О важности принципа историзма при изучении хиромантии

Многим из нас интересна предыстория того или иного явления, идеи. И если мы всерьез заинтересовались, к примеру, астрологией с хиромантией, то вполне закономерным является желание проследить истоки развития дисциплины. Однако на пути таких изысканий большой проблемой может стать отсутствие у исследователя исторического образования или непонимание того, какие существуют методы исторических исследований и почему нельзя вырывать событие из контекста. Увы, зачастую исследователи-любители склонны легко обманываться, воспылав «гениальной» идеей, что можно проводить поверхностные аналогии и связи без глубокого погружения в контекст — обязательное условие исторического подхода. От подобных ошибок не застрахованы даже лучшие специалисты в своей сфере (но дилетанты в исторической науке). Так уж получилось, что я имею профильное историческое образование, поэтому хорошо вижу подобные казусы.

В замечательной во многих отношениях книге «Золотые нити судьбы» Андрея Супрычёва (Десни) уже во введении содержится дезинформация, вводящая читателей в заблуждение. Мы уделим этому внимание в надежде, что наши читатели будут развивать свои критические навыки, очень полезные в достижении профессионализма. Он пишет: «В Древней Греции хиромантия считалась священной наукой и пользовалась большим уважением и почетом». Увы, это скорее всего неправда. Во всяком случае, мы ничего уверенно сказать об этом не можем.

Поскольку я являюсь переводчиком единственной в нашей стране книги, целиком посвященной истории хиромантии и написанной квалифицированным автором (К. Джонсом, имеющим как историческую, так и хирологическую подготовку — он учился на историка в Оксфорде и являлся главой Лондонского хирологического общества), то довольно глубоко погрузился в первоисточники. Нельзя утверждать что-то, относящееся к истории, просто потому, что так захотелось. Фактически до нас дошли лишь обрывочные свидетельства о том, что хиромантия в самом деле была известна древним грекам (например, Аристотелю). Однако о степени ее популярности и уж тем более священности мы не знаем ничего.

Вероятно, Десни пал жертвой баснословной истории о том, что однажды на древнем алтаре Гермеса был найден трактат по хиромантии, написанный золотыми буквами и подаренный впоследствии Аристотелем самому Александру Македонскому. Или же поверил в то, что фиктивный «Шедевр Аристотеля» (в правдивость которого уверовал сам Бенхам) в самом деле был написан греческим философом. Однако К. Джонс, например, пишет: «даже беглый взгляд на содержание книги и включенные в нее темы со всей очевидностью показывают, что здесь не может быть и речи о подлинности». Сам астрологический язык, используемый в тексте сочинения, свидетельствует, что оно было написано не позже 1500 г. н.э. В Средние века в среде хиромантов вообще было популярным приписывать свои сочинения Аристотелю и другим мудрецам. К примеру, исследователи Нокс и Шмитт насчитывают 41 манускрипт по хиромантии, датируемый XIII-XV вв. и ложно приписываемый Аристотелю.

Далее, если хиромантия была в таком почете в античном мире, как так вышло, что в Древнем Риме она стала источником насмешек? Например, писатель Ювенал (жил в I-II вв. н.э.) в одной из своих пьес, высмеивая женщин своего времени, говорит: в то время как женщины из высших сословий консультируются с астрологами, женщины среднего класса удовлетворяют свое любопытство и тщеславие, отправляясь к хиромантам. Таким образом он намекает, что хиромантия — искусство для не самых обеспеченных граждан (и имеющее репутацию не самого высокооплачиваемого и ценного). Далее А. Десни пускается в филологические фантазии, утверждая, что слово «гадать означает думать». А раз древние греки назвали однажды чтение по руке хиромантией (дословно гадание по руке), то они, «конечно же», имели в виду «истинное значение слова «гадать»».

В целом, введение к книге Десни содержит сразу 4 распространенных исторических мифа:

  • Хиромантия была в Древней Греции священной и крайне почитаемой наукой (об этом мы ничего не знаем).
  • А. Македонскому некто Гиспанус (по более распространенной версии Аристотель) подарил трактат по хиромантии, найденный на алтаре Гермеса (это не более чем выдумка).
  • Л. Хамон (Кейро) изучал древний индийский трактат по хиромантии, написанный на человеческой коже, но чудесным образом защищенный от старения. (Красивая «мистическая» история, не имеющая никаких фактических подтверждений; даже сам факт пребывания Кейро когда-либо в Индии под большим вопросом.)
  • В 1913 г. В Париже состоялся конгресс экспериментальной психологии, на котором хирологии был присужден статус науки. (Никаких свидетельств этого, кроме книги по хирологии, приписываемой несуществующему Мюнхемскому институту парапсихологии, нет; кроме того, в истории не зафиксировано некоего конгресса по экспериментальной психологии в 1913 г. в Париже. Международные психологические конгрессы иногда проводились в Париже, но они были не экспериментальные и не имели отношения к хирологии.)

Увы, подобное повторение набивших оскомину выдумок, не подтверждаемых фактами, лишь дискредитирует хирологию. Во многих книгах, посвященных чтению по руке, бездумно повторяются суеверные тезисы. К примеру, мы часто встретим размышления о мистическом кресте между линиями Головы и Сердца. Однако лишь изучение истории хиромантии и средневековый контекст ее развития покажет нам, отчего такие кресты обрели подобные трактовки. А ответ прозаичен: поскольку средневековая европейская хиромантия любила делать выводы, основываясь не на комплексном анализе ладони, а на ярких знаках, то внимание уделялось тем комбинациям, то каким-то образом напоминали религиозные символы (крест — символ распятия и треугольник — символ Троицы).

Не будет лишним напомнить, что хиромантия в Средние века бурно развивалась именно благодаря монахам-переписчикам и священникам. В сознании хиромантов закрепилась (выдуманная) связь между определенными фигурами и духовными трактовками. В видоизмененном, искаженном виде эта связь дошла и до нас в форме, например, сомнительной знака «мистического креста», являющегося зачастую просто пересечением линии Судьбы с линией Стресса.

В книге Десни глубокие прозрения и совершенно справедливые замечания неожиданно сменяются склонностью к фантазированию и вольному додумыванию, когда дело доходит до исторических экскурсов. В разделе «Ладонные знаки» под орех досталось хиромантам прошлого, которые коварно наполняли искусство чтения по рукам новыми идеями, например, астрологическим или нумерологическим содержанием. И если к поиску букв и цифр на ладони я сам отношусь критично, то нападки на астрологических хиромантов (термин К. Джонса) считаю несправедливыми. Ведь в хиромантии действительно крайне много астрологии! Десни уверен, что «ученые мужи-астрологи при занятиях хиромантией наполняли знаки астрологическим содержанием, внося… путаницу». «Названия бугорков ладони традиционно носили имена древних Богов…, а к планетам и закономерностям их движений ладонные знаки отношения не имели. И все, кто сейчас придерживается астрологической школы хиромантии, неизбежно испытывают частые разочарования при досадных промахах».

Вот оно, «оказывается», как. Коварные хироманты прошлого вредительствовали. Им запудрили головы обманщики-астрологи. Должен огорчить уважаемого автора книги, но:

  • во-первых, для своего времени связать астрологию с хиромантией было очень прогрессивным и плодотворным решением, продиктованным контекстом эпохи (до XVII века астрология очень бурно развивалась и изучалась в университетах);
  • во-вторых, никаких разочарований от связи с астрологией хироманты современности не испытывают, поскольку вся хиромантия вдоль и поперек пронизана астрологией. А ведь Десни сам далее, толкуя значение холмов, делает это сугубо в астрологическом смысле!

Особенно несправедливо выглядят следующие строки:

«Скрывая свою несостоятельность в области прогностики, представители этого (видимо, астрологического — А.Ш.) направления прибегали к уловкам: «наша цель — указать основные черты характера, особенности личности, выявить общие закономерности и т.п.» Но с этими задачами прекрасно справляется современная психология без всяких планетарных влияний».

Причины такого негативизма по отношению к астрологии мне не ясны. Но смысл написанного становится совсем ускользающим по той простой причине, что если характер личности отлично описывается психологией, зачем же сам Десни писал свои книги по хиромантии? Только ради прогноза? Да что-то непохоже.

Причины, по которым хироманты XVI века стали открещиваться от предсказаний судьбы, были связаны с исторической ситуацией того времени — гонениями Церкви на предсказателей. Начало чему было положено папскими буллами во второй половине XVI столетия. Мало кому из интеллектуалов той эпохи хотелось иметь дело с Инквизицией. Игнорировать исторический контекст, додумывая причины — значит грешить против истины. Или просто фальсифицировать историю. Дорогие читатели, не поступайте так.

Основными проблемами, существующими, таким образом, в сфере исторических экскурсов в хирологии, являются:

  • пренебрежение источниками информации, прямыми ссылками на то, откуда взята та или иная информация;
  • готовность слепо доверять старым авторам без желания перепроверять их утверждения;
  • проведение поверхностных аналогий;
  • некритичность мышления;
  • вырывание события или идеи из контекста эпохи.

Рекомендуемые статьи с похожей тематикой:

Краткая история хиромантии
Об излишнем мистицизме в хиромантии
Изменение взглядов на трактовку линий ладони по прошествии столетий
Исторические заблуждения, легенды и устаревшие толкования в хирологии
Вся книга К. Джонса по истории хиромантии в электронном виде

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.