Четыре письма Юнга, обсуждающих астрологию

Полемика о том, практиковал великий швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875-1961) астрологию или не практиковал, продолжается и поныне, хотя непредвзятый анализ его литературного наследия позволяет сделать вполне определенный вывод. Перевод на русский язык писем Юнга, выполненный издательством «Касталия» позволяет поставить жирную точку в этом вопросе, поскольку мы получаем свидетельства, которые не может игнорировать даже убежденный фанатик-скептик. Так, благодаря одному из писем Юнга мы узнаем, что швейцарский психолог практиковал астрологию еще в период своей переписки с Фрейдом в 1911 году. Другое письмо, адресованное профессору Раману, оказалось сильно растиражированном в астрологическом сообществе и датируется 1947 годом. В обоих случаях Юнг отзывается об астрологии очень благожелательно. И подобных писем больше, чем парочка.

В этом ключе остается не совсем понятным, почему же в некоторых «ранних» изданных работах Юнг отзывается об астрологии как о предрассудке (в поздних этого уже не наблюдается)? Например, в работе «Архетипы коллективного бессознательного» (1934) читаем: «Так, астрологию, эту древнейшую «scientia intuitiva», объявили лженаукой, ибо ее сторонники ставили психологическое описание характера в зависимость от звезд. Этот предрассудок жив и по сей день. Тем не менее каждый, кто способен исчислить гороскоп, должен знать, что со времен Гиппарха Александрийского точкой весеннего равноденствия считается 0° Овна. Следовательно, знаки зодиака, на которых основывается любой гороскоп, весьма произвольны, поскольку с тех пор эта точка сместилась в силу прецессии к началу Рыб».

Является ли это следованием неким конъюнктурным соображениям или чужой редакторской вставкой? У меня пока нет ответа на данный вопрос. Между тем, именно подобные тексты из работ Юнга и позволяют закоренелым скептикам сопротивляться идее о том, что Юнг и астрология — понятия совместимые. Тем не менее, в последующих работах Юнг очевидно высказывается в пользу астрологии. Например, в предисловии к книге Юлиуса Шпира «Руки детей» (1944) он пишет: «Древний целитель никогда не стеснялся использовать такие вспомогательные системы как хиромантия и астрология в диагностических и прогностических целях, как показано, например, в книге д-ра Гоклениуса, жившего в конце шестнадцатого века в Вюрцбурге. <…> Однако в двадцатом веке, спустя два столетия интенсивного научного прогресса, мы можем рискнуть воскресить эти почти забытые искусства, влачившие свое презираемое существование в полузабытьи; мы можем рискнуть также и проверить их в свете современных знаний ради новых возможных истин». А в книге «Mysterium Coniunctionis. Таинство воссоединения» (1963) мы узнаем, что «гороскоп есть хронометрический эквивалент индивидуального характера».

Ниже мы приведем полный текст четырех писем Юнга, в которых речь идет о науке звезд. С огромной благодарностью переводчикам проекта О. Телемского «Касталия». В этих письмах очевидно желание Юнга оставаться на поле науки, а не уходить в мистицизм, обсуждая астрологию, а также изменение отношения к статистике: в одном случае мы увидим рассуждения о том, как Юнгу не хватает в астрологической литературе статистического метода, а в двух других (более поздних по времени текстах) — как она обманчива.

259J. 1003 Seestrasse, Küsnach-Zürich, 12 июня 1911 г.

Дорогой профессор Фрейд,

Со времени последнего письма (увы, довольно давно!) я отлично воспользовался временем. Я был на конгрессе швейцарских психиатров в Лозанне и выступал на тему «форм бессознательной фантазии». Эти вещи представляют собой разработки для текущего «Jahrbuch», которые, кстати говоря, принимают форму ужасно медленно (из-за обилия материала). Все, чем я сейчас занимаюсь, вращается вокруг содержаний и форм бессознательных фантазий. Думаю, я уже получил некоторые прекрасные результаты. Вы увидите, что это исследование является необходимой подготовительной работой для психологии Dem. praec. Доказательство тому случай Шпильрейн1 (он в «Jahrbuch»). Часто я жаждал, чтобы вы оказались тут, и я мог бы обсудить крайне сложный случай: Dem. praec. с невероятной бессознательной системой фантазий, скажем так, которые я вытащил на свет божий с несказанными усилиями и терпением. И в довершение всему постоянная опасность самоубийства. По-настоящему дьявольский случай, но крайне интересный и поучительный. Этот случай был особенно трудоемким, потому что сейчас я начинаю видеть то, чего не видел с Хонеггером. Похоже, во время Dem. praec. нужно всеми усилиями выводить на свет внутренний мир, порожденный интроверсией либидо, который у параноиков внезапно предстает в искаженной форме как система бреда (Шребер), что мне, похоже, удалось сделать в данном случае, но не удалось с Хонеггером, потому что я и не подозревал о подобном. Я говорю себе, что этот недостаток знания с моей стороны привел к его смерти. Что, если эту точку зрения нужно подтвердить? У меня такое чувство, будто я занимаюсь вивисекцией людей с яростным внутренним сопротивлением. Похоже, интроверсия ведет не только к возрождению инфантильных воспоминаний, как при истерии, но и к высвобождению исторических слоев бессознательного, что порождает губительные образования, появляющиеся только в исключительных случаях.

Вечерами я плотно занят астрологией. Я делаю расчеты гороскопов, чтобы найти ключ к сердцу психологической истины. Выяснились поразительные вещи, которые определенно покажутся вам невероятными. В случае одной дамы вычисление положения звезд при ее рождении дало определенный образ характера с некоторыми биографическими деталями, которые принадлежат не ей, а ее матери, и характеристики подходили матери до последней черты. Дама страдает от невероятного материнского комплекса. Осмелюсь заявить, что однажды мы обнаружим в астрологии немалую долю знаний, которые интуитивно проецировались на небеса. Например, похоже, что знаки зодиака – это образы характера, иными словами, символы либидо, которые изображают типичные качества либидо в данный момент.

Я все еще не закончил свое популярное изложение для цюрихского «Jahrbuch». На этой неделе начну работать над брюссельской лекцией.

Блейлер отказался от президентства, так что теперь Медер президент цюрихской группы. Единогласно решено принять 21/22 сент. как дату проведения конгресса. Пожалуйста, дайте знать, если можете, приедете ли вы к нам до конгресса или после. Честно говоря, до конгресса подойдет мне больше, так как 27 сент. Я должен отправиться на воинскую службу. Ференци, кажется, тоже планирует приехать в Швейцарию примерно в это время.

Надеюсь, у вас все хорошо, как и нас.

Большое спасибо за ваш совет. Беспокойство было достаточно реальным, но оказалось психогенным, поскольку, как мы знаем, женщины любят выманивать из мужчин эмоции.

С сердечными приветствиями,
Искренне ваш, Юнг.

Б.В. Раману, 6 сентября 1947 г. (Оригинал на английском)
Заголовок письма Р. гласит: «Raman Publications, владелец Б.В. Раман; The Astrological Magazine (ведущий индийский ежемесячный журнал о культуре)».

Дорогой профессор Раман,

Я пока не получал «The Astrological Magazine», но все равно отвечу на ваш вопрос.

Поскольку вы хотите знать мое мнение об астрологии, я могу сказать, что интересовался этой особой деятельностью человеческого ума больше 30 лет. Как психолог, я преимущественно интересуюсь тем светом, который гороскоп проливает на некоторые сложности характера. В случаях сложного психологического диагноза я обычно составляю гороскоп, чтобы иметь точку зрения с совершенно иного угла. Должен сказать, очень часто оказывалось так, что астрологические данные проясняли некоторые моменты, которые иначе я не смог бы понять. Из такого опыта я вынес мнение, что астрология имеет особый интерес для психолога, поскольку содержит некий психологический опыт, который мы называем «спроецированным» — это значит, что мы находим психологические факты, так сказать, в созвездиях. Это первоначально породило идею о том, что эти факторы ведут происхождение от звезд, тогда как они просто находятся в синхронистичной связи с ними. Должен признать, что это очень любопытный факт, проливающий особый свет на структуру человеческого ума.

В астрологической литературе мне, главным образом, не хватает статистического метода, посредством которого можно было бы научно установить некоторые фундаментальные факты.

В надежде, что этот ответ удовлетворит ваше обращение, остаюсь

Искренне ваш, К.Г. Юнг.

Эптону Синклеру, 25 февраля 1955 г. (Оригинал на английском)

Дорогой мистер Синклер,

Спасибо большое за все, что вы прислали! Вы действительно поразительно плодовиты. Я прочитал вашу драму. Меня не мог не тронуть человечный аспект этой ужасной проблемы. На нее действительно нет другого ответа, кроме самоубийства. Дело в том, что эти изобретения — урановая и водородная бомбы — созданы человеческим умом, спровоцированы великим геноцидом, который планирует бессознательное, чтобы скомпенсировать непрерывное и неизбежное увеличение населения, которое в конечном счете должно привести к гигантским катастрофам, если не вмешаются чудесные и непредвиденные изобретения. Но даже тогда столкновение будет только отложено. Это Дамоклов меч, подвешенный над нашими головами на тонкой ниточке. Ваша драма — это определенно удар, который сбивает с ног, по крайней мере, в случае наивного зрителя вроде меня, о литературной некомпетентности которого я должен вас предупредить.

Я читал ваше письмо в «Time» и добавил — с вашего разрешения — некоторые исторические детали.

Спасибо вам за копию «Time»! А. Келлер был вдохновлен моим портретом. Не стоит и говорить, что я сам не знаю себя с этой стороны. Фотограф, должно быть, поймал что-то во мне.

Я также благодарю вас за интересную «Mental Radio». Всякий раз такие сообщения для меня напоминание о том факте, что наша психика обладает аспектом, опровергающим пространство и время, а также, между прочим, каузальность, и именно этого наши парапсихологи не понимают.

Ваша идея о феминистском перевороте на Небесах крайне забавна. Между прочим, по этой причине, а именно, Assumptio B.V. Mariae, я наслаждаюсь относительно недавней прессой с католической стороны, тогда как обычно получаю вещи вроде тех, что прислали вы. Некомпетентные и глубоко невежественные обозреватели не принимают меня всерьез. В среднем я получаю только плохие отзывы, и это должно убеждать меня, что я пишу довольно неплохие вещи. Иногда в это трудно поверить. Однако с той же почтой я получил довольно неплохой обзор «Психологии и алхимии» от американца, мистера Сайкса. Он связан с Зальцбургом и местной Американской школой. Но, к счастью, судя по удовлетворительным продажам, публика не прислушивается к такой неадекватной критике.

Вы правы, с догматом об Успении бессознательное «забурлило в Церкви», поскольку Женщина ее (бессознательный) представитель на земле.

Что касается «Enemy in the Mouth», можно попробовать Bollingen Press. (…) Дайте знать, и я порекомендую ее Баррету. Алкоголизм — это ужасная угроза нации. Посмотрите на Францию!

Мой «Ответ Иову» был отправлен «Bollingen Press» английским издателям, поскольку они, очевидно, боялись чего-то вроде «антиамериканской деятельности» и, вероятно, утраты престижа. Это книга для немногих, но — боюсь — многие могут прочитать и понять ее неправильно. Но даже в таком случае я получаю самые восторженные письма, хотя, почти без исключения, от простых людей. Похоже, они главные читатели моих книг.

Не дразните себя — меня едва ли почитают, но вы гораздо лучше известны в США, чем я. Пожалуйста, не смущайтесь моей книжкой. Она медленно встанет на свой путь, как и вся остальная моя работа. Управитель моего рождения, старик Сатурн, так замедлил процесс взросления, что я стал осознавать собственные идеи только в начале второй половины жизни, т. е. именно в 36 лет. Прошу прощения за старые астрологические метафоры. «Астрология» — это одно из тех «случайных явлений», стертых с лица земли идолом усреднения, которого каждый считает реальным, тогда как он есть чистая абстракция. Вскоре моя небольшая книга, которую я опубликовал вместе с профессором В. Паули, выйдет в Англии2. Она шокирует еще сильнее Иова, но на этот раз ученого, а не теолога. Она посвящена «случайным явлениям» экстрасенсорного восприятия, особенно теории, и это мой вклад в книгу. Работа Паули посвящена роли, которую архетип играет в формировании некоторых научных представлений. Реакция публики будет еще хуже, чем в случае с Иовом.

То, как реагирует научный мир, сильно напоминает мне те отдаленные времена, когда я один стоял за Фрейда против мира, ослепленного предрассудками, и с тех пор я постоянно был объектом клеветы, раздражения и презрения, хотя заслужил и восхищение, что парадоксально, от университетов (среди них Оксфорд и Гарвард)3. Не осмелюсь полагать, что они не знали, что делали. Так кто прав, мои критики или академики? Тем временем, я могу сказать вместе с Шопегауэром (судьба которого была еще хуже: первое издание его работы было продано в количестве 1 копии!4): legoretlegar!5

Простите, что отнял ваше время этими личными излияниями. Я только хотел объяснить, почему воспринимаю дурную критику как должное, тогда как благосклонный отзыв – это редкое исключение, и потому непредсказуемое «случайное явление».

В надежде, что я ответил на каждый пункт вашего письма, остаюсь,

Искренне ваш, К.Г. Юнг.

Энрике Бательману, июль 1956 г. (Оригинал на английском)

Дорогой сэр,

Что касается испанского перевода моей книги «Natureklärung und Psyche», должен советовать вам воспользоваться английской версией. По сравнению с оригинальным немецким текстом, в английском есть некоторые улучшения, которые, я полагаю, следует учесть в испанском издании. Я также думаю, что приложение, добавленное английскими редакторами, должно стать частью и вашего издания.

Я очень заинтересован тем фактом, что вы подняли тему синхронистичности. Мои идеи в этом отношении кажутся крайне неясными, если судить по полученным реакциям. Люди, похоже, не могут следить за моими заключениями. Словно они частью шокированы моим использованием астрологической статистики и тем, что, как я полагаю, слова «телепатия», «предчувствие» и т.д. ничего не объясняют. … Физики даже не способны принять тот факт, что термин статистика предполагает существование исключений к правилу, столь же реальных, как и их средние значения. Каузальность как статистическая истина предполагает существование акаузальности, иначе она не была бы статистической истиной. Иными словами, исключения для каузальности – это реальные факты, которые я пытаюсь изобразить с точки зрения их значимого совпадения или синхронистичности. Как правило, невероятность серии значимых совпадений (т.е. совпадающих по смыслу) увеличивается с числом отдельных появлений. Вопрос, таким образом, в том, где найти такие серии. Астрология по причинам, указанным в моей книге, не самая безопасная область для исследования. Случайный метод Райна до сих пор приносил лучшие результаты, но он остается бесплодным в свете точки особого интереса. Он связан с вопросом: каково психологическое состояние, в котором можно ожидать синхронистического явления? Результаты Райна уже показали, что живой интерес тестируемого имеет высочайшую важность. Когда он ослабляется в силу привыкания тестируемого, результаты быстро ухудшаются. Некоторое аффективное состояние, похоже, незаменимо. Потому следует искать эмоциональные состояния. На самом деле мы исследуем несчастные случаи, т.е. переломы с предшествующими снами и соответствующими результатами других случайных методов средневекового происхождения, таких как, например, геомантия, гороскопы, игральные карты и т.д. У нас есть поразительные результаты. Благодаря традиционной психологической природе указанных методов, они допускают некоторое постижение скрытых бессознательных констелляций и их архетипической структуры. Я лично наблюдал множество синхронистических явлений, в которых мог установить природу лежащего в их основе архетипа. Сам архетип (nota bene не архетипическое представление!) – это психоид, т.е. трансцендентен и потому относительно по ту сторону категорий числа, пространства и времени. Это означает, что он приближается к единству и неизменности. Благодаря освобождению от категорий сознания, архетип может быть основой значимых совпадений. Потому вполне логично, что вы заинтересовались воздействием мескалина и похожих наркотиков, принадлежащих к адреналиновой группе. Я слежу за этими исследованиями. Действительно, мескалин в большой мере раскрывает бессознательное, удаляя препятствующее влияние апперцепции и заменяя последнюю обычно латентными синдромными ассоциациями. Так мы видим художника цветов, изобретателя форм, мыслителя мыслей за работой. …

Искренне ваш, К.Г. Юнг.


1 Sabina Spielrein, “Über den psychologischen Inhalt eines Falls von Schizophrenic”, Jahruch, III:1 (1911); часто цитируется в “Wandlungen und Symbole”, part II (cf. CW 5, pars. 200ff.). Это была ее докторская диссертация.
2 The Interpretation of Nature and the Psyche (1955). Часть Юнга, эссе о синхронистичности, в CW 8.
3 Юнг, среди прочих, получил почетную степень Гарварда в 1936 году, а от Оксфорда в 1938 году. См. Кюнцли, 4 фев. 43 г.
4 Первое издание «Мира как воли и представления».
5 «Меня читают и будут читать».

Источники:

https://castalia.ru/perewody/karl-gustav-yung-perevody/4072-yung-i-frejd-perepiska-pisma-ot-1911-god.html
https://castalia.ru/perewody/karl-gustav-yung-perevody/2991-karl-gustav-yung-pisma-1947-g.html
https://castalia.ru/perewody/karl-gustav-yung-perevody/3423-karl-gustav-yung-pisma-ot-1955-g.html
https://castalia.ru/perewody/karl-gustav-yung-perevody/3456-karl-gustav-yung-pisma-ot-1956-g.html

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.