Московская академия астрологии vs ВШКА

В нашей стране двумя наиболее авторитетными учебными заведениями по астрологии являются Московская академия астрологии во главе с Михаилом Левиным и Высшая школа классической астрологии во главе с Еленой Кашениной, бывшая ранее заочным филиалом первой. Данной статьей мы начнем, как я надеюсь, цикл статей, посвященных сравнению обучения в этих двух школах.

Начнем же с того, что Левин всячески высокомерно подчеркивает, что именно его детище — Московская академия астрологии — является самым лучшим учебным заведением по классической астрологии. В частности, на сайте www.astro-academia.ru в разделе «История нашей Академии» рассказывается о том, какой долгий путь прошла Академия, а также каким ударом для Левина было отделение в 1993 году от Московской академии заочного отделения, которое стало затем ВШКА: «…в 1993 году Академия пережила серьёзный кризис. После первого выпуска, когда был разработан и проверен на практике полный цикл обучения, от Академии отделилось сразу две школы: свою школу создали Маркина и Кашенина. Наташа Маркина вышла из школы Вайсберга и её уход был не слишком болезненным. Труднее переживалась активность Елены Кашениной. Она многие годы училась у Левина и созданная ей ВШКА была точной копией Академии, вплоть до методик и учебных планов. В Москве возникло две почти одинаковых астрологических школы и многие студенты и поступающие даже не могли понять, в чём разница между ними. С годами, правда всё прояснилось – Академия была значительно выше классом и при отсутствии самостоятельного и оригинального подхода ВШКА не могла с ней всерьёз конкурировать. / Кризис, естественно, сопровождался финансовыми трудностями, но постепенно мы их преодолели и в результате начали разрабатывать новые методики преподавания».

Даты ухода Ирины Кашениной из Московской академии на сайтах Академии и ВШКА почему-то отличаются. Если Левин говорит о 1993 годе, то на сайте ВШКА www.astroclass.ru сказано, что с 1991 по 1994 год Елена Кашенина преподавала в Московской Академии астрологии, и только в 1994 году была создана ВШКА. Ну, оставим эти нюансы другим исследователям. Отметим пока лишь, что, по мнению Левина, ВШКА Московской академии «не конкурент», поскольку качество образования в этих учебных заведениях разное: в ВШКА оно, конечно же, «хуже». Сегодня у меня есть возможность сравнить учебные программы первого года обучения в ВШКА и Академии астрологии, поскольку я недавно поступил на заочное отделение в ВШКА, а моя подруга — в Московскую академию астрологии. Отмечу пока что особенности, которые касаются 1 семестра 1 курса: литература у нас лишь отчасти одинаковая, так, в обоих школах рекомендуют пособие Вайсберга. Приведу список литературы для изучения, рекомендуемый данными учебными заведениями.

Список литературы, рекомендуемый студентам заочного отделения Московской академии астрологии (1 курс, 1 семестр):

  • Левин М. Учебное пособие по астрологии. Начальный курс. Ч.1 и 2.
  • Левин М., Кучеренко Г. Цепочки диспозиторов.
  • Левин М., Митяева Т. Планеты и профессии. Дома и характер деятельности
  • Вайсберг В. Лекции по астрологии (1 курс, 1 семестр)
  • Левин М. Метазодиак
  • Митяева Т. Стеллиумы. Лунные узлы в знаках

Список литературы, рекомендуемый студентам заочного отделения ВШКА (1 курс, 1 семестр):

  • Вайсберг В. Лекции по астрологии (1 курс, 1 семестр)
  • Маркина Н. Интерпретация астрологической символики
  • Льюи Г. Астрология для миллионов
  • Арройо С. Астрология, психология и четыре стихии
  • Банцхаф Х., Хеблер А. Ключевые понятия астрологии
  • Методическое пособие ВШКА «Общие понятия астрологии»
  • Лекция «Цепочки по владению и изгнанию»
  • Волоконцев Е. Основы астрологии
  • Также рекомендуются, но не в обязательном порядке, многотомник С.Вронского «Классическая астрология» и книги А.Подводного.

Как видим, в Московской академии упор делается именно на сочинения М.Левина, а в ВШКА стараются как можно более расширить кругозор студентов, рекомендуя литературу разнообразных авторов. Рекомендацию многотомника Вронского со стороны ВШКА я считаю явным перебором. Однако малое количество работ к прочтению в Московской академии также не является плюсом. Смею предположить, что если студент ВШКА освоит основные рекомендуемые работы, то будет более эрудирован, чем студент Московской академии. Другое дело, что освоить столь большой объем рекомендуемой литературы уже на 1 семестре 1 курса — большая проблема.

Стоимость 1 семестра заочного отделения в Московской академии астрологии на 1 апреля 2016 года составляет 8 000 р., а в ВШКА — 5 000 р. Однако, в отличие от ВШКА, Московская академия присылает все обозначенные в списке выше пособия в печатном виде на дом (это все — брошюры в мягкой обложке). Стоят ли они эту разницу в 3 000 р. — пусть каждый решает сам. Я считаю, что не стоят. С другой стороны, ВШКА по отношению к он-лайн отделению (а у них есть еще и веб-отделение) выступает явным крохобором: предоставляя доступ к ряду вебинаров, они не дают ссылок на скачивание рекомендуемых книг в электронном виде. Мол, читайте только на нашем сайте или покупайте у нас же за отдельные деньги. К счастью, в нашей стране тот, кто ищет бесплатные книги в электронном формате, обязательно их где-нибудь найдет. Стоит упомянуть и о том, что у нас с коллегой была возможность сравнить тесты для наших семестров. Удивительно, но задания ВШКА сложнее и оригинальнее заданий от Московской академии астрологии.

Лично у меня вызывает удивление качество (речь идет об информации) базовых астрологических пособий. Речь в данном случае идет о пособии Виталия Вайсберга «Лекции по астрологии. 1 курс, 1 семестр» (1992), которое в равной степени используется как в МАА, так и в ВШКА (сам Вайсберг сначала преподавал вместе с Левиным в МАА, а затем ушел в ВШКА). Я не ожидал увидеть столько ляпов и логических ошибок, которые до сих пор не удосужились искоренить в обоих школах. И это — лучшие школы! Чего же ждать от остальных? Однако подробнее о моих претензиях к пособию Вайсберга — в следующей статье под заглавием «О «Лекциях по астрологии» В.Вайсберга».

Продолжение темы: статья «Обучение в Московской академии астрологии и ВШКА: сравнение».