Анимус и Анима: мужское и женское в нас

Каждый из нас замечал, что есть мужчины брутальные, жесткие, волевые, а есть чувствительные, мягкие, поэтичные. Существуют женщины домашние, уютные, сопереживающие, настроенные на партнерство, но также встречаются волевые, очень уверенные в себе и настаивающие на своей независимости. Это различие в типажах по-разному оценивалось психологами и философами. Швейцарский психолог Карл Юнг (1875-1961) (с подачи Сабины Шпильрейн) предложил концепцию Анимуса и Анимы — архетипов коллективного бессознательного, существующих в каждом из нас.

В первоначальной концепции Юнга Анима — архетип, существующий внутри психики мужчин и представляющий собой его «внутреннюю женщину», а Анимус, соответственно, — мужская часть внутри любой женщины. Существуют и иные архетипы, которые можно определить как самостоятельные психические структуры. Но в нашу задачу не входит из обсуждение.

Итак, Анимус представляет собой мужские психические элементы в психологии женщин. Анима, напротив, — женские с сознании мужчин. Сила влияния этих архетипов на каждого из нас различна. В случае, если мужчина чересчур сильно отождествляет себя с Анимой, то становится чувствительным, обидчивым, с одной стороны, но и поэтичным, мистически настроенным, с другой. С точки зрения психологии, осознание своей внутренней мужской или женской части очень важно для гармонии с самим собой и окружающими. Ведь мы склонны проецировать на других то, что «носим» в себе. И влюбленность, с точки зрения аналитической психологии, всегда есть для мужчины проекция на женщину своей Анимы (т.е. он видит в другой то, что имеет внутри себя; или, если сказать иначе, склонен видеть то, что соответствует собственным подсознательным ожиданиям). Для женщины влюбленность, конечно, — проекция на реального мужчину своего Анимуса.

С точки зрения астрологии, мужской образ идеальной женщины, его Анимы, описывается позициями Венеры и Луны в карте, а Анимус в женской карте характеризуется Марсом и Солнцем. Хиромантия очень наглядно помогает оценить силу мужского и женского в каждом из нас: выводы об этом можно сделать по количеству линий на ладони и грубости кожи. В среднем большинство мужчин обладают ладонями с более грубой кожей и малым число линий, нежели у женщин.

Поскольку линии руки связаны с реакциями нашей нервной системы на события жизни, то малое их число указывает на крепкую, но относительно нечувствительную нервную систему. Очень часто обладатели грубой кожи ладоней и малого числа линий характеризуются также крепкой физической конституцией. С этой точки зрения становится понятным, отчего женщины часто обвиняют мужчин в том, что они являются «сухарями» и «толстокожими» — мужчинам зачастую нужны более сильные психологические или событийные стимулы для сильных реакций, нежели женщинам. Тем не менее, на руке творческого, тяготеющего к искусству мужчины вы зачастую обнаружите целую сеть линий. Такие мужчины обладают сильной Анимой.

Обратное верно для женщин. В среднем женская ладонь отличается мягкой кожей и обилием блеклых линий (у мужчин они обычно куда ярче и сильнее). Если же на руке девушки линий мало или они отличаются своей силой и яркостью, то это признак сильного Анимуса.

Существуют и иные, косвенные признаки силы мужского или женского в нас. Так, мужчина с Водным типом ладони будет обладать куда большей чувствительностью, чем обычно, а женщина с Огненным типом руки будет отличаться желанием рисковать, управлять и побеждать. Признаками сильного Анимуса (и зачастую Марса в ее астрологической карте) является для девушки ощутимое расстояние между линиями Головы и Жизни (собственно, сила холма Марса), расцениваемое в традиционной хиромантии как «знак авантюриста». Фактически это указывает на сильную независимость в характере, потребность в новизне и готовность рисковать. Длительное же соединение линий Головы и Жизни в их истоке у мужчины — знак, сильно смягчающий характер (усиление Анимы, слабость холма Марса). Такой человек (хотя этот признак будет работать одинаково, вне зависимости от пола) чаще отличается изначальной робостью характера, склонностью сомневаться в себе, нежеланием рисковать, зависимостью от семьи и привычкой реализовываться в союзе, партнерстве с кем-то.

Стоит добавить, что представления об Аниме и Анимусе после Юнга продолжали осмысляться и развиваться. Заслуживает внимания точка зрения Джеймса Хиллмана (1926-2011), основателя архетипической психологии. Он пишет, что Юнг хоть и дал нам понятие Анимы, но сам же его и сузил, ограничив рамками мужской психологии. Но архетипы выходят за пределы не только мужского и женского, но также биологических различий и социальных ролей. Поэтому весьма вероятно, что Анима (как и Анимус) в равной степени существуют в психологии как мужчин, так и женщин. Как бы то ни было, нам полезно помнить, что в каждом из нас есть мужское и женское. И чем лучше мы понимаем себя и свои потребности, тем проще нам понимать других.


Литература:

Зеленский В. Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий. — М., 2016. — 255 с.
Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. — М., 2015. — 408 с.
Хиллман Д. Миф анализа: три очерка по архетипической психологии. — М., 2005. — 352 с.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.