Дэйн Радьяр: биографический очерк. Раздел II

Продолжение цикла переводов биографических статей Майкла Мейера об одной из культовых фигур в истории астрологии XX века Дэйне Радьяре. Ознакомиться с содержанием первого раздела можно здесь.

«Дэйн Радьяр уникален среди композиторов своей способностью переводить в музыкальные понятия непереводимые явления, возникающие перед нами во сне и в фантазиях. Его музыка — это прозрение, гармония, которая кажется ритмом бесконечности, но также прелюдией к познанию новых откровений в философско-циклических формах, где каждый конец — начало. Его музыка не нуждается в объяснениях, это толкование загадки человеческого существования, это ответ на вопрос, который никогда не задавался. Это глубокая и увлекательная музыка. Кто-то должен был сочинить философскую музыку подобного человеческого измерения. И эту задачу воспринял и блестяще исполнил Дэйн Радьяр».
(Николай Слонимский, дирижер и музыкальный критик)

Часть третья: ранние голливудские годы (1920-1924)

Радьяр оказался в мире новых чувств и идей, когда благодаря спонсорству Кристины Стивенсон1 смог добраться до Голливуда 1 января 1920 года. На следующее утро он встретился с крупным теософом Б.П. Вадией2, с которым у него установилась крепкая связь. «В Филадельфии, — говорит Радьяр, — я познакомился с мистером Уоррингтоном, тогдашним главой Американского теософского общества, когда он читал лекции в особняке, построенном отцом миссис Стивенсон, медным магнатом в девятнадцатом веке. Когда я добрался до Кротоны3 на Голливудских холмах, тогдашней американской теософской штаб-квартиры, то снял неподалеку комнату, а 2 января за завтраком мистер Уоррингтон тепло поприветствовал меня и представил мистеру Б.П. Вадие, который только что прибыл в Америку после того как представлял в Лиге Наций зарождающееся индийское рабочее движение, инициированное им самим, поскольку именно он возглавлял забастовку в Мадрасе. В то время Вадия был «правой рукой» г-жи Анни Безант4, тогдашней главы Теософского общества. Он являлся управляющим «Теософским издательским домом» и редактором журнала «Теософист», в котором вскоре напечатал мою статью на английском языке «Инерция и тайна зла»».

«Серия замечательных лекций, — продолжает Радьяр, — которые Вадия прочитал зимой 1922 года в Голливуде о «Тайной Доктрине», вдохновила меня на дальнейшее изучение монументального труда ЕПБ5. В течение довольно продолжительного времени я уделял этому исследованию по паре часов каждое утро. Особенно я был очарован постоянным упоминанием о циклах, потому что, когда я был еще шестнадцатилетним парижанином, у меня появилось интуитивное понимание того, что все жизненные процессы и сама сущность «Времени» — цикличны».

1920-е годы были великим временем для Голливуда, и у К. Стивенсон были прекрасные планы посвятить эти земли творческой и духовной деятельности. Она создала «Жизнь Будды» на территории штаб-квартиры Теософского общества в Кротоне, на Голливудских холмах. Уолтер Хэмпден и Рут Сен-Дени исполнили главные роли. Позже Стивенсон решила создать «Жизнь Христа» и поручила Радьяру написать для нее сценическую музыку. Однако голливудские коллеги и даже президент Американского теософского общества м-р Уоррингтон не смогли согласиться с ее видением. Разочарованная, она отказалась от идеи использование поместье Боул (купленное за 40 000 долларов совместно с г-жой Чонси Кларк) и приобрела соседние холмы за ту же стоимость. Там она построила амфитеатр (ныне амфитеатр Джона Энсона Форда), и летом 1920 года «Жизнь Христа» впервые была исполнена перед публикой. К сожалению, в 1922 году, в период подготовки к спектаклю «Жизнь святого Франциска Ассизского» (музыкальным руководителем которого она назначила Радьяра), Кристина Стивенсон ушла из жизни при загадочных обстоятельствах.

Кристина Уэзерилл Стивенсон у Паломнического театра (перевал Кауэнга, Калифорния, 1921).

В 1920 году, когда Радьяр жил в коттедже возле теософской штаб-квартиры в Кротоне, он подружился с голландкой миссис Ван Влит, сильно интересовавшейся музыкой, теософией и астрологией и повлиявшей на решение Радьяра исследовать астрологию и изучить ее техники — при этом занятия предоставлялись бесплатно. В Кротоне он также познакомился с Алисой Бейли6, которая позже основала «Школу Арканов» и издательскую компанию «Люцис», опубликовавшую его первые книги по астрологии — «Астрологии личности» (1936) и «Новые обители для нового человека» (1938). В 1920 году у Радьяра также завязалась тесная дружба с замечательной женщиной Ариэль Дарма, которая помогла ему погрузиться глубже в духовные реальности. Добавим также, что его связь с известным теософом Б.П. Вадией также имела определяющее влияние, подтолкнувшее Радьяра к тщательному изучению «Тайной Доктрины» Е.П. Блаватской. Благодаря этому продолжительному общению в уме Радьяра произошли глубокие перемены, связанные с пониманием и ясностью видения. То, что было почти пророческой интуицией в 1911 году, стало развиваться, кристаллизоваться и привело к творческим идеям спустя десять лет в Голливуде.

(Радьяр и теософская мистерия. Б.П. Вадия, вероятно, распознал нетривиальную судьбу Радьяра, предполагая, что ему предстоит сыграть особую роль в Теософском движении; возможно также, Вадия также видел в личности Радьяра возможность как-то компенсировать ту ситуацию, что возникла, когда Анни Безант продвигала Кришнамурти в качестве проводника грядущего Майтрейи. Вадия, несомненно, чувствовал косвенную ответственность за ситуацию с Кришнамурти7 из-за малоизвестного факта, что именно он был первым человеком, признавшим нечто «особенное» в том мальчике, на которого он позже обратил внимание Ч.У. Ледбитера8. К 1923 году Вадия порвала с Безант и адьярской ветвью Теософского движения. Сразу же после этого он стал главным инициатором создания Объединенной теософической ложи. Скончался Вадия в 1958 году.)

Марсия Микулак исполняет «Тетраграмму» Дэйна Радьяра #4 «Отрочество» (1925).

Радьяр продолжил сочинять музыку. Он приехал в Нью-Йорк на сезон 1922-23 и исполнил некоторые из своих фортепианных композиций на концерте для Международной Гильдии композиторов, членом которой являлся. Также он являлся сооснователем «Общества новой музыки», инициированного Генри Коуэллом9. «Волна огня» Радьяра была исполнена сначала в Лос-Анджелесе на первом концерте «Общества новой музыки» в октябре 1925 года, а затем в Нью-Йорке. В дальнейшем исполнение произведения состоялось в мае 1971 года в Калифорнийском институте искусств под руководством дирижера Джеймса Тенни. К этому моменту в дополнение к сочинительству и исследовательской работе Радьяр становится плодовитым автором статей (теперь на английском языке). Статьи об Эрике Сати и Стравинском были опубликованы в апрельском и октябрьском выпусках «Музыкального ежеквартальника» за 1919 год. В своей статье «Относительность наших музыкальных концепций» Радьяр начал отстаивать восточную музыку и писал о будущих неевропейских типах музыки. Также он предоставлял материал для журнала Сальзедо «Eolus», посвященного теософским публикациям, и издания «Christian Science Monitor».

Боманджи Вадия (слева), Дэйн Радьяр (справа) и Ариэль Дарма в своем магазине на Голливудском бульваре.

Javartam» — яванское искусство в Америке. На фото выше — магазин на Голливудском бульваре 7020, которым управляли Ариэль Дарма и Радьяр. Ариэль была коллегой Вадии, и тесные дружеские отношения между ними установились еще до того, как Вадия впервые посетил Америку в 1919 году. Как и Радьяр, в 1920-е годы Ариэль довелось поучаствовать в съемках немого кино, сыграв главную роль в фильме 1926 года «Пожиратели дыма» (фильм получил высокие оценки) и второстепенную роль в ленте 1927 года «Танцовщица». После уничтожения магазина в результате пожара вынуждена была вернуться в Голландию, где надеялась добиться успеха, снимаясь в голландских и немецких фильмах. Вместо этого Ариэль скончалась в 1928 году. К концу 1920-х годов Вадия много путешествовал и основал большое число новых теософских лож. Когда он, наконец, вернулся в Индию, — примерно в то же время, когда не стало Ариэль, — Радьяр переживал период психологического и духовного одиночества, но вскоре проявил себя в еще более широкой, чем раньше, сфере деятельности.)

Радьяр работал с Ариэль Дармой, проживавшей на Яве, над созданием магазина «Javartam», для которого они впервые привезли в Америку различные виды индонезийских произведений искусства, батиков и других артефактов. К сожалению, магазин по адресу Голливудский бульвар 7020 и большая часть его содержимого были уничтожены пожаром, возникшим в располагавшемся по соседству русском ресторане. В течение этого времени Радьяр также играл эпизодические и второстепенные роли в кинофильмах. Так, ему довелось сыграть Христа в немой версии «Десяти заповедей» С.Б. Демилля10 (1923)11, а в 1924 году поучаствовать как актер второго плана в фильме Алана Кросленда «Три недели». Кроме того, Радьяр также был вовлечен в попытку создания движения «Малое кино» и вместе с другом планировал развитие «интрофильмов» — таких кинолент, которые отображали бы внутренние психологические состояния через серию образов. Эти попытки — и среди них создание «Общества мировой музыки», а также в 1924 году «Hamsa Publications», посвященной созданию новой американской культуры, — оказались совершенно неудачными и намного опередившими свое время.

Рагини Деви, постер фильма «Десять Заповедей» (1923) и Сесиль Демилль.

В 1924 года Радьяр, который к этому времени не сочинял новых композиций уже в течение двух лет, занимаясь вместо этого написанием эссе и изучением индийской музыки по книгам и благодаря дружбе с певицей и танцовщицей Рагини Деви (американкой, которая впоследствии станет одной из самых известных и уважаемых танцоров Индии), начал новый музыкальный этап с композиции «Моменты». Первоначально это были двадцать две симфонические поэмы, символически связанные с образами карт Таро. Они были изданы Бёрчардом (Бостон) в 1930 году как три книги, каждая из которых состояла из пяти частей. Ныне поэмы составляют собой четыре пентаграммы: 1. «Грядущее», 2. «Захватывание», 3. «Высвобождение», 4. «Путь человека». Позже была написана серия работ под названием «Тетраграммы», последняя из которых — в 1968 году. В настоящее время существует девять «Тетраграмм», каждая из которых включает в себя четыре короткие части: 1. «Поиск» (1920), 2. «Распятие» (1926), 3. «Возрождение» (1927), 4. «Отрочество» (1925), 5. «Одиночество» (1927), 6. «Возникновение» (1929), 7. «Завитки» (1924), 8. «Примавера» (1928), 9. «Летние Ночи» (1968).

Продолжение читайте здесь.


1 Кристина Уэзерилл Стивенсон (1878-1922) была наследницей Питтсбургской компании по производству красок. Ее мечтой являлась идея построить собственный театр под открытым небом и организовывать там показ своих пьес. Создатель «Альянса искусств» и «Филадельфийского альянса искусств». Дважды была замужем, сначала за Джоном В. Райсом-младшим, с которым она развелась в 1902 году, а затем за Уильямом Йорком Стивенсоном.

2 Боманджи Пестонджи Вадия (1881-1958) — индийский теософ и рабочий активист. Сначала являлся членом Адьярского теософского общества, а затем Объединенной теософической ложи. Работал в журнале «The Theosophist». 13 апреля 1918 года вместе с В. Калянасундарамом Мудалиаром Вадия основал профсоюз Мадрас, один из первых организованных профсоюзов Индии. В 1945 году основал Индийский институт мировой культуры (IIWC) в Бангалоре.

3 Кротона — один из трех крупнейших теософских центров в Соединенных Штатах в 1920-е годы прошлого века. Первоначально созданное в Голливуде в 1912 году, поселение в 1926-м переместилось в город Охай (Калифорния), где и по сей день функционирует Кротонский институт теософии.

4 Анни Безант (1847-1933) — известный теософ, борец за права женщин, писатель и оратор, сторонница независимости Ирландии и Индии. Второй президент Теософского общества (после Генри Олкотта).

5 Елена Петровна Блаватская (1831-1891) — религиозный философ теософского направления, оккультист, публицист и путешественница. Основатель (вместе с Г. Олкоттом и У. Джаджем) в 1875 году Теософского общества, которое поставило перед собой задачу изучать все без исключения философские и религиозные учения с целью выявления в них истины, которая поможет раскрыть сверхчувственные силы человека, постичь таинственные явления в природе. Одной из главных целей общества было заявлено также «образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания». «Тайная Доктрина» является главным трудом Елены Блаватской. Первоначально книга была издана в двух томах в 1888 году; третий том был опубликован после смерти писательницы в 1897 году.

6 Алиса Анна Бейли (1880-1949) — теософ и писательница. Является автором книг по духовной, оккультной, астрологической и религиозной тематике. Книги и идеи Алисы Бейли являются одним из источников движения Нью-Эйдж. Считается, что именно она ввела сам этот термин.

7 Джидду Кришнамурти (1895-1986) — индийский духовный учитель, известный оратор на философские и духовные темы, в число которых входили: психологическая революция, природа сознания, медитация, отношения между людьми, достижение позитивных изменений в обществе. Неоднократно подчёркивал необходимость революции сознания каждого отдельно взятого человека и особо акцентировал на том, что подобные изменения не могут быть достигнуты с помощью внешних сил — будь то религия, политика или общество. По наиболее популярной версии, весной 1909 года, вскоре после переезда семьи Джидду в Адьяр, маленького Кришнамурти случайно во время прогулки заметил высокопоставленный теософ Чарльз Ледбитер. Тот, обладая даром ясновидения, был поражён «самой замечательной из виденных им аурой, аурой без малейшей частицы эгоизма». Теософы взяли Кришнамурти под свою опеку, уверовав, что Кришнамурти станет «духовным учителем и великим оратором», «проводником» Мирового Учителя. В 1911 году правление Теософского общества Адьяра учредило «Орден Звезды Востока», целью которого была подготовка общества к приходу Мирового Учителя. Кришнамурти был назван главой этого Ордена, а другие верховные теософы заняли остальные руководящие посты. Кришнамурти много времени проводил в обучении и путешествиях с теософами. В 1912 году отец Кришнамурти в попытке вернуть сыновей обращается в суд. Долгую судебную тяжбу он в итоге проиграл, и Анни Безант, глава Теософского общества, получила официальный статус опекуна Кришнамурти и его брата Нитьи.

Два события подорвали доверие Джидду к своим наставникам. Первое получило название «процесса»: 17 августа 1922 года Кришнамурти стал жаловаться на невероятную боль в задней части шеи и общее ухудшение физического состояния, которое усиливалось день за днем (подобное состояние иногда будет повторяться и в последующем). Итогом стало то, что именуют «пробуждением Кундалини»: Кришнамурти обрел новое понимание себя и мира («Я увидел Великолепный, излечивающий Свет. Источник правды открылся мне, мрак рассеялся. Любовь во всем своём величии наполнила сердце; моё сердце никогда не сможет закрыться. Я пил из источника Радости и вечной Красоты. Я упоён Богом»). Второе событие связано с семьей Джидду. 11 ноября 1925 года, вопреки заверениям теософов, что он, как и сам Кришнамурти, защищен великими Учителями, умирает от туберкулёза его брат Нитья, с которым Джидду был очень близок. Его смерть в корне потрясла доверие Кришнамурти к теософии и его веру в лидеров Теософского общества. В совокупности все это привело к тому, что мировоззрение Кришнамурти стало существенно меняться. Развязка наступила, когда Кришнамурти, вопреки уговорам Ледбитер и Анни Безант, 3 августа 1929 года распустил «Орден Звезды Востока» и отрекся от роли будущего бога. Джидду отказался от трестов и прочих организаций, которые были связаны с распущенным «Орденом Звезды Востока», включая Теософское общество. Он вернул деньги и собственность людям, которые те пожертвовали «Ордену», включая замок и 5 000 акров (20 кв. км) земли в Голландии. Остаток жизни он провёл в публичных выступлениях и дискуссиях, в число тем которых входили такие предметы, как: природа веры, правды, горя, свободы, смерти и поиск жизни, преисполненной духовностью. Он не принимал ни последователей, ни поклонников, считая отношения между гуру и учеником поощрением зависимости и эксплуатации, и постоянно убеждал людей мыслить самостоятельно и чисто. Кришнамурти приглашал их к исследованию и обсуждению конкретных тем вместе с ним, «гуляя, как два друга», которые, порвав с прошлым, делают новый шаг «навстречу открытию».

8 Чарлз Уэбстер Ледбитер (1854-1934) — писатель, масон, епископ, член Теософского Общества и один из основателей Либеральной католической церкви.

9 Генри Коуэлл (1897-1965) — американский композитор, пианист, музыкальный теоретик и педагог, основавший Панамериканскую ассоциацию композиторов. Его творчество характеризуют поиски в области гармонии (впервые применял диссонантные многозвучия — кластеры), ритма и формы. Много работал с электронной музыкой. Наряду с Уоллингфордом Риггером, Чарлзом Айвсом, Карлом Рагглсом и Джоном Беккером входил в «Американскую пятёрку» авангардных композиторов.

10 Сесил Блаунт Демилль (1881-1959) — американский кинорежиссёр и продюсер, лауреат премии «Оскар» за картину «Величайшее шоу мира» в 1952 году. Долгие годы кинопредприниматели США считали его эталоном кинематографического успеха. Являлся одним из основателей американской Академии кинематографических искусств и наук.

11 В оригинальной статье указан 1924 год, но эта ошибка исправлена.

Источник: http://khaldea.com/rudhyar/bio3.shtml

3 комментария

  1. «…его связь с известным теософом Б.П. Вадией также имела определяющее влияние, подтолкнувшее Радьяра к тщательному изучению «Тайной Доктрины» Е.П. Блаватской. Благодаря этому продолжительному общению в уме Радьяра произошли глубокие перемены, связанные с пониманием и ясностью видения. »
    __________
    Так было в 20-е годы. Но к середине 30-х («Астрология личности» вышла в 36-м) Радьяр несколько переосмыслил свое отношение к теософии.
    ««…по большей части руководства по астрологии опираются на весьма поверхностную психологию, на представление «здравого смысла»; иные – на психологию, более или менее наполненную теософскими идеями, не всегда философски убедительными и часто далекими от опыта современного западного человека».
    (Дейн Радьяр. Астрология личности. Книга первая. – М., 2003. С. 98)

  2. … Схожей точки зрения придерживается и один из крупнейших современных астрологов, экс-основатель группы Hindsight («Ретроспективная переоценка»), Роберт Хэнд.

    «У современной астрологии есть один по-настоящему прискорбный недостаток (это кроме ее непродуманного языка). Речь о полном отсутствии философской основы, которая предполагала бы какую-либо внятную [coherent] философскую или духовную мировую традицию, – за исключением ведической астрологии Джйотиш…
    Вся современная западная философия – возможно, за исключением лишь феноменологии – рождается из идеи, которая возникает уже после того, как Запад сделал выбор в пользу такого философского пути, на котором астрология невозможна в принципе…
    Но нам при этом не стоит использовать и мистические «философии» XIX века, такие как учение мадам Блаватской, Алисы Бейли и др., – в частности, потому, что в действительности они не являются первичными философскими учениями.
    А вот Альфред Норт Уайтхед, возможно, мог бы стать тем философом, у которого для нас кое-что есть. Но пока я не смогу как следует понять, о чем он говорит, я не могу точно сказать, что он может нам предложить. Те из вас, кто уже пытался его читать, поймут, о чем я»
    (из блога Роберта Хэнда: http://www.astro.com/astrology/in_postmodern_e.htm; перевод мой).

    *
    Ребекка Тарнас (дочь философа и основателя школы архетипической астрологии «Архэ», Ричарда Тарнаса) — как раз одна из тех, кто уже пытался читать Уайтхэда с астрологической точки зрения:
    https://www.youtube.com/watch?v=Ycad_V4nz9s

  3. * «Вся современная западная философия – возможно, за исключением лишь феноменологии…»
    На феноменологический метод ссылается и экс-президент Астропсихологической Ассоциации, американский астропсихолог, доктор клинической психологии и практикующий психотерапевт, Гленн Перри.
    Из его статьи 90-х годов:

    «Феноменологический подход Гуссерля касается основных структур сознания, которые существуют в субъективной, неэмпирической сфере; то есть, внутри нашего разума. Этот метод привлекает саморефлексию, интуицию, ощущение природы явления, когда его сущность ещё не может быть описана в чётких терминах. Феноменологическое исследование не стремится доказать обоснованность отдельного суждения или теории, но направлено на рассмотрение и последующее описание сущности явления, как оно предстает перед исследователем.
    Фокус сконцентрирован не на эмпирических чувственных данных (то есть внешних объектах), но на субъективных переживаниях, как они проживаются и ощущаются… Акцент ставится не на том, что вызывает какое-либо явление, но на том, как жизненный опыт (или переживание) на самом деле обработан, организован и усвоен сознанием.
    …Методы типа наблюдения участника или углубленного интервью позволяют исследователю получить из первых рук данные, которые не отфильтрованы через предвзятые представления, действующие определения или шкалы рейтинга.
    Опять же, цель тут не состоит в том, чтобы определить причинные законы и провести в жизнь или доказать обоснованность гипотезы, но в том, чтобы открыть основные категории смысла в переживаниях участника.
    Здесь подразумевается, что смысл вытекает из контекста; то есть, не имеется никакой окончательной, объективной истины в изучении человеческого сознания, поскольку истина – это всегда вопрос точки зрения. Аналогично, нет правильных или неправильных значений. Имеется только переживание, как оно субъективно осознано и прочувствовано.»
    https://adastra-sedinte.livejournal.com/6230.html (пер. Дениса Куталева (Романа Броля)).

    *
    Там же рассматривается конкретное применение феноменологического метода к астрологии: исследование Кэти Коулман (1989), докторанта Калифорнийского Института Интегральных Исследований.
    «Коулман использовала феноменологический подход для получения сведений о некоторых аспектах астрологических значений. Она взяла интервью у девяти участников, знакомых с астрологией, которые дали детальный отчёт о своих переживаниях энергии планет Сатурн и Уран. Толкование данных включало раскрытие основных тем и структур. Это требовало поиска элементов значения в тексте интервью участника…» и т.д.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.