Несколько заметок Кристофера Джонса по истории хирологии

Алексей Шлыков / Фев.17.2018. / Нет комментариев

Мы продолжаем традицию интересных переводов с английского языка по хиромантии. Вниманию читателей предлагается перевод четырех коротких статей Кристофера Джонса, размещенных на сайте известного хироманта Джонни Финчема. В них идет речь об индийских истоках хиромантии, а также о развитии науки чтения руки во второй половине XIX — XX веках.

Предисловие Кристофера Джонса (к циклу статей по истории хирологии, размещенных на сайте Д. Финчема)

Это сочинение зародилось в 1989 году как краткая история хирологии в трех тысячах слов, являвшаяся лишь кратким изложением основных событий в развитии хирологии на протяжении столетий. Тем не менее, исторические исследования имеют свою особую манеру завлекать нас и оставлять неудовлетворенным до тех пор, пока все камни не будут перевернуты! Второй черновик умножился на тридцать тысяч слов, а третий, в свою очередь, — уже на шестьдесят тысяч слов. Спустя семь лет после окончания исследования, наконец, была опубликована четвертая версия данного труда. И все же осталось еще много укромных уголков и трещинок, которые стоит изучить. И хотя данная работа постаралась всесторонне охватить ту литературу, что может быть найдена в академических институтах Великобритании, значительные пробелы можно обнаружить в отношении литературы, содержащейся в европейских институтах, и уж тем более в отношении истории развития искусства хиромантии в таких странах, как Индия, Китай и Ближний Восток. Несмотря на эти очевидные недостатки, некоторое утешение приносит мысль, что исторический обзор, подобный этому, никогда не будет по-настоящему полным; данное сочинение может являться только историей того, что было записано, и потому может быть ретроспективой лишь тех текстов, что сохранились на протяжении веков. О том же, что не сохранилось, мы ничего не знаем. И эта работа предлагается вашему вниманию, так как осталось еще что-то, что следует написать*.

Древние истоки хирологии

Заявления о великой древности науки чтения по руке были распространены во все времена. Мы можем встретить утверждения самых разных авторов о том, что хиромантия была известна во всех древних культурах мира, в частности, в Древнем Египте, Халдее, Вавилоне и Шумере. К сожалению, обосновать подобные претензии в настоящее время не представляется возможным в виду полного отсутствия фактологических доказательств. Попросту не существует документов, которые убедительно показывали бы, что чтение по рукам было известно и практиковалось в те далекие времена в обозначенных культурах.

Тем не менее, по большому счету, древность хиромантии все же не вызывает сомнений, (так как, хотя прямых доказательств и не существует, имеется масса косвенных:) упоминания об изучении руки можно обнаружить во многих древних религиозных текстах — как в иудео-христианской Библии, так и в брахманических Ведах, как в поэзии и прозе, так и в биографиях и историях. Хотя подобные упоминания не дают нам ничего для понимания природы и формы хиромантии в древности, они показывают, что какая-то форма традиции чтения по руке все же имела место. Если раньше и существовали какие-либо письменные источники по хиромантии, они не сохранились до наших дней. Происхождение хиромантии навсегда затерялось где-то в безмолвной тишине прошлого.

Древняя индуистская и буддийская Индия

Индийские чтецы по рукам имеют склонность связывать происхождение хиромантии и других подобных гадательных искусств (divinatory arts) с доисторическими или мифическими фигурами и божествами. В Индии хирология известна как Самудрика (Samudrika), что связано с именем короля Самудры, жившего в доисторические времена, однако само начало изучения руки обычно приписывается Господу Шиве, который обучал чтению по руке жену Бога Брахмы, Создателя Вселенной. В настоящее время индийские хироманты с большими усилиями защищают идею древнего происхождения их искусства и многие из них утверждают, что в древности в Индии существовали тысячи книг по чтению руки. Но данные претензии ныне не могут быть доказаны, поскольку мы имеем лишь небольшое количество тех оригинальных текстов (если таковые и были в прошлом в большом числе). Эти утверждения становятся еще более маловероятными по той причине, что большинство современных индийских хиромантов скорее следуют за традициями западной викторианской хиромантии, нежели за какими-либо своими коренными традициями!

Если же отбросить мифологию и апокрифические сказания в сторону, то самые ранние достоверные сведения о зарождении хиромантии на Индийском субконтиненте относятся к 2000 году до н.э., поскольку в древней ведической литературе Индии имеются упоминания о практике чтения по руке. В Кодексе Ману1 и Правилах Васиштхи2 содержатся перечни наставлений, даваемых как руководство для аскетов в том, как правильно вести религиозную жизнь; и здесь мы находим запреты, которые специально были сформулированы, чтобы запретить аскету зарабатывать на жизнь с помощью «толкований примет и предзнаменований или через искусство астрологии и хиромантии». Это, возможно, самые ранние письменные упоминания о практике чтения по руке где бы то ни было в мире.

Как священная индуистская литература, так и «Брахмаджала Сутта» (1:21), часть буддийской Виная-Питаки, датируемая примерно третьим веком до н.э., также запрещает монахам зарабатывать на жизнь прогнозами и гаданиями по руке или же подобными средствами. Сохранение этих «правил» в различных аскетических традициях Индии в течение многих сотен лет свидетельствует о распространенности чтения по руке на протяжении всего этого времени и оказывает поддержку распространенному утверждению, что все традиции чтения по руке происходят именно из Индии.

Хирология во второй половине XIX и XX столетиях

Вторая половина XIX столетия была отмечена значительным ростом интереса к оккультным и эзотерическим идеям, а также особой увлеченностью Востоком и восточными традициями. Индийские йоги и свами стали приезжать в Англию, проводя лекции и демонстрации способностей, буддистские тексты впервые были переведены на европейские языки, и такие группы, как Теософское общество3 и «Золотая Заря»4 продвигали всевозможные новые и экзотические для европейского ума идеи.

Параллельно этому возрождению интереса к темам мистического и эзотерического внутри научного сообщества усиливался интерес к внутренней работе ума. Зародилась наука психология, быстро завоевавшая авторитет, а развивающееся направление психоанализа стало приобретать все большее признание. В рамках этого движения как Зигмунд Фрейд, так и Карл Густав Юнг стали пионерами, открывшими новый взгляд на человеческую обусловленность и человеческое сознание. В дополнение к своей научной подготовке врача и психиатра, Юнг, в частности, проявлял интерес к целому кругу Восточных и Западных герметических идей5. Подобно серьезным ученым эпохи Возрождения, Юнг не только обладал компетенцией в рамках современной ему науки, но видел также ценность и резон в изучении алхимии, астрологии и других дивинационных систем, как, например, «И Цзин». Хотя он сам не написал работ о хирологии, известно, что он несколько раз делал отпечатки своих ладоней и проявлял симпатию к изучению хирологии, осознавая ее ценность как средства достижения самопознания. Во многом подобно тому, как Акиллини6 написал одобрительный текст, предваряющий первую работу Коклеса7, Карл Юнг также написал предисловие к работе Юлиуса Шпира — единственной книге о чтении руки, созданной обученным психоаналитиком.

Библиография, рекомендуемая Кристофером Джонсом для изучения истории хирологии:

  • Anon, «Al Kaff» (in Encyclopaedia of Islam, vol.IV, 1978)
  • Allen E,H,, «The Science of the Hand» (London, 1885)
  • Arlington L.C., «Chinese vs Western Chiromancy» (The China Journal, 1927)
  • Boll F., «Catalogus Codicum Astrologorum Graecorum» (Brussels, 1908)
  • Burnett C., «The Earliest Chiromancy in the West» (J of Warburg & Courtauld Inst, v.50, 1987)
  • Camden C., «Elizabethan Chiromancy» (Modern Language Notes, 1947)
  • Craig H., «Metham’s Works» (Early English Text Society, 1916)
  • Culin S., «Palmistry in China and Japan» (The Overland Monthly, 1894)
  • De Morant S., «Sciences Occultes en Chine: La Main» (Paris, 1932)
  • Fitzherbert A., «The Palmist’s Companion» (Scarecrow Press, 1992)
  • Gettings F., «The Book of the Hand» (Hamlyn, 1965)
  • Gibson M., «The Eadwine Psalter» (London, 1992)
  • Giles H.A., «Palmistry in China» (The Nineteenth Century, v.56, 1904)
  • Haskins C.H., «Studies in Mediaeval Science» (London, 1924)
  • James M.R., «The Canterbury Psalter» (London, 1935)
  • McKinney/Bober, «A C13th Medical Case History..: MS Ashmole 399» (Speculum, v.25, 1960)
  • Pack R., «A Pseudo-Aristotelian Chiromancy» (Archives d’Histoire Doctrinale et Litteraire du Moyen Age, v.36, 1969)
  • Pack R., «Pseudo Aristoteles: Chiromantia» (Archives d’Histoire Doctrinale et Litteraire du Moyen Age, v.39, 1972)
  • Pack & Hamilton, «Rodericus de Majoricus: Tractatus Chiromancie» (Archives d’Histoire Doctrinale et Litteraire du Moyen Age, v.38, 1971)
  • Price D., «An Old Palmistry» (Heffer & Sons, 1953)
  • Sabbatini G., «Bibliographia di Chiromanzia» (Bologna, 1946)
  • Schmitt & Knox, «Pseudo Aristotelis Latinus: a guide to Latin works falsely attributed to Aristotle before 1500» (London, 1985)
  • Schloem G. «Hebrew Chiromancy» (in Encyclopaedia Judaica, vol. V, 1971)
  • Thorndike L., «Alfodhol and Almadel: Hitherto Unnoted Mediaeval Books…» (Speculum, v.2, 1927)
  • Thorndike L., «John of Seville» (Speculum, v.34, 1959)
  • Thorndike L., «Chiromancy in Mediaeval Latin Ms» (Speculum, v.40, 1965)
  • Thorndike L., «History of Magic and Experimental Science», volumes 1-8 (Columbia University Press, 1923-1958)
  • Thomas K., «Religion and the Decline of Magic» (Penguin, 1971)

* К сожалению, К. Джонс слишком пессимистично настроен в отношении будущей популярности своих исследований. В частности, на просторах англоязычного форума для хиромантов http://www.modernhandreadingforum.com/ мы читаем следующий комментарий английского хиролога, оставленный им в 2012 году:

«В то время как я частным образом опубликовал некоторые из своих работ, имеется одна книга, которую я «издал» публично, — это «История науки чтения по руке», которую вы можете найти на моем вебсайте www.cheirology.net, а также на страничке Джонни Финчема. Я загрузил весь материал этой книги на сайт Джонни, когда он издал свою первую книгу, чтобы придать больший вес его новой работе. Причина, по которой я сделал общедоступной именно эту свою работу, заключается в том, что я абсолютно уверен: ни одно издательство никогда не опубликует эту книгу! Я помню, как разговаривал с Эндрю Фитцгербертом около пяти лет тому назад после выхода его превосходной работы «Компаньон хироманта» («Palmist’s Companion») (его собственная книга по истории чтения руки), и он был очень разочарован тем фактом, что продал всего только 100 экземпляров книги. Я ему тогда ответил, что полагаю — это большая цифра! Вторая причина обнародования моей «Истории» заключается в том, что нам очень уж часто приходится слышать весь тот вздор в книгах и на просторах веб-сайтов, что не имеет отношения к действительности. И теперь, когда имеется работа, доступная всему свету, не осталось никаких оправданий вере в тот вздор, что некоторые хироманты публикуют в своих книгах по истории чтения руки; и в равной степени нет оправдания тому хироманту, кто говорит или пишет нонсенс типа «хиромантия изучалась Аристотелем» или что она зародилась у цыган и т.д».

1 Законы Ману или Ману-смрити — памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский сборник предписаний благочестивому индийцу, содержащий рекомендации по исполнению им своего общественного, религиозного и морального долга. Традиция приписывает авторство данного текста легендарному прародителю человечества — Ману. В науке утвердилась точка зрения Георга Бюлера, что «Ману-смрити» в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II веке до н. э. — II веке н. э.

2 Васиштха — в ведийской и индуистской мифологии один из семи божественных мудрецов, риши, духовный сын Брахмы, один из прародителей земных существ, муж Арундхати. Считается автором трактата, посвящённого ведийской астрологии «Васиштха-самхита».

3 Теософское общество — международная общественная организация, основанное в 1875 г. Е. Блаватской и Х. Олкоттом и продолжающее свое существование до сих пор. Первоначально оно провозгласило своей целью научное исследование психических или так называемых «духовных» феноменов, после чего были объявлены три его главные задачи, а именно: 1) братство человечества без различия рас, цвета кожи, религии или социального положения; 2) основательное изучение древних мировых религий для сравнения и извлечения оттуда универсальной этики; 3) изучение и развитие скрытых божественных сил в человеке.

4 Герметический орден «Золотой зари» (или, в большинстве случаев, просто «Золотая заря») — магический орден, представляющий собой оккультную организацию, действовавший в Великобритании в течение второй половины XIX — начала XX века, практиковавший теургию, магию, алхимию и поощрявший духовное развитие своих адептов. Произвёл одно из наиболее сильных влияний на западный оккультизм XX-го века.

5 Здесь Кристофер Джонс применяет слово «герметический» в широком значении, как синоним слов «закрытый», «эзотерический». Ведь в строгом смысле слова герметизм — это религиозно-философское и магико-оккультное европейское учение. Как таковой, герметизм включает в себя практику алхимии, астрологии, теургии, мантики и магии.

6 Алессандро Акиллини (1463-1512) — итальянский анатом и философ, прозванный «вторым Аристотелем».

7 Бартоломео делла Рокка, также известный как Коклес (1467-1504 года) — итальянский специалист по хиромантии, физиогномике, астрологии и геомантии. Алессандро Акиллини был покровителем Коклеса.

Источники:

http://www.johnnyfincham.com/history/bibliography.htm
http://www.johnnyfincham.com/history/india.htm
http://www.johnnyfincham.com/history/origins.htm
http://www.johnnyfincham.com/history/twentieth.htm

Оставить комментарий