы. Астролог отмечает, что Сизиф — это то место в космограмме, с которым требуется больше всего работать, «иначе он, как раковая опухоль, поворачивает все планеты в деградацию»[6]. Описание Быстровой Сизифа чем-то похоже на изложенное в литературе влияние Лилит. Так, она пишет: «через Сизифа можно и соблазниться, и сорваться»[7]. Она продолжает: по Сизифу определяется внутренняя неуверенность, пассивность, инерция, трусливое выжидание, неуверенность в личной инициативе, неумение защитить свою точку зрения. Истинным Сизифом считается планета, действительно пребывающая в статусе изгнания по знаку, но при этом имеющая максимальное число входных связей.
Астролог предлагает не делить знаки на старшую и младшую обитель, а использовать как равно важные обе: «Иногда в цепочках для высших планет учитывают только одну обитель. Однако практика в переходный период показала, что пора учитывать все»[8].Данная точка зрения на то, какие планеты помещать в обитель и центр цепочки, а какие не помещать, в итоге скорее проиграла в российской школе астрологии, поскольку большинство астрологов согласились с тем, что в центр цепочки по владению попадает лишь планета в знаке старшей обители.
Проблемными сторонами подхода В. Быстровой являются, на мой взгляд, не только использование ею при построении цепочек излишнего числа небесных тел, включая не существующие (Селена, Лилит и лунные узлы — это фиктивные, математически вычисляемые точки, привязанные к лунной орбите, а «планета» Прозерпина и вовсе фактически отсутствует в природе), но и слишком буквальное восприятие эссенциальных достоинств планет, которое, по ее мнению, свидетельствует как о карме человека, степени его «эволюционности», так и об определенной событийности в жизни. Между тем, любая афетика — это условность. Планета сильна или слаба лишь в сравнении с эталоном, которым выбрана планета в обители. Данная позиция роднит методику Быстровой с возникшим позже подходом «формула души», в котором афетический статус планеты также склонен восприниматься как своего рода приговор. Во всяком случае, мне неоднократно приходилось слышать от тех, кто обучался методике «формула души», следующие жесткие суждения: «Венера имеет ноль баллов — человек не умеет любить», «Марс очень слабый, значит, человек — трус». К счастью, это чаще всего не так.
К позитивным сторонам брошюры можно отнести новаторское проведение параллелей между астрологической методикой, статусами планет и древнегреческой мифологией, попытку систематизации различных видов цепочек, обоснование их отличия друг от друга и возможной пользы от практического применения. Действительно, анализ космограммы добавляет при работе с гороскопом дополнительную глубину.
Дальнейшее развитие авестийского подхода к методу цепочек диспозиций мы можем увидеть в книгах Бориса Щитова (1963-2011). В шестом томе его «Основ астрологии» цепочкам диспозиций уделено несколько подразделов. Как и В. Быстрова до него, Щитов считает нужным анализировать только четыре вида цепочек, хотя их можно построить и больше[9]. Речь идет о цепочках диспозиций по владению, экзальтации, падению и изгнанию.
Кватернер управителей планет по Б. Щитову.
Автор «Основ астрологии» уверен: четыре вида управителей планет (Атлант, Антей, Сизиф и Икар) осуществляют комплексное, согласованное управление планетами в гороскопе, дополняя, усиливая, ослабляя и противореча друг другу. Вслед за своей предшественницей он отмечает, что Атлант — это фундамент всей карты, та сила, на которой «все держится», глубинный стержень, цементирующий все проявления человека. По аналогии с понятием диспозитора он применяет термин «оппозитор» для планеты, которая управляет участниками в цепочке по изгнанию. Являясь причиной психологических комплексов, оппозитор также «определяет внутренние, скрытые, оккультные основы для развития планеты». По аналогии с рецепцией в цепочке по владению он использует термин антирецепция для аналогичного центра в цепочке по изгнанию. Управителя же в цепочке по экзальтации он именует элеватором, а в цепочке по падению — хумилером.
Рассматривая тему цепочек диспозиций, Б. Щитов особое внимание уделяет управителям Солнца, Луны и стеллиума (если он имеется). По логике автора, если диспозитор Солнца связан с нашим творческим раскрытием и самореализацией, то диспозитор Луны «определяет основы нашего внутреннего развития, отвечает за наше душевное равновесие и комфорт». Вполне справедливо Щитов, к примеру, пишет следующее:
«Крайне благоприятным показателем для развития человека является нахождение диспозитора Солнца в одном знаке с Солнцем. Например, Солнце находится в Тельце, и диспозитор Солнца – Венера – тоже находится в Тельце. Такое положение диспозитора способствует естественному процессу раскрытия принципов Солнца. Между диспозитором и Солнцем устанавливается естественный энергетический обмен, так как они находятся в одном знаке, а значит, охвачены одними и теми же энергиями. / Когда диспозитор Солнца находится в том же знаке, что и само Солнце, у человека появляется уверенность в себе, в своих силах и способностях. В своих проявлениях такие люди похожи на Львов (на людей с Солнцем во Льве) – они естественно, полноценно проявляют свой солнечный принцип, самоуверенны и творчески независимы»[10].
Пример цепочки по владению А. Меня из книги Б. Щитова. По логике автора, Атлантом в ней является Сатурн в Водолее. При этом он выделяет также рецепцию Хирона и Прозерпины.
Не обходит своим вниманием данный астролог и ситуацию взаимной рецепции. Толкование автором рецепции согласуется с тем, как ее понимают астрологи других школ. Хотя, как представитель авестийского направления, Щитов не мог не добавить чего-то мистического и кармического: «Рецепция — кармический аспект, это результат определенного жизненного опыта, это свидетельство успешной работы по гармонизации качеств планет, сделанной в прошлых жизнях»[11]. Авестийский астролог отмечает, что взаимная рецепция планет усиливает их статус и чаще воспринимается как положительное влияние. Более того, он уверен, что такие планеты претерпевают своего рода развитие:
«Планета в рецепции постепенно, очень медленно, изменяет свои характеристики, как бы впитывая в себя качества другой планеты. Постепенно она обогащается качествами планеты, с которой находится в аспекте рецепции, и со временем она расширяет сферу своего проявления и начинает проявляться сразу через два знака: через тот, в котором она находится, и через тот, в котором находится другая планета»[12].
Он также обращает внимание на тот факт, что планеты в рецепции могут быть как сильными, так и слабыми, как «добрыми», так и «злыми»[13]. Когда планеты, пребывающие в рецепции, являются сильными и «добрыми», «то в психике человека образуется мощный, позитивный, устойчивый блок, который становится источником равновесия, основой для гармонизации его проявлений. Такие люди сверхустойчивы к неблагоприятным внешним воздействиям. Кроме того, планеты в рецепции определяют определенную сферу деятельности человека, которая отличается стабильностью и постоянством». Если же планеты (или хотя бы одна из них) сильные и при этом негармоничные, то такая рецепция может провоцировать в жизни своего обладателя дополнительные трудности: «В характере человека образуется некоторый изъян, «зацикленность» на определенных вещах и ситуациях, которые являются источником неприятностей, дискомфорта»[14].
Чтобы получить профессиональное чтение цепочек диспозиций и узнать как можно больше о своих явных и скрытых талантах, запишитесь прямо сейчас на консультацию по астропсихологии!
Рекомендуемые статьи со схожей тематикой:
Техническая сторона метода цепочек диспозиций
Подход Виталия Вайсберга к чтению цепочек диспозиций
Основы метода цепочек диспозиций: понятия обители, управления и диспозиционной пары
Подход А. Астрогора к чтению цепочек диспозиций: «формула души»
Становление метода цепочек диспозиций: новые свидетельства
[1] Авестийская школа астрология – одна из отечественных школ астрологии, основанная П. Глобой. Данная система, как утверждается, зиждется на знании культуры «Авесты», философии и религии зороастризма и зурванизма.
[2] Быстрова В. Цепочки диспозиторов. — СПб., 1993 — С. 2-3.
[3] Там же. – С.6.
[4] Видимо, имеется в виду, что первая цепочка — цепочка по владению, вторая — по изгнанию, третья — по экзальтации, четвертая — по падению. Ведь именно в такой последовательности она их рассматривает в своей брошюре.
[5] Быстрова В. Цепочки диспозиторов. — СПб., 1993 — С.8.
[6] Там же. – С.4.
[7] Там же. – С.5.
[8] Там же. – С.4.
[9] Напомним, что в системе В. Вайсберга можно выстроить семь видов цепочек.
[10] Щитов Б. Основы астрологии. Том 6. Космограмма под микроскопом. — Калуга, 2002. — С. 103.
[11] Там же. – С. 108.
[12] Там же. – С. 109.
[13] Имеется в виду их аспектация гармоничными или напряженными аспектами.
[14] Щитов Б. Основы астрологии. Том 6. Космограмма под микроскопом. — Калуга, 2002. — С. 109.

