А. Нагель. Психохиролог Юлиус Шпир и искусство чтения по руке в межвоенный период. Ч. I

Вниманию читателей блога и тех, кто интересуется историей хирологии и психоанализа, предлагается перевод с английского резюме докторской диссертации Александры Нагель, посвященной личности и практике чтения по рукам Юлиуса Шпира (который был учеником Юнга). На русском языке публикуется впервые. Александра Нагель — историк западного эзотеризма, доктор философии (PhD) в Лейденском университете (Нидерланды).

Психохиролог Юлиус Шпир и искусство чтения по руке в межвоенный период
Резюме диссертации

Защиту диссертации провела 29 января 2020 г. в Лейденском университете
Александра-Хелена-Мария Нагель

Краткое содержание диссертации

Предметом этой диссертации является Юлиус Шпир (1887-1942), немецкий еврей и чтец по ладони. Как Шпир, так и чтение по руке ранее не являлись предметом научного исследования. Следовательно, многие оценки личности Шпира и его профессии основывались на предположениях, а не фактах.

Юлиус Шпир сыграл жизненно важную роль в жизни Этти Хиллесум (1914-1943)1, нидерландской писательницы-еврейки. Когда в 1981 году была опубликована подборка заметок Хиллесум, оформленная в книгу и переведенная на английский язык под заглавием «Прерванная жизнь» (1983), то она мгновенна приобрела успех. В итоге Шпир стал известен как хиромант, терапевт, друг и любовник Хиллесум, направлявший эту молодую женщину на путь личностного роста. Являясь учеником Карла Густава Юнга (1875-1961), Шпир практиковал такую форму чтения по руке, которая испытала влияние швейцарского психиатра. Свой метод работы Шпир назвал «психо-хирологией».

На протяжении многих лет большое число исследователей занималось изучением работ Хиллесум. В этих исследованиях обычно признается, что Шпир помог Хиллесум преодолеть многие из ее невротических проблем, но остальное игнорируется. В результате не было получено ответов на такие вопросы, как например, что конкретно включала в себя психохирология? Какими были взаимоотношения Шпира и Юнга? Как Шпир относился к своим коллегам-хиромантам? Кто являлся его учениками в Германии? Кто-нибудь из его учеников продолжил читать по рукам? Что стало с психохирологией после смерти Шпира? Благодаря открытию множества новых источников, данная диссертация дает ответы на все эти вопросы. Она позволяет пролить свет как на личность Юлиуса Шпира, так и на феномен чтения по руке в западном обществе. Кроме того, диссертация расширяет наше понимание личности Этти Хиллесум.

***

После введения (глава 1) и развернутого изображения образа Юлиуса Шпира, ожившего после публикации «Прерванной жизни» (глава 2), в главе 3 подробно описывается метод чтения по руке Шпира. Основное предположение в чтении по руке заключается в признании наличия связи между особенностями руки и талантами, личностными качествами, проблемами по здоровью и судьбой человека. Чтец по ладони должен выявить особенности руки и понять, что они означают. Справочники хиромантов наполнены информацией, описывающей такие характеристики (форма руки в целом, ее пальцы, большой палец, ногти, линии и холмы на ее внутренней поверхности) и приписываемые им значения. Для чтеца по ладони любая особенность руки — крупица информации о ее владельце.

В этом отношении метод чтения по руке Шпира, изложенный в его книге «Руки детей: введение в психо-хирологию» (1944), ничем особо не отличается. Шпир описал множество характеристик ладони и придал значение каждой из них. Однако Шпир предпринял и кое-что еще: он включил юнгианские идеи в свой объяснительный репертуар и принципиально отказался от предсказания чьего-либо будущего. Во время сеансов чтения по рукам Шпир мог «диагностировать» фактическое психическое и физическое состояние человека, а также его «потенциальное» состояние. Сравнивая правую и левую руки, он определял те аспекты в чьей-либо жизни, что блокировали или мешали этому человеку жить в соответствии с его полным потенциалом. С помощью этих знаний Шпир предлагал заглянуть в психику человека и давал совет о том, как ему преодолеть личные конфликты. Психохирология Шпира была направлена на раскрытие естественной сердцевины человека. Прогнозирование же событий может препятствовать такому личностному развитию.

Что из себя представлял психохирологический метод, проиллюстрировано отчетом об анализе по ладони Этти Хиллесум, который был подготовлен 3 февраля 1941 года, когда Хиллесум пришла на курс Шпира в качестве объекта исследования. В этом отчете содержится не менее восьмидесяти пяти утверждений, следовательно, восемьдесят пять характеристик ладони соотносятся с восемьюдесятью пятью аспектами жизни Хиллесум. Порядок этих утверждений отражает процедуру, которой придерживались Шпир и его ученики во время сеанса чтения по рукам. Они исследовали ладонь с трех позиций. Сначала клиент должен был упереться локтями в стол, а ладони свободно поднять к потолку. Во втором положении руки должны были лежать плашмя на столе ладонями вниз. В третьей позиции клиенту предлагалось развернуть руки на 180 градусов, чтобы стала видна внутренняя сторона ладоней. Отчет также показывает, что высказывания имеют либо отчетливую, либо размытую связь между описанием и интерпретацией. Она отчетлива, когда после описания следует двоеточие и интерпретация; она размыта, когда интерпретация встроена в описание, или наоборот. Тем не менее, следуя этой процедуре, Шпир сумел набросать удивительно подробный и довольно точный психологический портрет Хиллесум.

Основная проблема, согласно диагнозу Хиллесум, поставленному Шпиром, заключалась в естественной склонности Хиллесум больше думать, чем чувствовать. Из-за положительной связи с отцом (а отец был очень рациональным) и отрицательной связи с матерью (с эмоциональным, интуитивным типом матери) эта тенденция привела Хиллесум к еще более сильной привычке подавлять свои чувства. Многие из ее проблем со здоровьем уходили корнями в ее неразвитое понимание своей внутренней жизни. Тем не менее, как утверждал Шпир, Хиллесум вполне способна преодолеть свои проблемы, если сознательно начнет обращать внимание на внутреннюю часть своей жизни. Например, это позволяет сделать писательство, талант к которому Шпир увидел в ней. Как показывают дневниковые записи Хиллесум, некоторые из проблем, на которые указывал Шпир, стали темами ее личных заметок.

В главе 4 объясняется, что чтение по руке не столь однозначно, как может показаться. Речь идет о чем-то куда большем, нежели простая идентификация и интерпретация характеристик руки. Чтение по руке похоже на Гештальт2 и содержит по меньшей мере семь различных аспектов: вербальное общение, интуицию, (предполагаемое) экстрасенсорное восприятие, холодное чтение, криптомнезию3, утверждения Барнума4 и раппорт5. Эти термины используются парапсихологами по отношению к взаимодействиям, что происходят между психотерапевтом (или экстрасенсом) и клиентом, или же менталистом и его аудиторией.

В практике чтения по руке Шпира можно выделить все семь аспектов. Шпир задавал вопросы во время чтения по рукам (вербальная коммуникация) и пытался произвести впечатление на клиента определенным вступительным предположением, чтобы завоевать доверие клиента (утверждения Барнума). Как опытный чтец по рукам, Шпир мог полагать, что он действительно что-то видел по рукам, тогда как на самом деле его оценки могли быть вызваны не особенностями ладоней, а простым фактом того, что он однажды что-то видел и слышал о клиенте, но позабыл об этом (криптомнезия). Шпир, должно быть, также отмечал для себя особенности внешности клиента и обращал внимание на реакции на собственные заявления (холодное чтение). Кроме того, он утверждал, что полагается на свою интуицию и «шестое чувство». Все эти аспекты его работы могли привести к раппорту, экстраординарной чувствительности между, например, терапевтом и клиентом, врачом и пациентом, родителем и ребенком, что способно приводить к аномальным феноменам.

Понятие «шестого чувства» (паранормального) — деликатная тема среди ученых. Тем не менее, в рамках практики чтения по рукам, его невозможно игнорировать, тем более, что к нему прибегал как сам Шпир, так и несколько других хиромантов его времени. Независимо от того, существуют ли паранормальные явления или нет, чтение по рукам по-прежнему остается загадочной практикой. Многие корреляции между характеристиками рук и приписываемым им значениями не имеют физиологического причинного объяснения.

В главе 4 также рассматривается харизма Шпира и его притязания на магнетические (исцеляющие) способности. Эти аспекты сыграли определенную роль в его взаимоотношениях с Этти Хиллесум, Леони Снатагер (1918-2013) и другими. Обе концепции рассматриваются в данном исследовании. Тем не менее, они очень сложны и требуют дальнейших академических исследований — исследований, выходящих за рамки данной диссертации.

Отпечатки ладоней Юлиуса Шпира, 27 апреля 1942 г.

В главах с 5 по 7 подробно рассказывается о жизни Шпира во Франкфурте-на-Майне, Берлине и Амстердаме соответственно. Родившийся пятым сыном в тяжелое финансовое время, Юлиус оказался нежеланным ребенком для своей матери. В шестнадцать лет он тяжело заболел и утратил слух. Но несмотря на частичную глухоту, Шпир стремился к карьере оперного певца. Свою несбыточную мечту Шпиру пришлось оставить, когда он с 14-летнего возраста стал работать в компании, занимающейся торговлей металлами, и где он со временем завоевал репутацию очень уважаемого сотрудника. Осенью 1917 года Шпир женился и стал отцом двоих детей. Среди его ближайших друзей были пианист, дирижер и композитор Лилль-Эрик Хафгрен (1881-1959), пианистка Мария Проэлс (1890-1962), скрипачка Ханни Рокко (1896-1990), педагог и писатель Райнхольд Цикель (1885-1953). Шпир и его жена участвовали в сообществе независимой камерной музыки, инициированном Проэлс и Рокко.

Неудовлетворенный своими делами и карьерой, Шпир решил около 1926 года записаться на курс психоаналитического обучения к Юнгу в Цюрихе. Именно здесь и «всплыла» привычка Шпира читать по рукам. Хиромантией Шпир занимался как хобби с 1905 года. Юнг и другие врачи провели несколько небольших экспериментов, чтобы проверить способность Шпира диагностировать пациентов. Очень впечатленный результатами, Юнг посоветовал Шпиру открыть в Берлине практику чтеца по руке и предложил ему связаться с Эдит Андреа-Ратенау6 (1883-1951), чтобы представить как его самого, так и его работу высшему обществу Берлина.

Как только Шпир с семьей обосновались в новом городе, пришел успех. Журналисты сравнивали психохиролога Юлиуса Шпира с психографологом Рафаэлем Шерманом7 (1879-1945). (В то время Шерман был известным ясновидящим, способным читать по рукам.) Большое число людей, в том числе обладавших медицинским образованием, проявили интерес к методу чтения по руке Шпира. Его звезда продолжала восходить до тех пор, пока к власти не пришел Гитлер и, как у всех немецких евреев, свобода Шпира не оказалась ограниченной. Желая покинуть страну, он искал возможности за границей, но лишь в феврале 1939 года смог эмигрировать в Нидерланды. В то же время проблемы в браке привели к болезненному разводу.

Продолжение читайте здесь.

Рекомендуемые статьи с похожей тематикой:

Юлиус Шпир — хиролог и психоаналитик
Введение Карла Юнга к книге Юлиуса Шпира
Анализируя ладонь Карла Густава Юнга
Мария-Луиза фон Франц о хиромантии


1 Эстер «Этти» Хиллесум (1914-1943) — молодая нидерландка, оставившая дневник, который вела в годы Второй мировой войны. Дневники и письма Этти Хиллесум, уникальный документ духовного сопротивления нацизму и геноциду, неоднократно издавались на разных языках, написанное ею вошло в энциклопедии и учебные пособия, посвящённые Холокосту.

2 Гештальт — функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений.

3 Криптомнезия – вид искажения воспоминаний, который характеризуется тем, что человек не может вспомнить, когда произошло то или иное событие, во сне или наяву, написал ли он стихотворение или просто запомнил когда-то прочитанное, был ли он на концерте известного музыканта или только слышал разговор об этом. Иными словами, забывается источник той или иной информации.

4 Эффект Барнума – склонность людей верить в правдивость «обтекаемых» фраз и характеристик.

5 Раппорт в психологии – это особенное состояние специфического контакта между людьми, достижение которого характеризуется высокой степенью доверия и взаимопонимания. В психоанализе установление раппорта, понимаемого как взаимное согласие, эмоциональная связь между клиентом и психоаналитиком, считается необходимым условием для осуществления эффективного психоанализа.

6 Эдит Андреа, урожденная Ратенау — немецкая хозяйка салона. Была литературным душеприказчиком и редактором произведений своего брата Вальтера Ратенау (1867-1922).

7 Рафаэль Шерман — польский графолог, экстрасенс и писатель.

Источник: https://www.academia.edu/41796217/Summary_The_Psychochirologist_Julius_Spier_and_the_Art_of_Reading_Hands_During_the_Interbellum

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.