А. Нагель. Психохиролог Юлиус Шпир и искусство чтения по руке в межвоенный период. Ч. II

Вниманию читателей блога и тех, кто интересуется историей хирологии и психоанализа, предлагается продолжение перевода диссертации Александры Нагель, посвященной личности и практике чтения по рукам Юлиуса Шпира (который был учеником Юнга). На русском языке публикуется впервые. Александра Нагель — доктор философии в Лейденском университете (Нидерланды). Первую часть перевода читайте здесь.

Поселившись в Амстердаме, Шпир приступил к написанию рукописи, которая должна была стать официальным введением в его психохирологию. В конце лета 1939 года он сделал предложение своей бывшей ученице Герте Леви (1916-2014). В течение года у него появилось несколько новых и преданных учеников, которые также стали его близкими друзьями. Внутренний круг этой группы, к которому последней присоединилась Этти Хиллесум, называл себя «клубом Шпира». Для каждого «члена» группы Шпир был другом, учителем и терапевтом в одном лице, как показывают отчеты Лизл Леви-Вольфски (1910–1997), Дикки де Джонге (1918-) и самой Хиллесум. Учитывая эту ситуацию, в апреле 1942 года Шпир согласился, чтобы его собственные руки проанализировали его самые близкие ученики. Отчет об этом мероприятии показывает, как Шпира поддразнивали и что он без особых усилий переключался между ролями учителя и друга.

Те из (широкого круга) участников клуба Шпира, что прожили достаточно долго, чтобы увидеть публикацию дневников Хиллесум, запомнили его как харизматичного, интуитивного чтеца по ладони и хорошего друга, который обладал врожденной способностью помогать окружающим преодолевать внутренние трудности. Шпир, утверждали они, очень серьезно относился к своей работе, отличался жизнерадостностью, но в то же время был несколько пассивен и наивен, особенно когда дело касалось женщин. Шпир любил женщин, хоть и не до такой степени, как это кажется после чтения дневников Хиллесум.

Шпир умер от рака 15 сентября 1942 года. На его похороны пришло около сорока человек. Было много цветов, приятных слов, музыки и критических замечаний, хотя, по словам одного из выступавших, он был личностью с «простыми человеческими чертами».

Следующие три главы диссертации посвящены истории чтения по руке в Европе и той обстановке, в которой Шпир практиковал хирологию. Глава 8 описывает предшествующую традицию чтения по руке в Европе, выделяя ее основные произведения и несколько влиятельных представителей. Древнейшие следы практики «хиромантии», как ее тогда называли, восходят к двенадцатому веку. Хиромантия рассматривалась как предсказательная техника. Церковь возражала против подобных методов. Предполагалось, что информация, полученная прорицателями, не обязательно является божественной: она вполне могла исходить от демонов. По этой причине прорицание считалось опасной практикой. Однако на протяжении столетий регулярно появлялись аргументы, отклоняющиеся от этой точки зрения. В период, например, эпохи Возрождения, многие считали хиромантию, физиогномику и астрологию полезными и «естественными» практиками.

Подлинный интерес к искусству хиромантии проявился с начала XV столетия, когда цыгане пришли в Европу. Все большее число мужчин и женщин стали читать по рукам и предсказывать чье-либо будущее. Некоторые, однако, использовали чтение по руке как способ отвлечь «клиента», что помогло бы украсть у него деньги или драгоценности. Мошенничество и обман, а также доверчивость людей привели к тому негативному имиджу, что сложился по отношению к хиромантии и до сих пор ассоциируется с ней.

К концу XVIII века хиромантия пришла в упадок, она не прекратила своего существования, но полностью утратила значение как «наука». Интерес к чтению по руке вновь пробудился, когда французский капитан Станислав д’Арпентиньи (1791-1861) опубликовал свою «Хирогномонию» (1843). Д’Арпентиньи ввел новшество в искусство чтения по рукам, создав типологию характеров, основанную на форме ладоней человека. Популярности чтения по рукам способствовал также французский художник и хиромант Адольф Дебарроль (1801-1886). В своей книге «Тайны руки» (1859) он привел несколько примеров того, как делается анализ по ладони. Новизна его подхода заключалась в том, что анализ по руке отныне состоял из двух этапов: хирогномической (анализ формы ладони) и хиромантической частей (интерпретация знаков самой руки). Первый этап был связан с анализом характера человека, а второй — с предсказанием его судьбы.

Дальнейший интерес к искусству чтения по рукам был вызван появлением в Лондоне ложи Теософского общества (ложа была основана в 1878 году), Общества психических исследований (основано в 1882 году) и Герметического братства Золотой Зари (основано в 1887 году). Старая практика чтения по рукам, возобновленная благодаря трудам д’Арпентиньи и Дебарроля, стала называться хирологией (или хирософией). Этот термин объединил в себе то, что стало считаться двумя ветвями искусства — хирогномию и хиромантию. Важное значение для профессионализации искусства имело основание в 1889 году Хирологического общества в Лондоне.

Глава 9 посвящена феномену чтения по руке в течение первых четырех десятилетий XX века в Германии. В эти годы были опубликованы новые книги и статьи, посвященные чтению по руке. В обозначенный период в Гамбурге и Берлине ряд хирологов начал читать лекции и проводить демонстрации чтения по руке. А начиная с 1920-х годов интерес к изучению рук возрос еще больше. Появились новые публикации, а также три фильма. Чтение по руке изучали не только оккультисты и непрофессионалы: ряд ученых разрабатывали исследования, связанные с хирологией, а прогрессивные чтецы по ладони стали включать в свою практику идеи психологии Фрейда и Юнга. Так же, как астрология и графология, чтение по руке стало практикой познания самого себя. Это был жизненно важный элемент «немецкого оккультизма».

Особо выделялась следующая группа чтецов по руке: Эрнст Иссбернер-Холдейн (1886-1966), Макс фон Кройш (1892-после 1935), Маргарет Наваль (около 1892-после 1951), Марианна Рашиг-Корнер (1874-около 1939) и мадам Сильвия (1882-1949), все проживавшие в Берлине. Юлиус Шпир появился на этой сцене осенью 1929 года и сразу же выделился среди коллег. С его рекомендательными письмами от Юнга и других врачей он пребывал в своей собственной «категории», которая, как предполагалось, заключалась в практике академического формы чтения по руке.

В некотором смысле эти профессионалы помогли изменить негативное представление о чтении по рукам в лучшую сторону. Этому процессу противодействовали те, кто отличался неискренностью и часто справедливо обвинялся в мошенничестве и обмане. Между самими хирологами также имелись большие различия. Например, Шпир критически относился к тем специалистам, кто предсказывал будущее. Иссбернер-Холдейн критиковал других хирологов, за исключением тех случаев, когда они, как и он сам, придерживались идеологии ариософии1. Как ариософ Иссбернер-Холдейн верил в превосходство арийской расы. С этими своими убеждениями он являлся воплощением немецкого оккультизма, но был также совершенно противоположен Шпиру, который благодаря включению в свою практику юнгианской психологии секуляризировал2 чтение по руке.

Чтение по рукам в Нидерландах, представленное в главе 10, пребывало в контексте гораздо менее интеллектуального климата, нежели в Германии. В основном этой практикой занимались женщины-прорицательницы. (В приложении 4 отображены пятьдесят мужчин и женщин, которые в период с 1900 по 1945 год в Нидерландах некоторое время работали в качестве чтецов по ладони. Все, кроме пятерых, давали объявления в газетах, предлагая свои умения.) Чтение ладони рассматривалось как забавное времяпрепровождение, особенно интересное для молодых мужчин и женщин, пребывающих в поисках суженого. Француженки мадам де Фив (Аннет Савари, 1844-1916) и мадам Фрайя (Валентина Денкосс, 1871-1954) были широко известны публике как ясновидящие, читающие по рукам.

Восприятие чтения по ладони в Нидерландах несколько поменялось в 1930-е годы, когда вышло несколько новых серьезных книг по данной тематике, а некоторые чтецы по руке стали представляться как хирологи, а не хироманты. Свой вклад в это изменение отношения к чтению по ладони внес и Юлиус Шпир. В 1934 году он путешествовал по Нидерландам, читая лекции о своей психохирологии и проводя частные консультации. Эти поездки предпринимались и в последующие три года. Публика определенно подхватила его идеи.

Изменение отношения к чтению по руке особенно показало себя в Гааге, традиционно являвшейся родиной «оккультной Голландии». Например, в этом городе проживали и работали какое-то время такие хирологи, как Виллем Холсбор (1900-ок. 1945), Мик Янссен (1890-1953) и Элс Паркер (1877-после 1955). Наиболее амбициозным чтецом по руке был Филипп Мирло (1908-1942). Он открыл свою практику в Амстердаме в 1937 году и намеревался написать книгу, иллюстрированную отпечатками ладоней известных людей своего времени. Как и в случае Шпира, планам Мирло не суждено было реализоваться по той причине, что он являлся евреем, его арестовали и, предположительно, убили.

В главах 11 и 12 рассматривается влияние психохирологии Шпира. Изо всех его учеников в Германии, Швейцарии и Нидерландах по крайней мере десять человек профессионально практиковали чтение по руке. Некоторые из них были евреями и юнгианцами (или родственниками юнгианцев) и смогли вовремя покинуть Германию. Джули Нойманн-Блюменфельд (1905-1985; супруга главного ученика Юнга Эриха Нойманна3, 1905-1960) и ее подруга Катя Клопфер-Зельцер (1906-2006) стали влиятельными хирологами в Тель-Авиве. Доктор Эрнст Бернхард4 (1896-1965) стал основателем Клуба Юнга в Риме. Бернхард использовал хирологию в своей частной практике. Доктор Кейт Маркус (1892–1979) стала одним из основателей Клуба Юнга в Лос-Анджелесе и также продолжала анализировать руки. Анна-Мария Моммзен-Хоффманн (1903-2000) после войны стала берлинским психо-хирологом. Маргрет Мамлок-Штерн (1879-1953) работала чтецом по руке в Нью-Йорке, а Элизабет Энгерс-Янсма (1896-1982) — в Амстердаме. Наиболее же выдающейся ученицей Шпира была Шарлотта Вольф (1897-1986). Вольф, сбежавшая сначала в Париж, а затем в Лондон, опубликовала в общей сложности четыре книги, посвященные изучению ладоней, а дюжина ее статей была принята академическими журналами.

Доступные источники указывают на то, что эти чтецы по ладони были, как и Шпир, одарены интуицией. Именно благодаря им, а также публикации книги Шпира (изданной посмертно в 1944 году и переизданной в 1955, 1972 и другие годы), его имя как психохиролога осталось живым среди практикующих чтение по руке. В итоге напутствие Шпира использовать чтение по ладони не для предсказаний, а для того, чтобы помочь людям «стать теми, кто они есть», было передано последующим поколениям. Таким образом, будет вполне обоснованным сказать, что Шпир является важным звеном в преобразовании чтения по руке из гадательной практики в технику, помогающую человеку постичь свою собственную психику. Довольно многие хирологи, однако, признали Шпира только из-за предисловия Юнга. Юнг придал книге Шпира больше значимости, и это сыграло свою роль, поскольку чтецы по руке, не осознающие богатой истории своей практики, все еще, по-видимому, нуждаются в стороннем подтверждении важности своей профессии.

Вывод данной диссертации заключается в том, что на нынешний образ Юлиуса Шпира во многом повлияло то, как изображала его в своих дневниковых записях Хиллесум. При этом образ искажен негативными коннотациями по той причине, что чтение по руке рассматривается как лженаука.

На протяжении своей жизни Юлиус Шпир считался харизматичным, очень талантливым, обладающим развитой интуицией чтецом по руке, практиковавшим ее «научную» форму и искренне пытавшимся помочь людям раскрыться в соответствии с их собственной природой. В конце концов, в этом и заключалась цель психохирологии. Благодаря своей высокоразвитой чувствительности Шпир, возможно, лучше других осознавал экзистенциальную напряженность в обществе и те опасности, которым подвергались евреи, включая его самого. Эти военные условия привели к созданию клуба Шпира и способствовали тому, что Шпир превратился в духовного учителя, идеи которого сегодня напоминают идеи движения Нью-Эйдж5.

Рекомендуемые статьи с похожей тематикой:

Юлиус Шпир — хиролог и психоаналитик
Введение Карла Юнга к книге Юлиуса Шпира
Анализируя ладонь Карла Густава Юнга
Мария-Луиза фон Франц о хиромантии


1 Арманизм (нем. Armanenschaft) или ариософия — названия эзотерической системы, разработанной австрийскими оккультистами Гвидо фон Листом и Йоргом Ланцем фон Либенфельсом в Австрии между 1890 и 1930 годами. Лист считал, что (будто бы) существовавшим в древности арийским государством правили короли-священники, исповедовавшие арманизм как некую форму гнозиса. Следы этого древнего государства, по его мысли, можно найти даже в европейской культуре — фольклоре, архитектуре и т. д. Арманизм был уничтожен после утверждения на германских землях христианства. Несмотря на это, приверженцы арманизма существовали, согласно Листу, даже в эпоху Ренессанса.

2 Секуляризация — процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под контроля религии; обмирщение некоего действия или явления.

3 Эрих Нойманн (1905-1960) — психолог, писатель и один из самых одаренных учеников Карла Юнга. Получил степень PhD в Берлинском университете в 1927 г. Позже переехал в Тель-Авив. Многие годы он часто возвращался в Цюрих, (Швейцария), чтобы читать лекции в Институте К. Г. Юнга. Являлся членом Международной ассоциации аналитической психологии и президентом Израильской ассоциации аналитической психологии.

4 Эрнст Бернхард (1896-1965) — немецкий юнгианский психоаналитик, педиатр, астролог и хиролог. В 1935 году Британия отказала ему в убежище, и с 1936 года он проживал в Риме (Италия). В соответствии с фашистскими итальянскими законами в 1938 году Бернхард был отправлен в лагерь для интернированных, где он оставался до освобождения лагеря союзниками в сентябре 1943 года. После окончания войны возобновил свою практику юнгианского психотерапевта в Риме.

5 New Age – английское выражение, которое переводят по-разному: Новое время, Новый век, Новая Эра. Общее название совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера. Сторонников данного движения объединяет идея «великого преобразования», наступления новой эпохи (New Age), которая должна прийти на смену современной культуре. Предполагается, что эта грядущая культура New Age гораздо более совершенна и должна ознаменоваться грандиозным скачком в духовном, мыслительном и технологическом развитии человечества. Отдельные группы, увлекающиеся астрологией, называют эту эпоху Эрой Водолея. Ее начало относят к современности или ближайшему будущему (XX-XXII столетиям). Движение Нью-Эйдж достигло наибольшего расцвета на Западе в 1970-х годах.

Источник: https://www.academia.edu/41796217/Summary_The_Psychochirologist_Julius_Spier_and_the_Art_of_Reading_Hands_During_the_Interbellum

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.