«Законы научного чтения руки» В. Бенхама: современные оценки

Нам неизвестны годы жизни, образование и первая профессия американского хироманта Вильяма Бенхама (William G. Benham). По просторам Интернета гуляет лишь одно его черно-белое фото очень плохого качества, на котором изображено лицо седовласого мужчины в очках, смотрящего вниз, не в камеру объектива фотоаппарата. Личность и биография Бенхама, таким образом, покрыты туманом.

Однако нам хорошо известно другое — в 1900 г., последнем году уходящего XIX столетия, в свет вышла книга «Законы научного чтения руки», которой суждено было стать бестселлером и настольной книгой многих, изучающих хиромантию. Вместе с Кейро и Дебарролем В. Бенхам уверенно входит в тройку наиболее часто переиздаваемых авторов книг, посвященных чтению по руке. Только в 1946 г. в свет вышло 18-е издание книги. А сколько экземпляров этого сочинения было опубликовано к 2021 году по всему миру, знает лишь… — ну вы знаете, кто.

В нашей стране и мире этот фундаментальный труд американского хироманта существует в двух версиях — как исходная книга с черно-белыми фотографиями ладоней (около 800 иллюстраций) и как отредактированная версия, причем редакции подверглись и компоновка материала, и часть иллюстраций (они были перерисованы). Отредактированная версия с введением Риты Робинсон впервые была издана в 1988 г. под заглавием «Книга по хиромантии Бенхама». У нас она была переиздана в 2007 году под названием «Хиромантия. Полный справочник». Оригинальная же книга (точнее, ее 18-е издание 1946 года) Бенхама была опубликована у нас в 1998 г.

Удивляет, что отечественные типографии и издательства реализовали лишь два тиража прославленного американского автора. Они явно упускают прибыль: книги 1998 и 2007 годов давно стали библиографической редкостью. Новый тираж старого классика наверняка был бы тепло встречен публикой. Ведь продолжает же она без конца покупать затертые до дыр и давно повторенные компиляторами сочинения Дебарроля и Кейро — двух основных «конкурентов» Бенхама.

Обзор книги Бенхама мы осуществим на основе русского издания 2007 г. хотя бы по той причине, что здесь читабельны и понятны иллюстрации. К сожалению, в этой отредактированной версии отсутствуют некоторые изначальные материалы, например, глава, посвященная датировке событий и определению возраста клиента. По этой причине мы иногда будем заглядывать и в оригинальный текст (русское издание 1998 г.).

Первое, что стоит отметить — это принципиальная роль холмов ладони в системе Бенхама. Американский хиромант, опираясь на традиционную схему их распределения, говорит о существовании 7 «бугров», хотя, очевидно, что их в таком случае 8, просто холмы верхнего и нижнего Марса автор ради упрощения считает за один, что уже — натяжка. Бенхам предлагает изучающим хиромантию найти самый сильный, доминирующий холм руки — от этого будет зависеть тип руки. Раз у нас семь холмов и семь стоящих за ними планет, то мы получаем систему 7 типов руки.

«Резонно задать вопрос: почему же бугры определяют типы? Ответ таков: в настоящее время мы еще не полностью разрешили эту загадку, но некоторые факты указывают нам путь…; ибо мы знаем, что рука человеческая, будучи работой мозга и выполняя нашу работу, действует исключительно по велению мозга» («Хиромантия. Полный справочник», с. 12).

Автор много времени уделяет оценке хирогномических особенностей ладони: в отредактированной версии книги этим темам посвящены 19 глав из 29. Бенхам критикует манеру некоторых хиромантов, вслед за старыми авторами, уделять при анализе основное внимание левой руке будто бы потому, что она ближе к сердцу. Упор, пишет он, должен делаться на ведущей руке. Для правши это правая, для левши — левая (с. 24). «Исключений не бывает: рука, выполняющая работу, записывает настоящее, а пассивная рука показывает природную одаренность».

Бенхам дает характеристику текстуры кожи, посадки пальцев, гибкости ладони и пальцев, их кончиков и, конечно же, уделяет внимание холмам. На мой взгляд, всему этому уделено чрезмерно много внимания, особенно холмам. При этом справедливо следующее замечание: «Помните, если палец склоняется к другому бугру, он отдает ему часть силы» (с. 123). Предлагаемая автором система типирования ладоней очень непрактична, ведь чаще всего на руке доминируют два конкретных холма — Венеры и Юпитера. Бенхам и сам понимает ограниченность своих рекомендаций, что, однако, не мешает ему и дальше гнуть свою линию: «Встречаются руки, на которых все бугры в равной степени развиты. Это свидетельство уравновешенности характера, пользующегося качествами всех типов» (с. 126). Таким образом, ничего страшного, если вы запутаетесь с определением типа руки по Бенхаму: на худой конец, вы «можете» смело заявить своему клиенту, что он находится «под влиянием» сразу всех семи планет. И ведь не соврете — ведь они, с точки зрения астрологии, влияют на каждого из нас, так или иначе.

Тип Юпитера, по Бенхаму — это прирожденный руководитель, тип Сатурна — усмиритель, тип Солнца — любитель красоты и проявления артистизма, Меркурия — красноречивый делец или интеллектуал, Марса — боец, Луны — человек из мира воображения, Венеры — типаж, тяготеющий к любви и сексуальным страстям. Создав плохо работающую и легко запутывающую систему типирования, Бенхам защищает ее тем соображением, что в прошлом «чистые представители типов встречались в изобилии» (с. 200). Не то что сейчас, в наше хаотичное время.

Стоит отметить, что характеристики основных линий ладони в книге американского автора довольно современны и соответствуют нынешним оценкам. Хотя встречаются любопытные замечания, некоторые из которых сейчас показались бы новаторскими, а некоторые — дискуссионными и очень спорными. Приведем несколько таких идей ниже:

  • Бенхаму принадлежит справедливое замечание, которое в современной трактовке выглядит следующим образом: есть разница между знаком состоятельным и несостоятельным (в терминах В. Финогеева). Второй имеет куда меньшую силу. Относительно островов, он, например, пишет: остров — это всегда расщепление линии и ее восстановление. Если островную фигуру формируют случайные линии — это не настоящий остров (с. 201).
  • Двойная линия Меркурия — это, по Бенхаму, линия Сладострастия. По словам американского автора, такая конфигурация будто бы является признаком избыточной жизненной энергии, которую человек постарается направить на «сладострастные утехи» (с. 387). И хотя автор дальше сам же спорит с этим утверждением, все же оставляет трактовку в силе.
  • В книге встречается редкая и старая трактовка вертикальных линий на холме Луны, идущих вверх от Браслетов. Автор пишет, что это линии Странствий (заметьте — не горизонтальные, а вертикальные линии). Такие линии «увеличивают непоседливость и страсть к путешествиям, характерные для Луны» (с. 382).
  • Бенхам уверен, что линии Сатурна и Солнца «не показывают физических недостатков» (с. 14), хотя в другом месте пишет, что остров на линии Судьбы «свидетельствует о ревматизме» (с. 293).

Как и многие современные авторы, Бенхам полагает, что квадрат — благоприятный и защитный знак (с. 204). Вновь и вновь он повторяет важность состоятельности и самостоятельности знаков: «Если треугольник образован пересечением случайных линий, его действие не так сильно, как у отдельного знака, однако все равно он существенно укрепляет то качество человека, на которое указывает соответствующее месторасположение» (с. 208).

Стараясь быть научным, Бенхам исходит из концепции, что линии — это каналы для передачи электрического тока. И цель хироманта — определить, насколько хорошо они могут справляться с этой задачей (с. 205). Однако эта же идея привела его к весьма сомнительным и откровенно ненаучным выводам: он был уверен, что электрический ток «входит» в наше тело через указательный палец. А раз так, то и исток линии Сердца должен тоже начинаться там же. Хотя очевидно, что линия Сердца куда сильнее и толще у подавляющей массы людей под мизинцем, и, соответственно, истинный исток линии — там, а не на холме Юпитера.

В целом же, трактовки линии Сердца у Бенхама интересны и соответствуют тому, что пишут о ней современные авторы. Бенхам пишет, что «начало» (на самом деле — завершение) линии Сердца на Юпитере — свидетельство сентиментальности привязанностей. Такой человек идеализирует любовь, которая для него равна обожанию. «Она привлекает его даже в нищете (с. 218). Начало же линии Сердца от среднего пальца — свидетельство «сенсуализма», у такого человека любовь пронизана мыслями о сексе. Начало меж буграми — показатель уравновешенности, когда привязанности крепки, но эмоции уже «не вскружат голову».

Ситуация, когда линии Головы и Сердца сливаются в одну, в современной хирологии именуется линией Симиан. При этом считается, что она вбирает в себя значение обеих линий. Бенхам смотрел на такую конфигурацию иначе. Он выступал против такого объединения смыслов двух линий и однозначно утверждал: «В 99% случаев такая одиночная линия представляет собой первое, а отсутствует как раз линия сердца. Я полагаю, что лучше всегда считать такие одиночные линии линиями головы» (с. 245).

Интересно, что Бенхам являлся не меньшим фаталистом, чем Кейро, который из-за этого собрал много шишек на свою голову от современных авторов. Так, автор «Законов» пишет, что короткая линия Головы — признак короткой жизни:

«…жизнь человека… оборвется в том же месте, где обрывается линия головы. Ибо болезни и продолжительность жизни отражены несколькими линиями, а не одной лишь линией жизни. / Если помимо короткой линии головы вы обнаружите еще и короткую линию жизни, совпадающую по длине с линией головы, то смертельный исход крайне вероятен» (с. 245).

И нас отнюдь не удивляет, что в главе о линии Жизни американский хиромант вновь говорит о связи длины линии Жизни с реальной продолжительностью жизни — неоднократно опровергнутый факт. Хотя, отметим, здесь Бенхам все же начинает колебаться. Признавая, что это общее правило «является по сути верным», он говорит о том, что бывают и исключения. И делает вывод:

«На самом деле линия жизни отражает энергичность и природное здоровье человека, но не будем забывать, что смерть может быть обозначена на линии сердца, линии головы и линии Меркурия, а также подтверждена случайными линиями и отдельными знаками — и на руках мертвых людей, у которых линия жизни была невредимой, смерть была обозначена в одном из вышеупомянутых мест» (с. 264-265).

Не совсем ясно, зачем Бенхам все это обсуждает, ведь Рита Робинсон в своем введении, ручаясь за автора, уверяет, что Бенхам от учеников требовал следующего:

  • никогда не предсказывать человеку смерть;
  • никогда никого не унижать и не приводить в уныние;
  • никогда не высказывать вслух необдуманное мнение (с. 8).

Разделы о линиях Сатурна и Солнца в книге В. Бенхама довольно современны, хотя все же местами содержат редкие и ушедшие в прошлое трактовки. Бенхам справедливо отмечает, что линия Сатурна есть не на каждой руке. Исходя из своих наблюдений, автор пишет, что таким людям приходится полагаться исключительно на себя. Они могут достичь успеха, но им «нельзя доверяться случаю или удачному стечению обстоятельств» (с. 310).

Как и современные хироманты, Бенхам выделяет три основных варианта истока линии Судьбы: с внутренней стороны линии Жизни, из центра ладони и с холма Луны. Первый вариант свидетельствует о достижении материального успеха через помощь ближайших родственников. Второй — об успехе благодаря собственным силам. А вот третья конфигурация получила необычное толкование — «своим жизненным успехом человек будет в значительной мере обязан представительнице противоположного пола» (с. 311). Полагаю, это ошибочно. Бенхам прибегнул к астрологическому толкованию Луны, управителя соответствующего холма. В астрологии Луна в самом деле связана с женщинами и семьей. Но в хиромантии это значение не срабатывает, здесь отчего-то отыгрываются иные значения Луны — публика, воображение и переменчивость. Сильное влияние на нашу карьеру личных партнеров будет скорее отображаться линией Судьбы с холма Венеры.

Важное значение имела для развития хиромантии разработка американским автором тематики линий Влияния. Возможно, сам Бенхам и не считал это чем-то важным, полагая куда более значимой свою идею о семи планетарных типах руки, однако детальный анализ линий Влияния — одно из отличий современной профессиональной хиромантии от упрощенной западной хиромантии прошлых веков. Помимо соответствующей тематической главы, размышления о линиях Влияния встречаются и в тексте других разделов книги Бенхама.

Датировка линий по Бенхаму.

Вильям Бенхам пишет, что линиями Влияния можно считать лишь те линии, что пребывают на холме Венеры (или нижнего Марса). При этом линиями Влияния он считает как вертикальные, так и горизонтальные линии. Линия Влияния, идущая ближе всех к линии Жизни, отражает самое сильное влияние и чаще символизирует мать (с. 285). Если яркая линия Влияния начинается позже, между 20 и 30 годами, то означает мужа или жену. Это правомерное наблюдение актуально и сейчас. Нынешние линии Стресса Бенхам называет линиями Тревог (с. 289). Автор пишет, что линии Влияния «возникают потому, что влияния произвели сильное впечатление на разум человека, а умственные впечатления нашли свое отражение на руке» (с. 284-285).

Проблема в том, что Бенхам игнорирует остальные виды линий Влияния, широко используемые современными авторами — например, он не учитывает линии Влияния к линиям Судьбы и Сердца. На самом деле в тексте иногда обсуждаются линии Влияния к линии Сатурна, но только в одном случае — если такая линия очень длинная: «Эти линии представляют события или влияния, которые возникли в жизни субъекта и слились с ней… Если данная случайная линия тянется от бугра Луны, значит, это какое-то влияние извне; если от бугра Венеры — влияние близких родственников» (с. 322). Но мысль, что такая линия Влияния может означать возникновение в жизни человека партнера (супруга), еще не посетила автора. Те же линии, что вливаются в линии Судьбы по мере ее хода вверх, но не отличаются длиной, Бенхамом совершенно не рассматриваются как линии Влияния. Он оценивает их скорее как «отростки вниз», связанные с разочарованиями и трудностями (с. 317).

То же правомерно и для линии Сердца. Никаких линий Влияния к ней Бенхам еще не выделял. А раз линия Сердца у него текла от указательного пальца в сторону мизинца, то и те линии, что мы рассматриваем как линии Влияния или влюбленностей, были у него «ветвями вниз», тоже без позитивного содержания.

Бенхам активно применял датировку линий, о чем свидетельствует соответствующий раздел в оригинальном издании книги. Точки пересечения линии Судьбы с линиями Головы и Сердца — это, соответственно, 30 и 45 лет. Автор отмечает, что для практической хиромантии вполне приемлема точность в датах, предполагающая разброс в интервале от года до 5 лет, и что таких, кто способен уточнить время события с точностью до года, крайне мало («Законы научного чтения руки», с. 388).

Одно из самых странных заявлений Бенхама заключается в том, что он уверен: реальный возраст человека будто бы отражается белесой точкой на линии Жизни, что можно обнаружить путем надавливания на нее. Стоит ли говорить, что кроме Бенхама, о существовании таких «точек» больше никто никогда не писал (с. 387).

Непонятна также точка зрения, заключающаяся в том, что «истинной линией Аполлона можно считать только ту линию, которая начинается более-менее низко, прямо под бугром или пальцем Аполлона» («Хиромантия. Полный справочник», с. 339). По мысли автора, она должна идти с холма Луны или из центра ладони. Если же длинная вертикальная линия начинается от линии Жизни и идет к безымянному пальцу — это вовсе не линия Солнца. Бенхам оценивает такую линию как «случайную».

Линии Брака американский хиромант называет линиями Любви или Союза. Он, как и современные авторы, заметил, что их число не обязательно соответствует числу браков. Вместо этого он был уверен, что они соответствуют влюбленностям. Его вариант датировки: все расстояние между корнем мизинца и линией Сердца составляет 70 лет, середина — 36. Временная шкала идет снизу вверх (с. 299).

Подытоживая, отметим: книга Вильяма Бенхама «Законы научного чтения руки» стала промежуточным звеном при переходе от викторианской хиромантии к хирологии 20 века. В этой фундаментальной книге совсем не учитывается дерматоглифика, а неплохо работающая система типирования ладоней д’Арпентиньи заменена на сомнительную систему 7 планетарных типов, связанных с холмами. И хотя книга американского хироманта все еще повторяет ряд суеверий и вводит новые, все же их число сведено к минимуму. К плюсам сочинения Бенхама относятся:

  • хорошо структурированное изложение;
  • обилие иллюстраций (к сожалению, не отпечатков);
  • наличие своих авторских идей;
  • опора на реальные наблюдения и исследования;
  • разработка тематики линий Влияния;
  • концепция состоятельности или несостоятельности знаков;
  • избавление от мистически окрашенных трактовок (их секуляризация);
  • подробный хирогномический раздел.

Если вы сочли мои исследования и изыскания по истории развития хиромантии полезными, то можете помочь данному блогу в развитии, перейдя по этой ссылке. Автор будет польщен и вдохновлен на дальнейшие свершения.

Рекомендуемые статьи со схожей тематикой:

Звезды зарубежной хиромантии 20 века
Вильям Бенхам и «Законы научного чтения руки»
Великая троица: Дебарроль, Бенхам и Кейро — ведущие и самые известные хироманты рубежа 19 и 20 веков
Оценка книги Дебарроля «Тайны руки» с позиции современности
О важности принципа историзма при изучении хиромантии


Источники:

Бенхем В. Законы научного чтения руки. — М., 1998. — 659 с.
Бенхам У. Хиромантия. Полный справочник. — М., 2007. — 400 с.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.