
Во второй половине XX века внимание астрологов в большей, чем раньше, степени стали привлекать замкнутые аспектные конфигурации в гороскопах. А именно их психологическое и событийное значение. Хотя название ключевых аспектных фигур было придумано до XX века, теперь анализ замкнутых конфигураций вошел в обязательную практику профессионала.
Много внимания разработке тематики фигур аспектов уделили Бруно и Луиза Хубер, коллеги Роберто Ассаджиоли, являвшиеся одновременно психологами и астрологами. Все возможные аспектные фигуры они поделили на три группы: треугольные, четырехугольные и линейные. Поскольку в современной астрологической практике под фигурами аспектов понимают именно замкнутые конфигурации, в этой статье мы более не будем упоминать линейные структуры, поскольку они анализируются чаще всего как обычный набор разрозненных аспектов.
Вот что о фигурах аспектов пишет американский астролог Кевин Берк:
"Конфигурация аспектов - это… продукт современной астрологии и не имеет никаких корней в классической астрологии. Те, кто строго придерживается "традиционной" системы, не обращают на них внимания. Я считаю, что конфигурации - большая редкость, поскольку требуют очень коротких орбисов. Но я включаю их в свое толкование, потому что если уж они возникли, гармонический резонанс будет достаточно сильным, и конфигурация, несомненно, заслуживает внимания"1.
Давайте для начала определимся: зачем нужно использовать эту технику? О чем именно говорят фигуры аспектов? Фигуры аспектов:
- описывают устойчивые психологические реакции, комплексы или основные жизненные проблемы человека (что с чем связано с подсознании);
- являются дополнительным штрихом к пониманию его темперамента;
- свидетельствуют о потенциальных талантах.
И гармоничные, и напряженные фигуры аспектов описывают потенциальные таланты, яркие способности человека и устойчивые паттерны реагирования (поведения). Только в первом случае раскрыть талант по входящим в фигуру планетам относительно легко, а во втором — это требует значительных усилий и проработки своих негативных реакций и убеждений.
- Треугольные аспектные конфигурации отличаются динамизмом, они свидетельствуют о подвижной установке, экспрессивности, потребности человека в регулярных выплесках энергии.
- Четырехугольные конфигурации характеризуются, с одной стороны, сдержанностью, устойчивостью и основательностью, а с другой — консервативностью и негибкостью, здесь присутствует статичная установка.
Однако это взгляд на базовые фигуры аспектов в целом. Для одних фигур это правило работает надежнее, для других — с оговорками.
- Аспектные фигуры, состоящие из гармоничных или преимущественно гармоничных аспектов, свидетельствуют об уверенности человека в своих силах, удачливости, внутреннем спокойствии (в негативе — о тенденции к самоуспокоению и пассивности) и широких жизненных возможностях. К таким фигурам относятся Большой тригон, Бисекстиль, Парус и, в меньшей степени, Синтетический треугольник, Повозка и Трапеция.
- Фигуры аспектов, полностью или в значительной степени состоящие из напряженных аспектов, свидетельствуют о фоновом эмоциональном напряжении человека, а также о том, что ему трудно примирить разнонаправленные тенденции своей души, окружающий мир склонен восприниматься им как скорее проблемное место, где достичь успеха, спокойствия и счастья крайне сложно — это требует колоссальных усилий и не приходит само. К таким фигурам относятся Тау-квадрат и Большой квадрат.
Стоит ли отнести к числу аспектных фигур стеллиумы? Тут есть свои за и против. С одной стороны, стеллиум — это множественное соединение планет, а соединение — аспект. С другой стороны, никакие треугольные или четырехугольные фигуры стеллиум, сам по себе, не образует. Поэтому включать стеллиум или нет в число аспектных фигур — решать вам.
В последние десятилетия мода придумывать все новые и новые фигуры достигла апогея, в чем можно убедится на примере брошюры астролога Елена Бытка «Фигуры аспектов» (2007). В этой работе она упоминает о 61 фигуре! Упоминает она и о стеллиуме, хотя особо подчеркивает, что это не геометрическая, а позиционная фигура. В своей брошюре она анализирует все возможные (скорее в теории, чем на практике) фигуры, включая линейные и многоугольные. Мы же сконцентрируемся в нашей статье на фигурах, влияние которых отчетливо и довольно неплохо изучено — на фигурах треугольных и четырехугольных.
Следует отметить, что супруги Хуберы, размышляя и выявляя аспектные фигуры в гороскопе, использовали не только привычные нам мажорные аспекты, но также и аспекты в 30 и 150 градусов — полусекстиль и квиконс. То есть, по сути, аспекты минорные. Не все астрологи согласились с этой практикой, ведь минорные аспекты отнюдь не так надежны и устойчивы в своих проявлениях, как мажорные, которые работают всегда и везде. Они включаются эпизодически и лишь время от времени. Я также стараюсь без нужды не использовать их: в подавляющем большинстве случаев оно и не нужно. Понятное дело, если в своей практике вы делаете ставку на мажорные аспекты, то и такого изобилия аспектных фигур, что насчитала Бытка, вы никогда не встретите. (Часть из названных этим астрологом фигур скорее выдуманные и лишь потенциально возможные, но в жизни не встречающиеся.)
Ниже пробежимся по основным, работающим значениям и проявлениям самых распространенных аспектных фигур.
Большой тригон — конфигурация, состоящая из трех планет, соединенных аспектом в 120 гр. Конфигурация указывает на одаренность человека по темам включенных с фигуру планет, на легкое отношение к жизни и удачливость. Потенциально Большой тригон может помочь человеку достичь выдающихся успехов, но зачастую вы обнаружите у обладателей таких фигур сниженную амбициозность. Поскольку между планетами фигуры нет напряжения, то удовлетворенность от имеющегося в жизни также будет высокой. А зачем стремиться к большему, если и так все хорошо? Итак, на субъективном уровне мы здесь получаем фоновое доверие жизни и другим людям, а на событийном — помощь внешних факторов в реализации своих задач и мотиваций.
Пример: йогин и поэт Шри Ауробиндо (род. 15.08.1872 г.), обладатель Большого тригона между Луной, Нептуном и одновременно Солнцем с Венерой на третьей вершине.
Тау-квадрат, несмотря на свое название, является прямоугольным треугольником — фигурой, состоящей сугубо из напряженных аспектов: оппозиции и двух квадратур. Такая фигура сообщает о высоком фоновом напряжении человека по планетам, входящим в ее структуру. Считается, что оппозиция «задает тон» всему треугольнику, сообщает о базовой противоположности, которую человек стремится сбалансировать в течение жизни. Накопившееся напряжение находит свое выражение в планете на вершине Тау-квадрата. Это может быть как психологическое состояние, тематическое действие, так и проявляющееся время от времени сильное желание. На психологическом уровне обладатели Тау-квадрата очень чувствительные к входящим в его состав планетам, интенсивно реагируют на их активизацию, внешнее воздействие, что мешает им чувствовать себя спокойно, безопасно и гармонично. На событийном уровне планеты Тау-квадрата, в случае отсутствия их конструктивной реализации и сублимации, склонны притягивать время от времени потенциально проблемные ситуации или ситуации, требующие мощного выплеска энергии, интенсивного вовлечения в какую-то сферу жизни.
Большой тригон (слева) и Тау-квадрат (справа).
Вне зависимости от того, затрагивает ли Тау-квадрат дома, связанные с профессией, его обладателю настоятельно рекомендуется найти хотя бы творческую (через хобби) реализацию включенных в него планет (особенно на вершине) — если даже не ради результата, то хотя бы ради психологического здоровья. Планета на вершине Тау-квадрата регулярно «напитывается» огромным количеством энергии. И если ее никуда не направлять, то это чревато вспышками раздражения, неконструктивными действиями и психосоматическими проблемами. (Нереализованная энергия создает неудовлетворенность собой, жизнью и партнерами, а также проблемы по здоровью.) Потенциально Тау-квадрат может дать человеку яркий талант, но ценой сублимации имеющегося напряжения или его «канализации» в конструктивное русло. Напряжение на вершине такого треугольника имеется не все время, а накапливается со временем, периодически.
Пример: теософ и борец за права женщин Анни Безант (род. 01.10.1847 г.), Тау-квадрат которой включает в себя оппозицию между Меркурием (при большом орбисе еще и Венерой) и Ураном, которая разряжается на вершину в лице Луны и Юпитера.
Синтетический треугольник состоит из одного напряженного аспекта и двух гармоничных — оппозиции, тригона и секстиля. У всех треугольников, имеющих неравенство сторон, легко можно найти вершину, т.е. точку, в которую стекается основная энергия фигуры. (Исключение — равнобедренный треугольник в лице Большого тригона, где все стороны и вершины равны.) В данном случае, это точка на «конце» секстиля и тригона. Оппозиция ставит перед человеком некие задача и проблемы, генерируя фоновое внутреннее напряжение, стремление найти способ примирения двух противоположных мотиваций, что находит свое решение или разрядку на вершине треугольника. Поскольку речь идет о двух гармоничных аспектах, то вероятность удачной реализации или сублимации внутреннего напряжения весьма велика, и разрешить внутренний или внешний конфликт «путем мирных переговоров» человеку обычно не сложно (тематически и творчески используя планету на вершине).
Пример: оккультист, художник и поэт Алистер Кроули (род. 12.10.1875 г.), Синтетический треугольник которого состоит из Сатурна и Урана в оппозиции, которая разряжается на вершину в лице Солнца и Венеры.
Синтетический треугольник (слева) и Бисекстиль (справа).
Бисекстиль — это треугольник, состоящий из тригона и двух секстилей, то есть фигура сугубо гармоничная. Она свидетельствует о потенциальном таланте, связанном с планетами на вершинах треугольника. Обладатель данной фигуры достаточно пластичен и открыт новому в сферах действия затронутых планет. Если обладатель Бисекстиля стремится воплотить в жизнь свои устремления, то, как правило, успешно достигает целей. Энергия внутри данной фигуры течет свободно и легко, не образуя заторов и психологической неудовлетворенности.
Стоит отметить, что Бисекстиль, на мой взгляд, — самая слабая из рассматриваемый в статье конфигураций. Хоть она также потенциально связана с удачей, возможностью и талантом, многие люди ее не чувствуют. Как мы знаем, секстиль — наиболее слабый из мажорных аспектов. В отличие от тригона, он несет лишь потенциальную возможность, а не обязательную поддержку и «шлейф везения». И если человек сам не приложит усилий, результатов секстили не дают. Поэтому чаще всего свои Бисекстили люди не реализуют должным образом.
Пример: астролог, художник и композитор Дэйн Радьяр (род. 23.03.1895 г.), обладатель Бисекстиля, состоящего из Луны и Юпитера в тригоне, а также Венеры на вершине треугольника.
По поводу треугольных конфигураций следует сказать следующее: творческая активность или разрядка напряжения может осуществляться человеком по планете на любом углу треугольника. Тем не менее, если имеет место доминирующая вершина (вершина, куда стекается большая часть энергии: у Т-квадрата — это планета на концах двух квадратов, у Бисекстиля — планета на концах двух секстилей), то энергии естественным образом проще всего разрядиться через эту точку. А значит, такая вершина является наиболее удачной и эффективной точкой для снятия напряжения или творческой активности в большинстве ситуаций. В идеальном случае, человек стремится реализовать планеты одновременно на всех трех углах треугольника, ведь скрытый талант проистекает от союза всех участвующих в конфигурации планет, даже несмотря на то, что их связывают, к примеру, напряженные аспекты.
Большой квадрат, вероятно, относится к числу самых ярких по своему проявлению (и потенциально проблемных) конфигураций. Он состоит их двух оппозиций и четырех квадратур, т.е. сугубо из напряженных аспектов. Если разбить Большой квадрат на части, мы получим одновременно четыре Т-квадрата. На психологическом уровне такая конфигурация свидетельствует о присутствии высокого фонового внутреннего напряжения, есть высокая вероятность хронической неудовлетворенности собой, своими отношениями или достижениями; жизнь человек воспринимает как череду вызовов и проблем, сомнений и борьбы. На событийном уровне обладатель Большого квадрата склонен периодически попадать в сложные, выматывающие ситуации, которые одновременно требуют как терпения, так и действий. Среди существующих интерпретаций можно выделить следующие:
- тенденция периодически впадать в сомнения, колебаться между крайностями из-за противоречащих друг другу желаний и реакций;
- склонность остро реагировать на жизненные вызовы (обидчивость) и чужие поступки, попадать в напряженные ситуации, где нет очевидного и быстрого решения;
- вероятность сильного, волевого характера, выработанного многочисленными разочарованиями и проблемами;
- в негативе — пессимист, в позитиве — деятельный, но упрямый человек, склонный идти вперед несмотря ни на что;
- в негативе — особая устойчивость в своем мировоззрении и привычках, непластичность — на человека трудно повлиять (скорее, он будет стремиться менять других под себя); в позитиве — выработка, с большим трудом, умения идти на компромиссы;
- склонность к лихорадочной активности в ущерб здоровью.
А. Айч пишет, что конфигурация «Большой квадрат» говорит о необходимости полностью видоизменить свою жизнь, а если человек сопротивляется осознанию этого, то вовлекается в борьбу помимо своей воли. По сути, такая фигура требует от человека всеми силами стремиться к целостности и интеграции внутренних противоречий — иного пути к благополучию и спокойствию нет. Испытания, внутренняя напряженность часто являются необходимыми условиями их жизненного сценария. Рано сталкиваясь с внутренними и внешними барьерами, с годами такие люди становятся «бывалыми» мудрецами, вырабатывают выносливость и умение не ломаться, учатся терпеть и упрямо идти вперед, несмотря ни на что.
Большой квадрат (слева) и Повозка (справа).
Задача-минимум для обладателя Большого квадрата: заняться деятельностью, соответствующей принципам планеты (в составе Большого квадрата), имеющей наибольшее количество благоприятных аспектов к планетам, не входящим в данную конфигурацию. Задача-максимум: примирить две базовые оппозиции внутри фигуры и суметь соединить в своей деятельности, повседневности или хобби одновременно все четыре планеты на вершинах квадрата.
Пример: психолог Роберто Ассаджиоли (род. 27.02.1888 г.), в гороскопе которого мы встречаем Большой квадрат при участии Солнца, Луны, Юпитера и Плутона.
Конфигурация Повозка образуется, когда две оппозиции оказываются в аспекте секстиля другу к другу (с одной стороны) и тригона (с другой стороны). В итоге фигура включает в себя две оппозиции, два тригона и два секстиля. Данная фигура являет собой нечто среднее между гармоничной и напряженной структурой. Но все же гармоничных аспектов в ней больше, поэтому фактор удачи в ней преобладает над внутренним напряжением, но ее не столь уж легко взять. Повозка дает своему обладателю сильную чувствительность к равновесию и порядку, поскольку обладатель двух оппозиций все время ищет способ примирить свои разнонаправленные желания и интересы. Пока равновесие не найдено, человек может ударяться из крайности в крайность, но в итоге приходит к стабильности и основательности.
Пример: режиссер и сценарист Пол Андерсон (род. 04.03.1965 г.), Повозка которого содержит в себе Марс, Юпитер, Нептун, а также сразу Меркурий, Солнца и Луна на четвертом углу.
Парус (слева) и Трапеция (справа).
Парус — еще один вариант четырехугольной фигуры. Он состоит из соединенных вместе Большого тригона и Бисекстиля, благодаря чему по «оси» конфигурации образуется аспект оппозиции. Сами по себе Большой тригон и Бисекстиль приносят своим обладателям не только удачливость, но и высокий риск самоуспокоения. Напряжение оппозиции в этом ключе добавляет Парусу некоторую неудовлетворенность и потребность соединить противоположные интересы. Данная конфигурация оценивается как гармоничная и потенциально ведущая к высоким результатам.
Пример: духовный лидер последователей тибетского буддизма и политик Далай-лама 14 (род. 06.07.1935 г.), Парус которого состоит из Солнца, Юпитера, Сатурна и соединения Луны с Нептуном на одном из углов фигуры.
Внимание Трапеции уделяется не во всех книгах по астрологии, в которых обсуждаются конфигурации аспектов. Между тем, она обращает на себя внимание. Трапеция состоит из оппозиции, двух тригонов и трех секстилей. Сочетая в себе гармоничные и один напряженный аспект, Трапеция стимулирует обладателя фигуры в гороскопе к поиску баланса по оппозиции и реализации потенциала через планеты на «вершинах» углов фигуры.
Пример: политик Алексей Навальный (род. 04.06.1976 г.), Трапеция которого включает в себя Марс, Нептун, Плутон и соединение Солнца с Венерой на четвертом углу фигуры.
Алгоритм работы с фигурами аспектов в реальной астрологической практике следующий:
- Даем общую характеристику найденной фигуры: какой смысл она несет, что сообщает о нюансах характера и жизненного сценария человека?
- Описываем фигуру, учитывая включенные в нее планеты: как они взаимодействуют другу с другом, куда разряжается нагнетаемое напряжение?
- Учитываем сетку домов.
Хотите узнать больше о потенциале, заложенном в вашу астрологическую карту и тенденциях ближайшего будущего? Тогда запишитесь прямо сейчас на профессиональную консультацию по астрологии!
Рекомендуемые статьи со схожей тематикой:
Роль аспектов в цепочках диспозиций
Планета без аспектов или «в шахте» в натальной карте
Культовые книги: «Астрологический психосинтез» Бруно Хубера
Главные подходы к толкованию аспектов между планетами
Нумерологическая и психологическая трактовка аспектов
1 Берк К. Астрология: как прочитать карту рождения. — СПб., 2016. — С. 261.