Некоторые рукописи по хиромантии XV столетия

Алексей Шлыков / Июн.11.2018. / Нет комментариев

В предлагаемом вашему вниманию переводе Кристофер Джонс прослеживает развитие хиромантии в пятнадцатом столетии, выявляя особенности этого периода. В качестве иллюстрации духа времени приводятся выдержки из типичного манускрипта по хиромантии изучаемой эпохи. На русском языке публикуется впервые.

Развитие хиромантии в XV веке

От неизвестности, характерной для первых тысячелетий исследований руки, мы внезапно попадаем в ситуацию, когда у нас имеется масса документальных свидетельств, рассказывающих о характере практики хиромантии в изучаемую эпоху. К четырнадцатому-пятнадцатому векам изучение руки стало широко распространенным явлением как в массовом сознании, так и в интеллектуальных, образованных кругах. Изучая письменные источники того времени, мы обнаруживаем большое количество трактатов и рукописный документов, содержащих разделы и целые главы, посвященные хиромантии.

Основная часть сохранившихся в Англии средневековых рукописей по хиромантии находится в Британском музее в Лондоне, Бодлианской библиотеке и библиотеках колледжей Оксфордского и Кембриджского университетов. Также значительное количество рукописей по хиромантии можно обнаружить в библиотеках и академических заведениях Европы. В общей сложности до нас дошло около ста манускриптов или текстов по хиромантии, написанных до начала шестнадцатого века.

Некоторые трактаты по хиромантии XV столетия

Как мы увидели ранее, многие из ранних рукописей по хиромантии создавались анонимно или приписывались уважаемым авторитетам, подобным Аристотелю, Соломону или Альберту. И это особенно верно в отношении большинства рукописей, написанных в четырнадцатом столетии (например, BM Ms Harl 2030, Ms Sloane 3281, Ms Sloane 3584 and Ms Add. 15236, выдержка из которого приведена ниже), которые во многих случаях даже цитируют этих авторитетов в самом тексте. И хотя в XV столетии Аристотель все еще продолжал быть популярным, мы обнаруживаем, что к разряду авторитетов по хиромантии стал приписываться также и уважаемый астролог Региомонтан*. Однако нет никаких сомнений, что подобные тексты ни на чем не основываются в своих притязаниях; мы же можем рассматривать подобные приписывания авторства скорее как желание доказать действенность и обоснованность искусства хиромантии, нежели как попытку жульничества и обмана.

Хиромантия псевдо-Аристотеля / Британский музей: Ms Add 15236 c.1400

Выдержки из оригинальной латинской рукописи, переведенные Линном Торндайком и опубликованные в журнале «Speculum» (том 40, 1965 год):

«Широкая ладонь иногда становится такой от труда, как в случае плотника, а порой такова от природы. Когда это связано с большими костями и мышцами, обладатель руки силен и крепок, но не имеет яркого интеллекта. Если она большая и мясистая, ее владелец расточителен и по своей природе сильно пьющий. Если у человека большие руки и острые кончики пальцев, он похотлив и лжив. Если пальцы широкие, он предан и умеет хорошо писать. Если это женщина, она имеет глубокую утробу и сильно стремится найти мужчину. Если мужчина или женщина имеет широкую поверхность руки и тонкие пальцы, то такой человек хорош в ручной работе и имеет склонность к игре на арфе или органе. Такая женщина имеет также широкое лоно в передней части и очень узкое возле матки. Если мужчина или женщина обладает маленькой поверхностью руки (small table in the hand) и крупными пальцами, то он или она умрут от нарыва, и у нее будет широкое лоно рядом с маткой, но узкое у самого отверстия. И такие женщины склонны к проституции из-за ширины рядом с маткой. Те, чьи руки и не слишком большие, и не слишком маленькие, более обыкновенны.

Мужчина с маленькими руками женственен и обманчив, мстителен и неуравновешен. Он способен щедро любить, однако любовь вскоре оборачивается ненавистью, и ему никогда не стоит доверять. В случае мужчины или женщины ненависть столь же ожесточенна, как змея. Но женщинам естественно иметь маленькие руки, если только они не работают. Если их руки чрезмерно малы, то их утробы узки с обеих сторон, они не ищут мужчину, пока не влюбятся в кого-то, и с женщинами такого рода очень трудно иметь соитие. Обладатель маленьких рук слаб и робок в постели. Истинный опыт заключается в том, что женщина с зеленоватыми руками способна быстро зачать, однако никогда не выносит плод живым. Человек с грубыми (крупными) руками от рождения безразличен и туп. Если такова женщина, то у нее мало желания иметь соитие. Такие люди никогда не согласятся из-за нехватки желчи и крови.

Те, у кого нет массы плоти между большим и указательным пальцами, ниже большого пальца и на самой ладони, подвержены проказе; но у членов религиозных орденов нет таких групп мышц из-за их бдений и слабого использования рук. Человек с тонкими руками очень ловок и изобретателен, легко раздражается и похотлив, как воробей. Те, чьи пальцы не совпадают, не сходятся вместе, не согласованы в своих словах и поступках. Когда линия вблизи сустава большого пальца похожа на сеть, состоящую из большого числа линий и проемов, обладатель руки никогда не будет наслаждаться своим богатством».

Хотя большинство ранних манускриптов по хиромантии были написаны на латыни, существует один текст конца тринадцатого-начала четырнадцатого века, написанный на греческом. Болл воспроизводит текст этой рукописи по хиромантии в своем каталоге греческих астрологических работ и публикует одну из содержащихся в ней иллюстраций, изображающих расположение шести планет на ладони. Любопытно, что положение Луны на руке не дается, зато Марсу отдается господство над областью, расположенной прямо под указательным и средним пальцами!** В свое время мы еще вернемся к теме взаимосвязи астрологии и хиромантии.

Многие ранние рукописи по хиромантии написаны в монастырском или церковном контексте. Некоторые тексты (Bodleian Ms Rawl D 1362) являлись в основном церковными рукописями, содержащими в виде вставок краткие трактаты по хиромантии. Некоторые тексты по хиромантии фактически создавались самими монахами. Один из текстов по хиромантии начала XV века, написанный в форме суммы***, был создан в 1407 году неким Рикардусом Доувом, монаха из Бакфастлая (BM Ms Sloane 513 fol. 100-108), а более поздний текст был записан французским доминиканским монахом по имени Гелрия в 1474 году (Clermont-Ferrand Ms 47). Живучесть этого религиозного «союза» подтверждает, что даже к концу пятнадцатого века — даже после публикации «Молота ведьм» — практика искусства хиромантии не подвергалась неодобрению со стороны религиозных властей своего времени.

Хиромантия действительно нашла поддержку со стороны учебных заведений того времени, поскольку мы находим целую группу рукописей, приписываемых некоему Родерикусу де Маджорикусу, который, похоже, занимал какую-то официальную должность в Оксфордском университете в начале пятнадцатого века. Сохранилось по крайне мере шесть экземпляров рукописей по хиромантии, вышедших из-под пера Родерикуса: две из них хранятся в Британском музее, а еще две — в Бодлианской библиотеке в Оксфорде. Рукописи, хранящиеся в Британском музее (Ms Sloane 513 and Ms Egerton 847), являются близкими копиями друг друга, в которых Родерикус впервые предлагает считать хиромантию естественной наукой, ссылаясь на воздействия растущей и убывающей Луны на качество линий ладони. После этого следуют стандартные пассажи о значении различных линейных знаков и образований, которые могут быть найдены в различных частях ладони; далее же имеется отрывок о значении размера и пропорций руки, перекликающийся с Псевдо-Аристотелевским трактатом о хиромантии BM Ms Add. 15236, который мы рассматривали выше.

Манускрипт, приписываемый Родерикусу и находящийся в Бодлианской библиотеке (Ms Bodl 177), фактически содержит два коротких трактата по хиромантии, написанных на средневековом английском и латинском языках примерно в конце XIV века. Эти два трактата озаглавлены «Ars Chiromancia» и «Ars de Chiromancie» и включают в себя пять больших изображений ладони. Как мы можем увидеть из данных иллюстраций, точность изображения все еще считалась неважной в хиромантии пятнадцатого столетия!


* Региомонтан (подлинное имя — Иоганн Мюллер) (1436-1476) — выдающийся немецкий астролог, астроном и математик. В астрологии он описал новую систему астрологических домов, названную позднее его именем, которая применяется в астрологии до сих пор, вытеснив популярную на тот момент систему Алькабитиуса.

** Напомним, что в современной хиромантии область под указательным пальцем управляется Юпитером, а под средним — Сатурном.

*** Сумма — трактат, в котором тема изложена с максимальным охватом. Примеры: «Сумма философии» и «Сумма против язычников» Фомы Аквинского, «Сумма технологии» Станислава Лема.

Источники:

http://www.johnnyfincham.com/history/manuscripts.htm
http://www.johnnyfincham.com/history/summa.htm

Оставить комментарий