Еще четыре письма Юнга, обсуждающих науку звезд

Биографическая справка: Карл Юнг (1875-1961) — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии — аналитической психологии. Автор учения о коллективном бессознательном, архетипах, а также концепций психологических типов и синхронистичности.

Вниманию читателей блога предлагается перевод четырех писем Юнга, в которых обсуждается астрология и синхронистичность. Возможностью познакомиться с этой уникальной перепиской мы обязаны переводчикам просветительского проекта «Касталия». Обращаем ваше внимание, что ранее мы уже опубликовали две статьи, в которых также приводятся письма Юнга, содержащие мысли об астрологии. В одной из них содержится текст четырех писем Юнга, в другой — трех. Таким образом, в общей сложности нам известно минимум одиннадцать писем швейцарского психиатра, в которых он ведет беседу об астрологии.

Элен Кинер1, 13 августа 1949 г.

Дорогая фрейлейн Кинер,

В своей работе “Der Geist der Psychologie” (Eranos Jahrbuch 1946) я показал при помощи исторического материала, что коллективное бессознательное символически сравнивалось со звездным небом – в частности, Парацельсом. Я посвятил целую главу бессознательному как «множественному сознанию». Я не могу повторить вам всю эту главу. Я бы посоветовал обратиться в страсбургскую университетскую библиотеку, можно ли отправить вам эту работу из базельской университетской библиотеки. К сожалению, у меня больше не осталось копий.

Обосновать фактическую аналогию между бессознательным и космосом – это практически неразрешимая задача. Так же невозможно привести предполагаемое планетарное расположение электронов вокруг атомного ядра, поскольку это только противоречивая модель, посредством которой некоторые физики представляли себе математические отношения между электронами и атомным ядром. Я использую похожий образ, чтобы представлять отношения между архетипами и центральным архетипом самости. Это не доказательство настоящей тождественности или сходства, все основано только на том, что объяснение использует тот же образ, чтобы некоторые непредставимые отношения стали более или менее доступны восприятию. Это также верно для исторических символов природы бессознательного, которые я обсуждал в вышеупомянутой работе. Не только возможно, но и по некоторым причинами довольно вероятно, что коллективное бессознательное странным и совершенно непостижимым образом согласуется с объективными событиями. Я пытался сформулировать это согласование как синхронистичность и как раз сейчас работаю над этим. Но нельзя сказать, что такое совпадение отражается в аналогии планетарных законов движения или звездного неба. Здесь мы сталкиваемся, как вы видите, с очень сложной проблемой, которую лучше не затрагивать. Для ваших целей достаточно того, что аналогия между звездным небом и бессознательным существовала с очень ранних времен, по крайней мере, как символ.

Больше мне добавить нечего. С наилучшими пожеланиями,
Искренне ваш, К.Г. Юнг.

Аниэле Яффе, Боллинген, 8 сентября 1951 г.

Дорогая Аниэла,

Вот и признак жизни! После Эраноса я был очень утомлен. Немного восстановился, и снова меня захватила мысль, на этот раз в связи с синхронистичностью. Я должен переработать главу об астрологии. Нужно сделать важное изменение — на него навел меня Кнолль2. Астрология — это не метод гадания, она, похоже, основана на протонной радиации3 (от солнца). Мне нужно сделать статистический эксперимент, чтобы быть уверенным. Эти мысли охотятся на мой ум, но про тебя я не забуду. Как ты? Надеюсь, лучше. Пожалуйста, пришли мне пару слов. После Эраноса мне не хватало ежедневного обмена идеям и тепла жизни, окружающего меня.

Мне жаль, но нужно остановиться. Сын прибыл на лодке.

Остаюсь с сердечными приветствиями,
К.Г.

Г.Дж. Баррету, 26 марта 1957 г. (Оригинал на английском)

Дорогой мистер Баррет,

Большое спасибо за интересное письмо4. Вероятность весьма впечатляющего параллелизма между людьми значительна ввиду того, что вероятность расхождений и различий довольно ограничена благодаря тому факту, что мы принадлежим к виду Homo sapiens и подразделению белого человека. Кроме невероятного сходства или подобия различия там малы, что для полного чужака они почти исчезают. Так что, взглянув на толпу китайцев впервые, вы сочтете их одинаковыми, а индивидуальные отличия выведете только после тщательного исследования. Если кто-то родился в тот же день или даже в тот же час, он как гроздь на той же плети, что созревает в то же время. Все грозди с одного места дают примерно одинаковое вино. Это истина, подтверждающаяся психологией и опытом с незапамятных времен. Так что вполне возможно, что у вас множество общего с мистером Перси, который родился в тот день, что и вы. Критически пройдя по своему списку, вы обнаружите много общего не только с мистером Перси, но и с любым количеством других индивидуумов (например, буддистское направление). Есть много публикаций в New Republic, также много студентов в Гарварде и так далее.

Я совсем не считаю это случаем Doppelgänger, который был бы для меня необъяснимым явлением, а в лучшем случае только необычным синхронистичным фактом. Я не настолько тугоумный, чтобы упустить любопытный факт множества совпадений, и особенно замечательный факт проглатывания косточки5, но я полагаю, что в то же время родилось множество людей с равно примечательным биографическим сходством с вами. Я помню, что читал о случае мужчины, который родился недалеко от Букингемского дворца в тот же день и час, что и Эдвард VII. Его жизнь была нелепой и близкой карикатурой на жизнь короля.

Не хочу вас оскорбить, но стоит обратить внимание на астрологию, которая занималась такими явлениями около 5000 лет. Не знаю, знакомы ли вы с небольшой книгой, которую я опубликовал вместе с физиком профессором В. Паули: Природа и психика, где я сделал попытку разобраться с этими явлениями. Боюсь, она не совсем проста, но есть некоторые физики, которые ее понимают.

В швейцарском журнале недавно появилась статья об интересном случае совпадения: мужчина отмечал свой день рождения, и жена подарила ему новую трубку. Он пошел прогуляться и присел на скамейку под деревом. Пришел другой пожилой мужчина и сел рядом, закурив такую же трубку. Мистер А. обратил внимание мистера Б. на тот факт, что они курят одинаковые трубки, на что мистер Б. сказал ему, что празднует день рождения в тот же день и получил трубку в подарок от жены. Они представились друг другу, и оказалось, что у них одинаковые имена – Фриц. – Остальное неведомо! У мистера А. было чувство, что тут действовал высший ум. Было бы крайне желательно побольше узнать о психологии обоих и найти возможную причину для этого совпадения.

Искренне ваш, К.Г. Юнг.

Роберту Л. Круну6, 15 ноября 1958 г. (Оригинал на английском)

Астрология – это один из интуитивных методов, подобно И Цзин, геомантии и другим гадательным процедурам. Она основана на принципе синхронистичности, т.е. значимом совпадении. Я исследовал экспериментально три интуитивных метода: метод И Цзин, геомантию и астрологию.

Астрология – это наивно спроецированная психология, в которой различные подходы и темпераменты человек представлены как боги и отождествлены с планетами и зодиакальными созвездиями. Изучая астрологию, я применял ее к конкретным случаям много раз.

Есть замечательные совпадения, например, положение Марса в зените знаменитого гороскопа Вильгельма II, так называемого “Friedenskaiser” [мирный кайзер – нем.] Это положение, как сказано уже в средневековом трактате, всегда означает casus ab alto, падение с высоты.

Эксперимент убедителен для разностороннего ума, ненадежен в руках лишенных воображения и опасен в руках дурака, как и все эти интуитивные методы. Разумно использованный, эксперимент полезен в тех случаях, когда речь идет о ясной структуре. Нередко он предоставляет удивительные озарения. Самое четкое ограничение эксперимента – это недостаток ума и буквализм наблюдателя. Это умное aperçu вроде формы ладони или выражения лица – вещей, из которых глупый и лишенный воображения ум не выведет ничего и из которых ум суеверный сделает неверные выводы.

Астрологические «истины» как статистические результаты сомнительны или даже маловероятны. (См. мою работу «Synchronicity: An Acausal Connectiing Principle» в Jung-Pauli: The Interpretation of Nature and the Psyche, Bollingen Series LI, New York 1952, Pag. 83ff.)

Суеверное использование (предсказание будущего или утверждение фактов, выходящих за пределы психологических возможностей) ложно.

Астрология сильно отличается от алхимии, поскольку ее историческая литература состоит лишь из различных методов расчета гороскопа и его толкования, а не из философских текстов, как в случае алхимии.

Еще нет психологического описания астрологии ввиду того факта, что эмпирическое основание в научном смысле еще не было заложено. Причина этому в том, что астрология не следует принципу каузальности, а зависит, как и все интуитивные методы, от акаузальности. Без сомнения, астрология ныне процветает, как никогда в прошлом, но она до сих пор исследована в крайне неудовлетворительной степени, несмотря на часто использование. Она является подходящим инструментом, только когда используется с умом. Она совсем не защищена от неправильного использования, и рационалистический и узкий ум превращает ее в совершенную нелепицу.


1 Аналитический психолог из Страсбурга.

2 Макс Кнолль (1897-1969) — немецкий физик, в 1948-1955 гг. профессор электроинженерии в Принстонском университете; после 1956 г. директор Института технической электроники, Мюнхен.

3 Согласно Кноллю, солнечная протонная радиация находится под сильным влиянием планетарных положений. Ср. Knoll, “Transformation of Science in Our Age”, Man and Time, работы из Eranos Yearbook, 3 (1957); Jung, “On Synchronicity”, CW 8, Appendix, par. 987 и “Synchronicity”, par. 875.

4 Б. сообщал о множестве замечательных совпадений между его жизнью и жизнью американского писателя Уильяма Александра Перси (1885-1942), автобиографию которого, Lanterns on the Levee (1941), он прочитал. Оба были рождены в один день. Он спрашивал у Юнга, можно ли считать это случаем Doppelgänger или «двойника».

5 И он, и Перси проглотили косточку от фрукта в возрасте 13 лет и были уверены, что умрут от аппендицита.

6 Женевский корреспондент американских периодических изданий «Time» и «Life». Никаких следов публикации данной переписки найти не удалось.

Источники:

https://castalia.ru/perewody/karl-gustav-yung-perevody/3123-karl-gustav-yung-pisma-ot-1949-g.html
https://castalia.ru/perewody/karl-gustav-yung-perevody/3197-karl-gustav-yung-pisma-ot-1951-g.html
https://castalia.ru/perewody/karl-gustav-yung-perevody/3553-karl-yung-pisma-ot-1957-godu.html
https://castalia.ru/perewody/karl-gustav-yung-perevody/3592-karl-gustav-yung-pisma-ot-1958-goda.html

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.