Письмо Карла Юнга астрологу Андре Барбо

Биографическая справка: Андре Барбо (1921-2019) — современный французский астролог, начавший заниматься астрологией еще в 1935 году благодаря брату Арманду Барбо (1906-1974), астрологу, инженеру и алхимику. Сферой особых интересов Андре Барбо являлась мунданная астрология, которой он посвятил несколько своих книг. В области натальной астрологии он развивал синтез астрологии и психоанализа. Автор свыше сорока книг. Карл Юнг (1875-1961) — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии — аналитической психологии. Автор учения о коллективном бессознательном, архетипах, а также концепций психологических типов и синхронистичности.

Вниманию читателей блога предлагается перевод известного письма Юнга, адресованного Барбо, цитаты из которого и поныне кочуют из астрологической книги в книгу. Возможностью познакомиться с этой уникальной перепиской мы обязаны переводчикам просветительского проекта «Касталия». Обращаем ваше внимание, что ранее мы уже опубликовали три статьи, в которых также приводятся письма Юнга, содержащие мысли об астрологии. Таким образом, в общей сложности нам известно минимум двенадцать писем швейцарского психиатра, в которых он ведет беседу об астрологии.

Андре Барбо, 26 мая 1954 г. (Переведено с французского)1

Дорогой мсье Барбо,

Прежде всего я должен извиниться за задержку с ответом на ваше письмо от 19 марта. Часть времени я был на отдыхе – или болел. Кроме того, к сожалению, мой преклонный возраст больше не позволяет исполнять свои обязательства так, как я хотел бы.

Что касается вашего опросника, то вот мои ответы:

1. Связи между астрологией и психологией. Есть много случаев поразительных аналогий между астрологическими сочетаниями и психологическими событиями или между гороскопом и характерологической предрасположенностью. До некоторой степени даже возможно предсказать психическое воздействие транзита. Например […]2. Можно с немалой долей вероятности ожидать, что указанная хорошо определенная ситуация будет сопровождаться аналогичной астрологической конфигурацией. Астрология, как коллективное бессознательное, которым занимается психология, состоит из символических конфигураций: «планеты» — это боги, символы сил бессознательного.

2. Modus operandi астрологических сочетаний. Мне кажется, вопрос заключается в том параллелизме или «симпатии», который я называю синхронистичностью, акаузальной связью, выражающей отношения, которые не могут быть сформулированы в терминах каузальности, такие как предвидение, предчувствие, психокинез (ПК), а также то, что мы называем телепатией. Поскольку каузальность – это статистическая истина, есть исключения акаузальной природы, граничащие с категорией синхронистичных (не синхронных) событий. Они должны быть связаны с «качественным временем».

3. Отношение к позиции астрологов [и т.д.] Первые жизненные переживания обязаны своим особым (патогенным) воздействием влиянию окружения с одной стороны и психической предрасположенности, т.е. наследственности, с другой, что, похоже, выражается заметным образом в гороскопе. Последний, по-видимому, соответствует определенному моменту в обсуждении богов, так сказать, психических архетипов.

4. Качественное время. Эту концепцию я использовал прежде3, но заменил ее идеей синхронистичности, которая аналогична симпатии или correspondentia (συμπάθεια античности), или предустановленной гармонии Лейбница. Время само по себе ни из чего не состоит. Это только modus cogitandi, используемый для выражения и формулирования потока вещей и событий, как и пространство ничто иное, как способ описания существования тела. Когда ничего не происходит во времени и когда нет тел в пространстве, нет ни времени, ни пространства. Время всегда и исключительно «окачествляется» событиями, как пространство протяженностью тел. Но «качественное время» — это ничего не означающая тавтология, тогда как синхронистичность (не синхронизм) выражает параллелизм и аналогию между событиями в той мере, в какой они некаузальны. Напротив, «качественное время» — это гипотеза, которая пытается объяснить параллелизм событий во времени в терминах causa et effectus [причина и следствие – лат.] Но поскольку качественное время – это ничто иное, как поток вещей и, более того, настолько же «ничто», как и пространство, эта гипотеза ничего не устанавливает, кроме тавтологии: поток вещей и событий – это причина потока вещей и т.д.

Синхронистичность не признает каузальности в аналогии между земными событиями и астрологическими сочетаниями (кроме отклонения солнечных протонов и их возможного воздействия на земные события) и в особенности отрицает ее во всех случаях внечувственного восприятия (ЭСВ), особенно для предвидения, поскольку непостижимо, как можно наблюдать следствие несуществующей причины, или причины, которая пока не существует.

Что астрология может установить, так это аналогичные события, но не то, что каждая последовательность была причиной или следствием другой. (Например, одно и то же сочетание может в одно время означать катастрофу, а в другое, в том же случае, насморк). Тем не менее, астрология – это не совсем простой вопрос. Есть это отклонение солнечных протонов, вызванное, с одной стороны, сочетаниями, противостояниями и квартилями, а с другой, тригонами и секстилями, и их влияние на радио и многие другие вещи. Я не компетентен судить, насколько важным может быть это вероятное влияние.

В любом случае, астрология занимает уникальное и особое место среди интуитивных методов, и в ее объяснении есть причина сомневаться и в каузальной теории, и в исключительной верности гипотезы синхронистичности.

5. Я наблюдал много случаев, когда четко определенная психологическая фаза или аналогичное событие сопровождалось транзитом (особенно когда затрагивались Сатурн и Уран).

6. Моя основная критика астрологов. Если бы я решился высказать мнение в области, с которой знаком только поверхностно, то сказал бы, что астролог не всегда учитывает, что его утверждения – это чистые возможности. Толкование иногда бывает слишком буквальным и недостаточно символическим, а также слишком личностным. То, что представляю собой зодиак и планеты – это не личностные черты; они безличны и являются объективными фактами. Более того, в толковании Домов следует учитывать несколько «смысловых уровней».

7. Очевидно, астрология может многое предложить психологии, но что последняя может дать своей старшей сестре, менее очевидно. Насколько я могу судить, мне кажется выгодным для астрологии принимать в расчет существование психологии, прежде всего психологии личности и бессознательного. Я почти уверен, что кое-что можно извлечь из ее символического метода толкования; ведь он связан с толкованием архетипов (богов) и их взаимных отношений, что представляет собой общую заботу обоих искусств. Психология бессознательного особенно заинтересована в архетипическом символизме.

В надежде, что вы найдете этот ответ удовлетворительным, остаюсь,
Искренне ваш, К.Г. Юнг.


1 В заголовке письма Б. значится: «Centre International d’astrologie – Le Vice-president: Andre Barbault, Paris». Он приложил следующий вопросник:

«1. Какие связи вы видите между астрологией и психологией?
2. Каким образом, физическим, каузальным или синхронным, могут быть установлены эти связи?
3. Каков ваш подход к позиции астрологов, которые признают существование психологического поля с самого рождения, и психоаналитиков, которые объясняют психологию неврозов в терминах переживаний ранних этапов жизни?
4. Астрология вводит концепцию качественного времени (“temps quialitatif”) во вселенной. Вы признаете его роль в индивидуальной психике (проблему циклов и транзитов)?
5. Наблюдали ли вы в курсе аналитического лечения типичные фазы либо сопротивления, либо прогресса, которые совпадали бы с некоторыми астрологическими сочетаниями, например, транзитами?
6. В чем заключается ваша основная критика астрологов?
7. Какую ориентацию астрологической мысли вы считаете желательной?»

Письмо Юнга было опубликовано как интервью в «Astrologie Moderne» под ред. Барбо и впоследствии в несколько неверном переводе было издано также в «Aquarian Agent», I:13, Dec. 1970.

2 Здесь астрологические символы, которые Юнг вносил от руки, отсутствуют в копии и не могут быть восстановлены.

3 См. “Richard Wilhelm: In Memoriam”, CW 15, par. 82: «Все рожденное или сделанное в этот определенный момент времени несет на себе качества этого момента времени». А также “Foreword to the I Ching”, CW 11, pars. 970f.

Источник: https://castalia.ru/perewody/karl-gustav-yung-perevody/3373-karl-yung-pisma-ot-1954-g.html

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.