Современный астрологический взгляд на значение планет через призму психологии

Современная астропсихология, вобравшая в себя не только взгляды астрологов минувших веков, но и достижения психологической науки, дает более глубокое, целостное и конструктивное понимание того, что означает та или иная планета. Говоря в астрологии о планетах, мы имеем в виду не реальные небесные тела, а астрологические архетипы, неким (скорее всего, акаузальным, т.е. непричинным) образом связанные с нашей психикой. Наблюдая за движением Венеры по небу, нам принципиально не важны ее физические параметры (точнее принимаются во внимание лишь самые очевидные — цвет, расстояние до Земли или Солнца). Куда значимее, какое значение богиня Афродита или Иштар, персонифицированная планетой Венера, имела в древности. Т.е. нам важно значение архетипа в культурном и психологическом контексте, в интеллектуальном и символическом пространстве.

Можно сказать и так: астрономические, реально наблюдаемые планеты неким непрямым образом связаны с архетипами коллективного бессознательного. В этом ключе планеты воплощают собой определенные части нашей психики, наши мотивации и страхи. Планеты являются своего рода отражением наших подсознательных (а иногда и осознаваемых) программ. Рассуждая об астрологической планете, мы одновременно подразумеваем и астрономический объект, и стоящий за ним архетип, и определенную функцию нашей психики.

Пара Солнце-Меркурий в астропсихологии символизирует разум, причем его сердцевина, эго — это Солнце. Меркурий — это анализатор, обслуживающий компьютер разума. Солнце — волевое и осознающее, принимающее важные решения начало. Астрономически тесная связь эго с умом выражается в том, что Меркурий на небе никогда не уходит далеко от Солнца. Самооценка и восприятие своего я связаны именно с Солнцем, ядром личности. Но возможность взглянуть на себя со стороны, проанализировать поступки и решения — это Меркурий. Возможно, чем дальше Меркурий от Солнца, тем шире диапазон принимаемых решений, т.е. возможность по-разному вести себя при принятии важных и сиюминутных решений.

Меркурий связан также с тем, как мы учимся, усваиваем новую информацию. Это фильтр восприятия и передачи информации в нашей психике. Но общий взгляд на жизнь — в ведении Солнца, нашего эго. Меркурий (разум) для него — это обслуживающий персонал или инструмент.

Несмотря на сложившиеся в Средние века мрачные аналогии, Сатурн — это не смерть как таковая, а старение, становление негибким, жестким. Там, где в карте стоит Сатурн, мы ограничиваем себя и других и предельно серьезны. Сатурн символизирует также область комплекса, страха, то, что человек подавляет в себе. В этом ключе, говоря языком юнгианской психологии, Сатурн — это отчасти наша Тень. Также с Тенью связан архетип Плутона. Сатурн воплощает собой также и отношение к обязанностям, работе, давление обстоятельств. Смерть же как трансформация, переход в новое качество — это уже Плутон.

Женская часть нашей психики (Анима для мужчины и восприятия себя как женщины для девушки) описывается парой Луна-Венера. Луна связана с нашими естественными реакциями, фоновым эмоциональным состоянием. И чем более мужчина чувствителен к внешним событиям, тем больше окружающие замечают в нем «женского». Луна также связана с идеей обмена заботой и образом матери. Чем она сильнее в карте, тем больше человек хочет получать заботу в свою сторону и тем выше роль матери в его жизни. Для мужчины Венера — образ идеальной любовницы, возлюбленной, музы, а Луна — образ супруги или символической матери. Кроме того, в любой карте Венера описывает то, как человек выражает свои чувства, симпатии и как «понимает» любовь.

Аналогичным образом работает пара Марс-Солнце. В женской карте эти планеты не только символизируют ее Анимуса, но и рассказывают об ожидаемых качествах идеального мужчины: Марс — это идеальный любовник, предпочтительный способ завоевывания со стороны мужчины и его (а также свой) сексуальный темперамент. Солнце — идеализированный образ отца и супруга. Однако, если отец был очень строгим, он может описываться в карте и Сатурном.

С темой сексуальной жизни и отношений связаны, прежде всего, Венера и Марс. Секс символизируется Марсом, однако Венера воплощает чувственное начало и принимающую позицию, рассказывает, как человек выражает нежность, относится к удовольствию, поэтому она также важна при анализе данной темы. Если Венера в Тельце, а Марс в Раке, человек получает большое удовольствие от прикосновений и созерцания красоты, нацелен на долгосрочное партнерство, долго выбирает объект симпатий, но если полюбит, то очень надолго; сам же секс для него предпочтителен в атмосфере эмоционального доверия и безопасности. Если Венера в Весах, а Марс во Льве, в постели человеку важно быть «королем сцены», произвести яркое впечатление и вызвать восхищение; кроме того, большое значение будет иметь красота партнера, эстетичность происходящего. Неудовлетворенность партнерши такой мужчина может воспринять как личное оскорбление.

Я не согласен с позицией Дэйна Радьяра, что Сатурн символизирует эго, что противоречит как здравому смыслу, так и взглядам самого Юнга, чьи идеи, собственно, Радьяр и развивал, адаптировал к астрологии. Юпитер и Сатурн в астрологии связаны с социальными программами человека, с его амбициями, отношением к обществу. Сатурн — это то, чего человек боится, но также и то, что его мотивирует трудиться, проявлять ответственность, стремиться к практическому результату. А Юпитер — это те сферы, относительно которых человек испытывает энтузиазм, ощущает хорошие возможности и перспективы, где он хочет быть щедрым. Сатурн — то, как мы относимся к правилам и наказаниям, а Юпитер — как мы ведем себя в плане щедрости, что оказывает влияние на нашу мораль, ценности.

Сатурн связан со скепсисом — и это также часть нашего разума. Однако разум и эго, разум и скепсис хоть и близкие, но нетождественные понятия. Программа Сатурна — не доверять, а проверять на практике. Однако скепсис все же нельзя счесть чертой эго. Это именно механизм ума — надстройка над ядром личности (с одной точки зрения ядро личности — это Солнце, с другой — Солнце и Луна в совокупности). С этой точки зрения архетип Сатурна подобен библейскому Дьяволу: он против того, чтобы верить просто так и за торжество разума и материальной реальности. Неспроста Лиз Грин одну из своих книг так и окрестила: «Сатурн: новый взгляд на старого дьявола». Но в чем-то тот же самый архетип подобен образу деспотичного библейского Яхве, требующего беспрекословного подчинения, четкого соблюдения правил и любящего наказания. Мы зачастую не можем свести в точности астрологический архетип к аналогичному культурному или религиозному архетипу.

Исходя из сказанного выше, можно увидеть, что астрологические архетипы — это явления сложного порядка, которые можно лишь в приблизительной степени «подогнать» под ту или иную психологическую модель. Тем не менее, уметь это делать важно, если мы хотим говорить современным психологическим языком, а не языком средневекового фаталиста, убежденного в существовании «приговора звезд», который вполне однозначен и категоричен.

2 комментария

  1. В астрологии несколько иной символизм связанный с психологией.

    Основа такова.

    Солнце — Сознание.

    Луна — Подсознание.

    Меркурий — связь между Солнцем и Луной.

    1. Это лишь одна из многих точек зрения. «Астрологий» много, соответственно, и переложений астрологического символизма на психологию тоже много. Чем более глубокой является психологическая система, тем лучше астрология в нее вписывается. Но по-прежнему очень многое зависит от интерпретатора. Иного вряд ли можно ожидать, ведь это символический язык, настоянный на аналогиях. Аналогии могут быть очень разные.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.