Эдвард О’Хара о биографии и литературном наследии хироманта Кейро

В 2019 году в журнале «Зеленая книга» была опубликована статья, представляющая известный интерес для исследователей истории хиромантии, а также поклонников творчества Уильяма Джона Уорнера, куда более известного под псевдонимами Кейро или Льюис Хамон. Периодическое издание «Зеленая книга», выходящее в свет дважды в год, посвящено тематике ирландской готической, мистической и фантастической литературы и ориентировано на широкую читательскую аудиторию. Перевод выполнен Алексеем Шлыковым.

Cheiro (1866-1936) / Edward O’Hare

Почитаемый как международная знаменитость в конце девятнадцатого и начале двадцатого столетий, «Кейро» являлся самым ярким представителем искусства хиромантии того времени. Прославляемый одними как обладатель уникальных оккультных дарований, высмеиваемый другими как бесстыжий шарлатан и возмутительный саморекламщик, он успешно проник в эпицентр своего яркого и бурного века, предсказывая будущее богатым и облеченным властью. Будучи человеком исключительной находчивости, он стал одной из самых ярких фигур в период, изобиловавший неординарными личностями и самозваными чудаками. Разнообразная активность Кейро включала в себя и литературную деятельность; так, на пике славы он опубликовал свой единственный роман «Исследование судьбы» (1898), которому суждено было в итоге стать образцом второстепенной классики поздневикторианской готической литературы.

Истинная личность Кейро, как и большинство подробностей его жизни, по-прежнему остается загадкой. Вымышленное имя Кейро обязано своим происхождением слову «хейр», что по-гречески означает руку, или же слову «хиромантия» — название практики, известной также как чтение по ладони. Кейро уверял, что имеет благородное происхождение и не гнушался использовать множество выдуманных аристократических титулов, включая графа Louis Hamong, Leigh De Hamong и графа Louis Hamon. Его настоящим именем, вероятно, было Уильям Джон Уорнер, и родился он, в ноябре 1866 года в городке неподалеку от Дублина, скорее всего, в Брее1. Хотя нет никаких доказательств, подтверждающих это, упорно ходят слухи, что Уорнер на самом деле являлся цыганом.

Особенно туманен период между рождением Уорнера и его появлением в качестве Кейро в начале 1880-х годов. В своей витиевато написанной, сильно приукрашенной, но чрезвычайно интересной автобиографии «Мемуары Кейро: воспоминания светского хироманта» (1912) автор утверждал, что еще подростком покинул Ирландию и отправился в индийский регион Махараштра2. Там ему якобы удалось завоевать доверие местного брамина или индуистского святого. Уорнер писал, что под руководством этого гуру ему было разрешено изучить ряд священных духовных текстов, которые ранее не разрешалось читать ни одному западному человеку. Когда Уорнер три года спустя уезжал из Индии в Европу, он стал уже знатоком халдейской школы нумерологии3. С помощью этих знаний он будет зарабатывать деньги всю оставшуюся жизнь.

Разумеется, подлинность воспоминаний Уорнера весьма сомнительна. Другая, куда менее фантастическая, версия событий предполагает, что он отправился не в Индию, а в Париж, где стал работать журналистом. В соответствующем исследовании утверждается, что Уорнер преуспел в этой профессии и даже стал владельцем англоязычной газеты «The American Register». Однако, какая бы из этих версий не была истинной, когда Уорнер вошел в свет лондонского общества, он сделал это уже под ликом выдающегося провидца Кейро. Его проводником в высшее общество стал Артур Бальфур4, тогдашний президент Общества психических исследований5, а позднее премьер-министр Великобритании. Благодаря связям Бальфура Уорнер сумел, в конце концов, заполучить доступ к плеяде знаменитостей, буквально жаждавших, чтобы плутовски красивый и чрезвычайно стильный прорицатель прочитал их ладони. Среди тех, чью судьбу предсказал наш герой, оказались король Эдуард VII, Чарльз Стюарт Парнелл, Уильям Гладстон, Сара Бернар, Нелли Мелба, Генри Мортон Стэнли, Томас Эдисон, Гровер Кливленд, Мата Хари и Оскар Уайльд, чья встреча с Уорнером легла в основу его рассказа «Преступление лорда Артура Сэвила» (1887), в котором соотечественник Кейро ирландец предстает в роли коварного обманщика Септимуса Р. Поджерса.

Несмотря на то, что восхождение Уорнера к славе, богатству и известности со стороны кажется чем-то непринужденным, на деле все было куда сложнее. Недоверчивая пресса неоднократно ставила под сомнение как предполагаемые сверхъестественные способности хироманта, так и историю его происхождения. Однако, когда Марк Твен решил развенчать Уорнера, то был настолько поражен его харизмой и сказанными словами, что вынужден был существенно смягчить свою позицию. По сравнению с множеством медиумов, розенкрейцеров и спиритуалистов, населявших Лондон в то время, многие предсказания Уорнера оказывались необычайно точными. Документально подтверждено, что он предвидел социальные волнения в Англии, русскую революцию, отречение Эдуарда VIII и создание государства Израиль. Он предупреждал лорда Карнарвона, что вскрытие гробницы Тутанхамона вызовет к жизни ужасное проклятие, и сообщил председателю судостроительной фирмы «Hariand and Wolff», что «Титаник» постигнет катастрофа. Неудивительно, что знаменитый теософ мадам Блаватская была убеждена, что Уорнер является реинкарнацией великого всезнающего фараона Эхнатона. Однако французская судебная система оказалась куда менее впечатлительной, приговорив Уорнера к году тюремного заключения после признания его виновным в мошенничестве в 1910 году.

Стараясь извлечь выгоду из роста своей репутации, Уорнер писал книги, в которых делился своими методами проникновения в тайны устройства Вселенной. После того, как книга Кейро «Язык руки» (1895) оказалась чрезвычайно популярной, за ней последовала, казалось бы, бесконечная череда схожих наименований, таких, например, как «Путеводитель Кейро по руке» (1900), «Хиромантия от Кейро для всех» (1916), «Когда вы родились?» (1922) и «Книга чисел Кейро» (1926). Также Уорнер опубликовал свой единственный поэтический сборник «Если бы мы только знали» и другие стихотворения» (1895), а гораздо позднее отредактировал антологию якобы подлинных сверхъестественных явлений «Правдивые истории о привидениях» (1928); как и две названные ранее работы, его единственное художественное произведение «Исследование судьбы» (1898) произвело мало впечатления и быстро стерлось из памяти современников. Это было весьма прискорбно, поскольку данный роман является свидетельством не только значительных талантов Уорнера как рассказчика, но и его проницательной способности использовать новые культурные тенденции. «Исследование судьбы» было опубликовано в том же году и в Америке, только в новом издании название книги было изменено на «Руку судьбы», а на титульном листе автором вместо Кейро был указан некто «Граф де Хамон». Иллюстрация к обложке была предоставлена Т. Ди Феличе.

Подобно произведениям современников Кейро Г. Райдера Хаггарда, Гая Бутби и Ричарда Марша, «Исследование судьбы» представляет собой готическое имперское фэнтези. На страницах сочинения Уорнера безымянный рассказчик повествует, как опрометчиво сопровождал, судя по всему, душевнобольного археолога в обреченной на провал экспедиции в Долину царей, целью которой являлись поиски последней гробницы Эль-Карнака6. Став жертвой фанатично настроенных местных жителей, оба героя оказались заперты в подземной погребальной камере вместе с таинственной фигурой, которая скрытно следила за ними. Персонаж по имени Ченли раскрывает, что данное заточение является в его жизни отнюдь не первым, поскольку его преследует череда несчастий, берущая свое начало с самого детства в Индии. Несмотря на то, что «Исследование судьбы» местами становится излишне тяжеловесным из-за размышлений автора о коварстве фатума, все же книга иллюстрирует ловкую способность Уорнера создавать атмосферу интриги, захватывающий сюжет и использовать сенсационную беллетристику для взаимодействия со странной, дезориентирующей природой колониального опыта. Более того, роман является классическим примером произведений, порожденных повальным увлечением египтоманией, охватившей в тот период Европу.

После тюремного заключения во Франции судьба Уорнера кардинально поменялась в двух отношениях. Он полностью отошел от дел и несколько лет путешествовал по миру, прежде чем, в конце концов, обосноваться в своем новом доме в Калифорнии. Доселе будучи холостяком, он женился на женщине по имени Мена Диксон Хартленд (Mena Dixon Hartland), ставшей первой и единственной графиней Хамон. (Также следует отметить, что графиня Хамон является автором обложки «Правдивых историй о привидениях».) В Голливуде Уорнер возобновил свое старое ремесло провидца и хироманта, а также начал параллельную карьеру сценариста, однако неясно, дошло ли что-либо из его кинематографических усилий до производства. В последние месяцы 1936 года его здоровье ухудшалось, и в октябре того же года он скончался от сердечного приступа, не дожив немного до 70 лет. По словам вдовы Кейро, его последним пророческим актом, разумеется, стало точное предсказание часа собственной смерти.

Поскольку мастерство Уорнера как предсказателя пользовалось спросом и принесло ему те роскошь и уважение, о которых он мог только мечтать, у него не было необходимости предпринимать новых попыток заняться художественной литературой. «Исследование судьбы» довольно быстро стало букинистической диковинкой, и до публикации превосходного критического издания (2006) с введением, послесловием и примечаниями Шона Доннелли, оно переиздавалось лишь однажды в антологии под редакцией Сэма Московица и Олдена Х. Нортона под заглавием «Великие нерассказанные истории фэнтези и ужасов» (1969). Тем не менее, в свете очевидного литературного таланта, проявленного в одном этом сочинении, заманчиво представить, какие еще романы мог бы написать Уорнер, если бы он вновь этой задаче свою энергию. Учитывая его личный взгляд на тонкую грань между известным и неизвестным, вполне вероятно, что он мог бы создать куда более прочное наследие именно с помощью художественной литературы. К сожалению, похоже, это не было его судьбой.

Избранные труды

If We Only Knew and Other Poems. London: F. Tennyson Neely, 1895.
A Study in Destiny. London: Saxon and Co., 1898.
The Hand of Fate. New York: F. Tennyson Neely, 1898.
Cheiro’s Memoirs: Reminiscences of a Society Palmist. Philadelphia: J.B. Lippincott and Co., 1912.
True Ghost Stories. London: lire London Publishing Company, 1928.

Избранные нумерологические работы7

Cheiro’s Language of the Hand. London: Herbert Jenkins Limited, 1895.
Cheiro’s Guide to the Hand. London: Heibert Jenkins Limited, 1900.
Cheiro’s Palmistry for All. New York: G.R. Putnam’s Sons, 1916.
When Were You Born? London: Herbert Jenkins Limited, 1922.
Cheiro’s Book of Numbers. London: Herbert Jenkins Limited, 1926.

Дальнейшее чтение

Donnelly, Sean. Introduction to A Study in Destiny. Tampa: University of Tampa Press, 2006.

Хотите узнать больше о значении линий на руках, своих способностях и индивидуальном жизненном сценарии? Тогда запишитесь прямо сейчас на профессиональную консультацию по хиромантии!

Рекомендуемые статьи со схожей тематикой:

Этот загадочный хиромант Льюис Хамон
«Законы научного чтения руки» В. Бенхама: современные оценки
Ноэль Жакуин и Фред Геттингс — малоизвестные в России классики хирологии
Великая троица: Дебарроль, Бенхам и Кейро — ведущие и самые известные хироманты рубежа 19 и 20 веков
Звезды зарубежной хиромантии 20 века


1 Брей — крупнейший город графства Уиклоу, Ирландия. Находится на побережье Ирландского моря, в 20 километрах южнее Дублина. В настоящий момент население составляет 36 тысяч человек.

2 Махараштра — штат в центральной части Индии, столицей и крупнейшим городом которого является город Мумбаи, население которого в настоящее время составляет не менее 12,5 миллионов человек. Махараштра — второй по населению штат страны и третий по площади. Название штата на санскрите означает «великая страна».

3 Стоит ли говорить, что халдейская (вавилонская) школа нумерологии вряд ли не имеет отношение к нумерологии индийской. В той форме, в котором данные виды нумерологии практикуются в современном мире, они выглядят как существенно различающиеся системы.

4 Артур Джеймс Бальфур (1848-1930) — британский государственный деятель, в 1902 году сменивший своего дядю, маркиза Солсбери в качестве премьер-министра Великобритании. Занимая этот пост до 1905 года. В годы Первой мировой войны занимал пост министра иностранных дел, затем пост лорда-председателя Совета (1919-1922, 1925-1929). В общей сложности провёл на вершине британского политического Олимпа почти полвека.

5 «Общество психических исследований» («The Society for Psychical Research») — британская некоммерческая общественная организация, образованная в 1882 году в Лондоне сэром Уильямом Барреттом и Эдмунд Доусоном Роджерсом с целью научного изучения явлений и человеческих способностей, которые принято называть «психическими» или паранормальными. В числе основателей общества были известные учёные и мыслители своего времени: Эдмунд Гёрней, Фредерик У.Г. Майерс, Генри Сиджвик, сэр Уильям Крукс.

6 Карнак — египетский город в Верхнем Египте, расположенный на восточном побережье Нила в 2,5 км к северу от Луксора на месте древнеегипетских Фив. Известен крупнейшим храмом древности — Карнакским храмом в честь Амона, который начал строиться в XX веке до н.э. и служил основным государственным святилищем на протяжении всей истории Нового царства. Данный храм соединялся с Луксорским храмом на берегу Нила мощеной аллеей сфинксов.

7 Так в оригинальном тексте статьи. Почему работы по хиромантии и астрологии отнесены к нумерологии — вопрос к автору, а не переводчику.

Источник: O’Hare E. Cheiro (1866-1936) // The Green Book. Writings on Irish gothic supernatural and fantastic literature. — Issue 13, Bealtaine 2019. — P. 38-42.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.