
В данной статье мы бегло пробежимся по взглядам на цепочки диспозиций тех отечественных астрологов, чье видение находится в русле тех же идей, которые развивал Виталий Вайсберг. Таких астрологов довольно много. И это не удивительно, ведь в свое время Вайсберг сотрудничал с Левиным и преподавал в Московской академии астрологии. МАА и выделившаяся из нее со временем ВШКА выпустили в свет огромное число квалифицированных специалистов, не говоря уже о том, что свои ученики имелись у Вайсберга и после иммиграции в США.
Рассуждения о цепочках диспозиций содержатся в двух работах Михаила Левина, главы Московской академии астрологии, — прежде, всего, в пособии «Цепочки диспозиций как эволюционный путь развития человека» (2002), написанном в соавторстве с Галиной Кучеренко, а также в «Лекциях по астрологии» для студентов 1 курса (1992). Собственно, брошюра о цепочках от 2002 года является во многом повторением слово в слово лекций Левина начала 1990-х годов, за исключением добавлений молдовского астролога Кучеренко.
На страницах своих сочинений М. Левин отмечает, что цепочка диспозиций по управлению - это индивидуальная схема взаимодействия планет в карте человека. Возникающий импульс проходит всю цепочку до конца. Астролог пишет, что диспозиция позволяет понять, как происходит передача импульсов в каждой ситуации. При этом он делает важное уточнение: диспозиции (управители знаков и планет) показывают не последовательность событий в жизни человека, а внутреннюю логику психических процессов в человеке.
Для центра, включающего в себя три и более планеты, Левин вводит понятие «замкнутого цикла». Как и другие его коллеги, планету, стоящую в конце (центре) цепочки, он именует конечным диспозитором и добавляет: «Если имеются две или три цепочки, то у каждой может быть свой конечный диспозитор»[1]. Если же цепочка только одна и у нее есть единственный конечный диспозитор, то эта планета также является и конечным диспозитором всей карты. Тогда она — кардинальный сигнификатор, то есть самая сильная планета в гороскопе. Интересно отметить, что в литературе встречается и иной подход, в котором конечным диспозитором называется только одна планета (и оттого единственный центр), находящаяся в своей обители. Такие астрологи пишут, что если в карте имеются несколько планет в обители, то схема диспозиции разбивается на несколько цепочек, и конечного диспозитора в гороскопе не будет[2].
В качестве примера того, как М. Левин работает с цепочками по владению, возьмем предлагаемую им интерпретацию звена цепочки Сатурн-Уран-Меркурий-Венера, где Венера является конечным диспозитором карты. Он делает это так:
«Когда человек (владелец данной цепочки) попадет в сатурновы условия (ограничения, дисциплина, подчинение авторитету), то импульс от Сатурна очень быстро передается к Урану, который будет стремиться изменить условия, преодолеть ограничения. Наступает характерное для Урана возбуждение, выражающееся в повышенной активности нервной системы, мышления, речи, жестикуляции. Может появиться избыточная контактность, разговорчивость — свойства Меркурия, который получил импульс от Урана. Ситуация завершится эмоциональной реакцией, поскольку конечный диспозитор этой схемы — Венера. Эта же цепочка свидетельствует о том, что у человека могут возникать внезапные (Уран) знакомства (Меркурий), переходящие в сильную эмоциональную связь (Венера) в результате стремления уйти от одиночества (Сатурн). Такова логика психики данного человека»[3].
Пример цепочки по владению из брошюры М. Левина.
В подходе Левина, как у Вайсберга и большинства их коллег, ретроградность планет в цепочке не учитывается. Взаимную рецепцию он справедливо предлагает рассматривать как условное соединение планет. Отмечает, что каждый центр в цепочке — это отдельный сильный мотив. И если цепочка диспозиций заканчивается не конечным диспозитором, а циклом из нескольких планет, то ведущая мотивация такого человека будет ощущаться слабо, она будет неоднозначной и размытой: «Чем длиннее цикл (чем больше планет он включает), тем меньше определенности и однозначности во внутренних побуждениях, человек не знает, чего он хочет, — его активность больше зависит от ситуации»[4]. Взаимная же рецепция порождает устойчивые мотивы и реакции, связанные со взаимодействием пары планет.
Если аспекты, отмечает Левин, — это связь ситуативная, проявленная, то диспозиции — взаимосвязь мотивационная, скрытая, порождающая внутренние реакции[5]. Этот тезис можно принять с той важной поправкой, что аспекты также сообщают о внутренних реакциях, а не только лишь о событиях: планеты, связанные аспектом, склонны действовать и реагировать совместно.
Интересен следующий подход: московский астролог пишет, что планеты, стоящие в начале цепочки (если читать от центра, то в ее конце), связаны с первой реакцией человека на ситуацию. Планеты в середине порождают промежуточные неустойчивые мотивы и реакции. А конечные диспозиторы или циклы дают окончательную реакцию и самые устойчивые мотивы в жизни человека[6]. Исходя из этого можно сделать вывод, что М. Левин предлагает читать цепочки «с конца», а не от центра, к чему призывает, к примеру, А. Астрогор.
Авторский взгляд Г. Кучеренко на сущность и методику анализа цепочек диспозиций несколько отличается от идей своего московского коллеги, ведь она поднимает роль этого метода на недосягаемую ранее высоту – на духовные вершины. Основной тезис молдовского астролога заключается в следующем: «Цепочки диспозиционных связей указывают самый короткий путь развития души человека и избавляют его от ошибок, от принятия ложных решений на пути к Высшему миру»[7].
Как и В. Быстрова ранее, Г. Кучеренко откровенно абсолютизирует значимость эссенциальных достоинств, забывая о том, то они всего лишь условность, коллективная договоренность астрологов, которая, к тому же, в разных школах и традициях может отличаться. Это видно из таких строк: «Когда мы вплотную начали работать с цепочками диспозиторов, то поняли, что вышеописанное по поводу силы планет обретает наиболее важный смысл, если мы начинаем осознавать, что в этих диспозиционных связях отражен в полном объеме процесс нашего развития»[8]. И: «Главную роль в переходе от материального мира в духовный отведена планетам, значимость которых оценивается в 1 и 5 баллов. <…> Опорой при переходе на путь ученичества служат планеты, статус которых оценивается в 2 и в 4 балла. Именно через функции этих планет человеку предоставляется возможность подняться на более высокую ступень»[9].
Схема эссенциальных осей Г. Кучеренко.
Особо отметим, что Кучеренко отчетливо формулирует важное методологическое правило чтения цепочек: «Если взять элементы схем попарно, то можно убедиться в том, что диспозитор любой пары является ключиком для раскрытия своей половины. <…> Диспозитор Солнца отвечает за витальность человека, за его силу духа, за творческое начало в нем. Диспозитор Марса отвечает за активность человека, за его действия. <…> Диспозитор несет ответственность не только за развитие своей пары, он также отвечает и за то, как складываются отношения в ней»[10]. Данное базовое правило чтения цепочек было утрачено в подходе «формула души».
Поскольку в Московской академии астрологии и ее филиалах применяется семибалльная афетика Вайсберга, то у Г. Кучеренко возникла идея объединить противоположные эссенциальные статусы в некие смысловые оси. В соответствии с ее логикой, ось «экзальтация-падение» выступает как ступенька в переходе от внешнего слоя жизни к внутреннему. У нее получилась следующая схема:
- ось «владение-изгнание» описывает наше проявление в материальном мире;
- ось «экзальтация-падение» — в духовном мире;
- ось «дружба-вражда» — на пути ученичества;
- сама же «нейтраль» соответствует миру Божественному.
Продолжая эту логику далее, выходит, что цепочки диспозиций по владению и изгнанию связаны с нашим проявлением «в мире физическом», а цепочки по экзальтации и падению с «миром духовном», что бы это ни значило, ведь автор выделяет еще и мир Божественный. На практике, конечно, Кучеренко рассматривает все виды цепочек как инструменты для личностного и духовного роста, то есть все они про «развитие».
По мнению данного астролога, статус планет с оценкой в шесть и ноль баллов говорит о том, что в материальном мире человек может опираться именно на них: шестибалльные планеты дают опору на сознательном уровне, планеты же с оценкой в ноль баллов (т.е. изгнанные по знаку) — на бессознательном, «внутреннем уровне души». Кучеренко уверена, что функцию данных планет проще всего «отработать» по цепочкам владения и изгнания соответственно. Цепочки по владению и изгнанию отражают, как считает молдовский астролог, привычное проявление человека в повседневной жизни, представляющее естественное течение психологического процесса. «При этом психический блок по владению, в отличие от блока по изгнанию, срабатывает на внешнем уровне, а не на внутреннем»[11].
В этих рассуждениях мне видится большая методологическая ошибка. Считать, что какая-то из цепочек диспозиций работает на «сознательном» уровне, а какая-то – сугубо на «бессознательном», — нонсенс, поскольку каждая планета всегда является отражением бессознательных процессов. Часть функций и проявлений каждой из планет, — даже включая Солнце[12], к ключевым словам которого относятся «осознанность» и «Эго», — пребывает ниже уровня сознания, т.е. не контролируется до конца нашей волей и здравым смыслом.
Астрологу, знакомому с глубинной психологией, такое деление разных видов цепочек и эссенциальных статусов планет на уровни сознания и бытия представляется чрезмерно умозрительным и грубым. На мой взгляд, очевидно, что любая планета, в каком бы статусе она не пребывала, является символическим отображением соответствующих архетипических энергий в рамках нашего бессознательного. Эта психическая энергия не может быть разделена на проявленную во внешнем и внутреннем мире, поскольку такое деление — иллюзия. Все, с чем мы сталкиваемся в жизни, вызывает внутреннюю реакцию и переживается «внутри». В этом плане внутренняя реальность — это первичная данность для каждого из нас. Но поскольку за любой астрологической «планетой» стоит некий архетип коллективного бессознательного, «планеты» связывают нас с другими людьми и реальностями. Стоит отчетливо понимать, что когда современный астропсихолог работает с гороскопом, его лишь в малой степени интересуют реальные небесные тела, он скорее трактует влияния стоящих за реальными планетами архетипов коллективного бессознательного и то, какие состояния и мотивы может пробуждать их активизация в психике. Астрологическая планета в любом, даже самом слабом и «ущербном» достоинстве, — явление духовного порядка.
Кишиневский астролог пишет, что в цепочках диспозиторов источником мотивов являются планеты, стоящие в самом начале цепочки, то есть максимально далеко от ее центра[13]. Именно они и будут генерировать наши предпочтения. Данная точка зрения сближает ее с подходом Левина, но, как мы уже отмечали ранее, находится в оппозиции к подходу А. Астрогора. Кучеренко также замечает, что каждая планета рождает свою собственную, близкую ей по духу мотивацию, вкладывает в нас силу, соответствующую своему характеру. И с этим можно, конечно же, согласиться. Да, планета, попавшая в центр, свидетельствует о наиболее яркой и заметной мотивации в нашей жизни. Но это не означает, что своих желаний нет у остальных планет в цепочке.
Таким образом, Г. Кучеренко готова анализировать все семь возможных видов цепочек диспозиций. Все их она считает значимыми. Это, однако, может сильно запутать как самого астролога, так и его клиента. Причиной тому станет избыток теоретической и абстрактной информации. Ведь анализом цепочки диспозиций, при всей их пользе, нельзя ограничиваться в профессиональной работе с натальной картой, которая содержит в себе массу полезных сведений для анализа: сетку домов, позиции планет в домах, домарные цепочки, аспекты, фигуры аспектов, фигуры Джонса, стеллиумы и т.д. Согласна Кучеренко или нет, все планеты гороскопа, точнее, стоящие за ними астрологические архетипы, «живут» на просторах нашего бессознательного.
Небольшие тематические разделы, затрагивающие тематику цепочек диспозиций, встречаются в ряде книг других российских астрологов. Упомянем о тех из них, авторы которых попытались сказать нечто новое по поводу цепочек в теоретическом или практическом плане.
Интерес для нас также представляют две работы рижского русскоязычного астролога А. Айча (Добрынина) — «Астропсихология» (2006) и «Диспозиторы в астрологии» (2024). В книге «Астропсихология» он отмечает, что мотивы своего поведения зачастую человеком не осознаются. И для того чтобы раскрыть мотивы, которые управляют поведением человека в той или иной ситуации, астрологи как раз и пользуются методом цепочек диспозиций. Как пишет Александр Айч, астрологи чаще все используют в своей практике четыре вида цепочек (из семи): цепочки по управлению, экзальтации, изгнанию и падению. Действие этих четырех цепочек, как замечает автор «Астропсихологии», аналогично четырем видам поведения человека в обществе в соответствии с классификацией социального действия М. Вебера. В связи с этим астролог из Риги приводит на страницах своей книги небольшую табличку, которую имеет смысл воспроизвести.
| Поведение | Цепочка |
| Ценностно-ориентированное | По управлению |
| Целерациональное | По экзальтации |
| Аффективное, иррациональное | По падению |
| Традиционное | По изгнанию |
Астролог справедливо отмечает, что при анализе цепочек, прежде всего, обращают внимание на их центры. Ведь именно вокруг центров формируются как способности, так и комплексы человека. В этой связи центры цепочек диспозиций могут быть ключом ко всем остальным планетам гороскопа. По мысли Айча, цепочка по управлению (по владению) описывает ценностно-ориентированное поведение человека, отличающееся бескорыстием и ориентированностью не на успех, выгоду, а на соответствие своим убеждениям, нравственным ценностям, религиозным принципам, чувству долга. Айч этого прямо не говорит, но, по его логике, цепочка по владению сообщает нам, как человек хотел бы действовать в идеале.
Центр цепочки по управлению автор «Астропсихологии» символически называет Атлантом, повторяя терминологию, предложенную многими годами ранее В. Быстровой. Вслед за ней он также пишет, что истинным Атлантом может является лишь планета в обители. Если же планета, попавшая в центр цепочки по владению, пребывает не в своей обители, то, как пишет Айч, это говорит о том, что внутренний стержень человека не столь силен, и его можно «переформировать». Что здесь имелось в виду, не совсем ясно. Возможно, речь идет о возможности изменить убеждения человека, повлиять на него. Стоит отметить, что, повторяя тезисы Быстровой, Айч ненароком делает грубую ошибку. В частности, он утверждает, что «центр каждой цепочки – это планета, к которой сходится наибольшее число входных связей»[14]. В рамках «классического» подхода, которого фактически Айч и придерживается, что видно из схем цепочек диспозиций в его книге, это правило не применимо (оно применяется лишь в авестийской школе). Мы с легкостью найдем примеры, когда больше всего диспозиционных связей забирает на себя планета на этажах управления, а вовсе не в центре. Поэтому гораздо правильнее сказать, вслед за Е. Волоконцевым, следующее: «Поскольку с определением центра возникает много ошибок, важно запомнить одно правило – центр выделяется тогда, когда вам дальше некуда идти по стрелкам»[15].
Астролог предлагает свое понимание терминов «сила» и «слабость» планет. Если с понятием обители все ясно, что с остальными эссенциальными достоинствами ситуация не столь прозрачна. Айч уверен, что когда планета находится в знаках нейтрали (получает 3 балла по афетике Вайсберга), дружбы (4 балла) или экзальтации (5 баллов), то, попадая в центр цепочки, она делает человека не столь уверенным в себе по сферам соответствующей планеты. Если же Атлант располагается в знаках вражды (2 балла), падения (1 балл) или изгнания (0 баллов)[16], то он будет способствовать ложному самоутверждению[17]. При этом Айч, увы, не объясняет, что же такое «ложное самоутверждение»?
Планеты, стоящие в центре, но не имеющие цепочек (аналог зоны отдыха у Астрогора), Айч называет выключенными. По мысли автора, «это тот резерв, с которым человек почти не сталкивается в данном воплощении»[18]. Как пишет астролог, когда цепочка состоит лишь из одной планеты, то она всегда сильна по своему положению, поскольку находится в своем знаке. Однако отсутствие диспозиций с другими планетами означает, что мотивы и побуждения, определяемые этой планетой, не затрагивают других планет. Диспозиции — это связь мотивов. Поэтому выключенная планета «идет своей дорогой», образуя отдельную сферу, изолированную от прочих.
В остальном взгляды Айча являются некой комбинаций тезисов Вайсберга и Левина. Помимо цепочек по владению, данный астролог на страницах своей книги вкратце рассматривает еще три вида цепочек. Но мы им здесь уделять внимание не будем.
В книге «Диспозиторы в астрологии» (2024) сама по себе тема цепочек диспозиций не рассматривается, однако данное сочинение сближает с ней то, что оно ставит своей задачей разобрать значения «строительных блоков» цепочек — диспозиционные пары. Одна половина книги отведена описанию значений диспозиционных пар управителей домов (управитель первого дома в 6-м, второго в 5-м и т.д.), а другая — описанию различных позиций диспозиторов Солнца, Луны, Венеры и т.д. Правда, автор разбирает не их положения в знаках Зодиака, а в домах гороскопа.
В работе Е. Волоконцева «Тайны Зодиака: классическая астрология в современном прочтении» (2024) содержится несколько глав, непосредственно связанных с интересующей нас темой. Данный астролог взялся опубликовать раздел на крайне плодотворную тему – о зависимости проявлений солнечного знака от позиции в гороскопе его управителя. Речь идет о положении управителя Солнца в знаках Зодиака, то есть, фактически, о звене цепочки по владению из трех участников (Солнце – его диспозитор – диспозитор диспозитора, или субдиспозитор). Совершенно справедливо Волоконцев отмечает:
«С этим подходом иногда не знакомы даже опытные астрологи, но он дает ключ к очень многим секретам. Например, почему один Овен музыкальный, другой интеллектуальный, третий пишет стихи и страдает от робости, четвертый увлечен космосом. Достаточно посмотреть, в каком знаке расположен Марс у вашего Овна, и это будет тот самый «ключик от сердца», он раскроет доступ в тайную комнату, из которой происходит управление вашим Солнцем»[19].
Сам раздел о цепочках диспозиций в книге данного астролога не отличается объемом. Автор во многом воспроизводит уже хорошо знакомые нам тезисы Вайсберга и Левина. Интересно отметить, что центр цепочки, содержащей сразу две или три планеты, он предпочитает называть «сдвоенным или строенным центром» — термин, который у других авторов мне не встречался. Волоконцев подчеркивает, что центр цепочки по владению «показывает ведущую мотивацию человека, комфортное и энергичное состояние, которое приносит ему силы, успех, хороший контроль над обстоятельствами»[20].
Вполне правомерно автор книги пишет, что планета в центре по владению быстро восстанавливает свои силы, приносит нам те ситуации, в которых мы все держим под контролем и добиваемся наилучших результатов. Если же в центре цепочки оказываются слабые планеты, то человеку не избежать спадов и периодов неуверенности, он не так быстро добивается своего и медленнее восстанавливает силы. Также он отмечает, что планеты, непосредственно примыкающие к центру цепочки (пребывающие на 2-м этаже управления, по Вайсбергу, или на первой «орбите», по Астрогору), могут говорить о том, что помогает человеку в удовлетворении основных мотивов, какие планетарные темы он воспринимает легко и быстро. И наоборот, планеты, находящиеся в цепочке на удалении от центра, могут не замечаться сознанием, не играть существенной роли в иерархии потребностей человека. Соответственно, по логике Е. Волоконцева, их мотивам уделяется меньше внимания; одной из причин этого является неуверенность человека в соответствующих сферах.
С этими словами можно согласиться, но с важным уточнением: многое зависит и от эссенциального достоинства планеты на «периферии» цепочки. Если она пребывает в малой обители (а в классическом подходе она при этом может не попасть в центр), человек будет чувствовать яркие тематические способности. И вовсе не обязательно планете в конце цепочки (по Левину и Кучеренко, в ее «начале») уделяется внимание в последнюю очередь. Корректнее будет сказать, что позиция планеты в начале (центре) или конце цепочки говорит о том, кто от кого зависит. Планета на краю цепочки всегда имеет свою мотивацию, она может быть вполне ощутимой, но пребывание планеты столь далеко от центра говорит нам о том, что ее интересы подчинены обилию других задач и мотивов. Эти «далекие» интересы существуют в жизни человека не сами по себе и ради себя, а ради чего-то особого. А вот чего, описывают его диспозитор, субдиспозитор и так далее, пока не дойдем до центра цепочки.
Подводя итоги, отметим, что интерес к методике цепочек диспозиций проявили разные астрологические школы и астрологи. Кто-то из них стремился продолжить разработку тематики, кто-то стал простым, но добротным, продолжателем линии, запущенной ранее. Очевидно, что астрологи разных школ проецировали на метод цепочек диспозиций свои ценности, стиль работы с гороскопом, понимание человека и астрологии. Заметным явлением российского направления астрологии стало стремление нагрузить методику цепочек диспозиций ощутимым (хоть и крайне спорным) философским наполнением. Представители различных подходов активно заимствовали друг у друга идеи и названия, забывая при этом упомянуть, кто у кого что почерпнул. К настоящему моменту российская астрология может похвастаться сразу тремя популярными подходами к анализу цепочек диспозиций, авторство которых восходит к В. Вайсбергу, В. Быстровой и А. Астрогору. Остальные «подвиды» подходов к цепочкам так или иначе логически связаны с этими тремя и являются их продолжением или развитием. Первый подход можно назвать «классическим», второй «авестийским», третий был назван своим автором «формулой души». Всем этим авторам, вне зависимости от того, согласен я с их взглядами или нет, хочется сказать спасибо за развитие и популяризацию столь интересного и креативного астрологического метода.
Чтобы получить профессиональное чтение цепочек диспозиций и узнать как можно больше о своих явных и скрытых талантах, запишитесь прямо сейчас на консультацию по астропсихологии!
Рекомендуемые статьи со схожей тематикой:
Техническая сторона метода цепочек диспозиций
Подход Виталия Вайсберга к чтению цепочек диспозиций
Основы метода цепочек диспозиций: понятия обители, управления и диспозиционной пары
Подход А. Астрогора к чтению цепочек диспозиций: «формула души»
Становление метода цепочек диспозиций: новые свидетельства
[1] Левин М., Кучеренко Г. Цепочки диспозиций как эволюционный путь развития человека. – М., 2012. — С. 25.
[2] https://astrozeus.ru/nae/K/konechn_disp.htm
[3] Левин М., Кучеренко Г. Цепочки диспозиций как эволюционный путь развития человека. – М., 2012. — С. 26.
[4] Там же. – С. 26.
[5] Левин М. Учебное пособие по астрологии. Начальный курс. Часть II. — М., 2010. — С. 41.
[6] Там же. – С. 41.
[7] Левин М., Кучеренко Г. Цепочки диспозиций как эволюционный путь развития человека. – М., 2012. — С. 49.
[8] Там же. – С. 29.
[9] Там же. – С. 34.
[10] Там же. – С. 32.
[11] Там же. – С. 30.
[12] В этом легко убедиться на практике. Если вы внимательно проанализируете позицию Солнца в своем или чужом гороскопе, его знак, дом и аспекты, то обнаружите, что контролируете далеко не все его проявления: вы не можете их «отключить» силой своей воли. Если, к примеру, ваше Солнце имеет аспект к Сатурну, то отказаться от планирования, правил, тяги к контролю, администрированию, управлению и карьеризму вам будет крайне сложно. Как и не испытывать горечи в случае неудач или критики в свой адрес в этих сферах. В этом ключе большую пользу астрологам может принести применяемое в психотерапии понятие «Эго-комплекс». Оно подразумевает идею, что хотя Эго, по определению, является центром сознательной части психики человека, все же оно всегда испытывает некоторое влияние бессознательного и что-то о себе не осознает.
[13] Левин М., Кучеренко Г. Цепочки диспозиций как эволюционный путь развития человека. – М., 2012. — С. 30.
[14] Айч А. Астропсихология. — М., 2014. — С. 312.
[15] Волоконцев Е. Тайны Зодиака: классическая астрология в современном прочтении. – М., 2024. — С. 244.
[16] Я не согласен с тем, что эссенциальный статус планеты в 2 балла является слабой позицией. Это скорее «среднячок». Не случайно В. Вайсберг со временем решил переименовать «вражду» в «не родство».
[17] Айч А. Астропсихология. — М., 2014. — С. 316.
[18] Там же. – С. 317.
[19] Волоконцев Е. Тайны Зодиака: классическая астрология в современном прочтении. – М., 2024. — С. 209.
[20] Там же. – С. 245.


