В XX веке такие традиционно причисляемые к оккультизму дисциплины[1], как астрология и хиромантия, тесно сблизились с психологией. Развитие любого направления, претендующего на чтение человеческого характера, темперамента и способностей, оказались более невозможным без учета научных достижений и нового понимания того, как функционирует психика человека. Также как в астрологии усилиями Дэйна Радьяра (1895-1985) зародилось направление астропсихологии, из хиромантии выделилась хирология – психологически ориентированное чтение по руке, старающееся уйти от фатализма прошлых веков, знаков смерти, болезней и подобных вещей. Ранее мы уже говорили о трудностях в разграничении этих понятий. Тем не менее, не будет ошибкой сказать, что свою цель хирологи видят не в том, чтобы предсказать будущее, а в том, чтобы помочь людям высвободиться из привычных стереотипов мышления, подсказать, что они могут изменить в жизни, чтобы избежать неприятностей, и где могут раскрыть свой потенциал.
Несмотря на то, что хирология не признается академической наукой, за прошедшие десятилетия интерес к ней проявило немало исследователей, психологов, психоаналитиков и медиков. Первые исследования психологического значения форм ладони были предприняты немецким врачом и психологом Карлом Карусом (1789-1869). Все виды рук он разделил на четыре типа, описания которых соответствуют ныне общепринятой в хирологии типизации из четырех элементов стихий. Подход Каруса заключался в том, чтобы рассматривать руку как проявление разума, а пальцы – как выразители сознательного ума, мышления.
Французский исследователь доктор Ноэль Вашид (1867-1904) пошел дальше Каруса. Он являлся заместителем директора лаборатории исследований патологической психологии в Париже и в своих изысканиях установил связь между линиями на руках и личностными чертами. Он также подтвердил старое наблюдение, что жизненные события способны оставить след на линейном узоре руки. Единственная книга рано ушедшего из жизни Вашида была издана уже после его смерти в 1909 г.
Среди наиболее известных имен, связавших свою судьбу как с психологией, так и хирологией, стоит назвать Юлиуса Шпира (1887-1942). Он не только обладал медицинской и психоаналитической подготовкой, но и около тридцати лет занимался изучением ладоней. Известно, что к началу 1930-х годов Шпир уже проводил обучение и продвигал свое психологически ориентированное чтение по руке среди врачей и психологов в Цюрихе и Берлине. Хирологу-психоаналитику удалось убедить Карла Юнга в обоснованности изучения руки, и когда Шпир решил издать книгу «Руки детей» (опубликована посмертно – в 1944 г.), Юнг написал к ней благожелательное предисловие. В нем, в частности, говорилось следующее:
«Хирология — это искусство, которое восходит к глубокой древности. Древний целитель никогда не стеснялся использовать такие вспомогательные системы как хиромантия и астрология в диагностических и прогностических целях, как показано, например, в книге д-ра Гоклениуса, жившего в конце шестнадцатого века в Вюрцбурге. …в двадцатом веке, спустя два столетия интенсивного научного прогресса, мы можем рискнуть воскресить эти почти забытые искусства, влачившие свое презираемое существование в полузабытьи; мы можем рискнуть также и проверить их в свете современных знаний ради новых возможных истин»[2].
Подход Ю. Шпира к изучению руки во многом опирался на его психоаналитическую подготовку, поэтому он уделял особое значение продолжающемуся влиянию семьи и ранних лет жизни на личностное развитие человека. Целью своего психо-хирологического анализа он видел высвобождение человека из влияния социума и окружающей среды, которые могли затормаживать или подавлять правильное развитие. Хотя Шпир в своей книге отличается последовательностью и систематичностью, Юнг, тем не менее, полагал, что его подход является преимущественно интуитивным. И он был не одинок в своих выводах. Другая известная ученица Юнга Мария-Луиза фон-Франц (1915-1998) оставила нам воспоминания о работе Ю. Шпира. В книге «Прорицание и синхрония: психология значимого случая» она рассказала о его эффектной консультации по руке:
«Много лет назад мне довелось консультироваться у голландского хироманта Шпира, автора известной книги по вопросам хиромантии. <…> Это был потрясающий медиум. Я отказалась от предсказания своего будущего, но попросила его рассказать о моем прошлом. Он описал все в точности. Он даже увидел операцию, которую мне сделали двумя годами раньше»[3].
Благодаря близости идей Юнга (о существовании коллективного бессознательного, мира архетипов, влияющих на нас, и феномена синхронистичности) к положениям астрологии и хиромантии (о единстве Макрокосма и Микрокосма и их взаимоотражении, существовании определенных жизненных циклов, «притягивании» человеком в определенные этапы тематических событий, описываемых знаками на руке или астрологическими констелляциями), данными направлениями стали интересоваться психологи и психоаналитики. На страницах журнала юнгианской психологии «Spring» мы находим статьи, посвященные анализу линий с позиции психоанализа[4]. Тем не менее, стоит уточнить, что интерес к той же астрологии развивался у некоторых известных психологов без влияния Юнга. Здесь мы можем вспомнить, например, основателя психосинтеза Роберто Ассаджиоли (1888-1974) и Фрица Римана (1902-1979).
Шарлотта Вольф (1897-1986) является еще одним человеком из мира науки, много времени посвятившим исследованиям рук. Будучи квалифицированным врачом и психоаналитиком, она сосредоточилась на исследованиях рук умственно отсталых и психически больных людей. Изложению научных основ своего хирологического подхода Ш. Вольф посвятила книги «Человеческая рука» (1942) и «Рука в психологической диагностике» (1951). Хотя Вольф неоднократно критикует хиромантию, ей удалось статистически подтвердить связь указательного пальца с уверенностью в себе, а большого – с волей, двух половин ладони с «сознательной» и «бессознательной» частями ума и линии Ума с характеристиками умственной деятельности. Также ей удалось продемонстрировать, что линии ладони в большей степени отражают умственную и эмоциональную активность человека, нежели вызваны к жизни механическими действиями руки, установить, что различные медицинские состояния, в самом деле, проявляются на ладонях.
[1] Возможно, уже ошибочно. Чаще всего под оккультизмом понимают учение, утверждающее о существовании скрытых сил в человеке и космосе и ищущее возможность использования этих сил, например, для предсказания будущего, изменения хода событий. Сама идея «тайности» предполагает, что изучаемые оккультизмом силы недоступны изучению средствами науки. Однако ныне как астрология, так и хирология стараются интегрироваться в современную картину мира, не отвергая достижений науки, а учитывая и используя их. Хотя, применительно к астрологии, по-прежнему не ясно, почему же она работает, тем мне менее, сами же астрологи продолжают выдвигать гипотезы, носящие научный характер (гравитация, квантовые эффекты, активизация архетипов в коллективном бессознательном, феномены синхронистичности и беспричинной акаузальной упорядоченности). С хирологией же все еще проще: ее положения, по большей части, не нуждаются в идее скрытых сил. То, что узоры кожи, линии руки отражают особенности генетики, здоровья и психологии – уже часть научного знания. И пусть тезис о связи линий, здоровья и психологии человека пока что в академической науке представлен (если проигнорировать небольшие и непопулярные исследования и говорить только о консенсусе научного большинства) лишь изучением линии Симиан – это уже лучше, чем ничего.
[2] Jung C. Introduction // Spier J. The Hands of Children: An Introduction to Psycho-Chirology. — London: Routledge, 1999. — P. XV-XVI.
[3] Фон-Франц М.-Л. Прорицание и синхрония: психология значимого случая. – М., 2016. – С. 39.
[4] См., к примеру, следующие работы: Дебруннер Х. Как менялись линии на ладони Юнга // Spring, 1974; Хафт-Помрок Я. Душа и тело хирологии: отражение на ладони личностных изменений в анализе // Spring, 1974.