В предлагаемой сегодня вашему вниманию статье Кристофера Джонса речь идет об истории развития хиромантии в Германии XVI-XVII веков, о том, как к науке чтения по рукам относились представители немецкой академической науки, а также о работах и личностях Иоганна Преториуса, Иоганна Эльсгольца и других ученых и хиромантов. На русском языке публикуется впервые.
Иоганн Преториус (1630-1680)* издал свое сочинение «Ludicrum Chiromanticum» в 1659 году, при этом его работа являлась отредактированным сборником более ранних текстов по хиромантии таких ученых, как Гоклениус, Индагине, Помпей и Роберт Фладд. Труд Преториуса включал в себя такие сочинения, как «Aphorisma Chiromantica» Гоклениуса, раннюю версию «Praecepta Chiromantia» Николы Помпея и сочинение по хиромантии Роберта Фладда, найденное во втором томе его «Utriusque Cosmi Historia» 1619 года (этот трактат Фладда, судя по всему, является первым текстом, предложившим измерять линию Жизни с помощью транспортира). В книгу также вошли анонимный трактат по типу «Суммы хиромантии», разделы по физиогномике и метоскопии, а также одна из первых хирологических библиографий. Преториус является автором, по крайней мере, еще трех других работ по изучению ладоней, одна из которых была специально посвящена характеристикам большого пальца. Но самое примечательное относительно Преториуса заключалось в том, что он какое-то время был профессором философии в университете Лейпцига, где хиромантия все еще преподавалась в рамках официальной учебной программы.
Еще одним, хотя и более ранним, лектором Лейпцигского университета, который, как известно, писал о хиромантии, являлся Магнус Хундт Старший. Перу Хундта принадлежит крупный трактат по изучению человека, озаглавленный «Antropologium de Hominis» и увидевший свет в 1501 году. Это, прежде всего, астрологический текст, включающий в себя также разделы о физиогномике и короткий трактат по хиромантии**.
Работа Иоганна Эльсгольца (1623-1688) «Антропометрия» хотя предназначалась, в первую очередь, художникам, скульпторам и студентам от медицины для изучения анатомии тела, в то же время включала в себя некоторые размышления о физиогномике и астрологической хиромантии. В разделе о предплечьях и руках цитируется француз Жан Тэнье и некоторые замечания, сделанные о руках Аристотелем. Эльсгольц включил в свою книгу одну диаграмму руки с астрологическими ассоциациями. Интересно, что он дает под управление Солнца линию Жизни, Луны — линию Головы, Венеры — линию Сердца, Меркурия — линию Судьбы, а Сатурн, Юпитер и Марс связывает с Расцеттами!
Ингебер написал работу по хиромантии, физиогномике и метоскопии в 1692 году, а годом ранее в Регенсбурге была опубликована диссертация К. Шульца и П. Энгельбрехта, утверждавшая достоверность хиромантии. Иоганн Хорст (1617-1685) приводит библиографический перечень работ по физиогномике и хиромантии в своей книге «Physica Hippocratea», изданной в 1682 году во Франкфурте, а «Institutiones Chiromanticae» and «Chiromantica Harmonica» Иоганна Хопина (Johann Hoping) были изданы в 1674 и 1681 годах соответственно.
Научную поддержку делу изучения хиромантии в Германии XVI-XVII веков можно увидеть также и со стороны авторов, связанных с Виттенбергским университетом. Иоганн Сперлинг***, являвшийся профессором Виттенбергского университета примерно с 1645 по 1670 год, в своих трудах благосклонно высказывается о хиромантии, при условии, однако, что она изучается совместно с физиогномикой и астрологией. Френцель также написал собственную диссертацию по хиромантии, изданную в Виттенберге в 1663 году.
Однако доказательство того, что хиромантия в самом деле присутствовала в учебной программе в Виттенберге, обнаружено благодаря работам Николаса Помпея (Nicholas Pompeius), который являлся профессором элементарной математике в Виттенберге, а также читал здесь лекции по хиромантии около 1653 года. Заметки тех лекций дошли до нас, а после того, как они попали в «Ludicrum Chiromanticum» Преториуса, то оказались напечатанными в форме книги с дополнительными гравюрными иллюстрациями одного из его студентов спустя семнадцать лет. До настоящего времени сохранились две работы Помпея по хиромантии — «Figurae Chiromanticae» и «Precepta Chiromantica», которые, вероятно, были изданы в Гамбурге в 1682 году. Так же, как и в Италии, где, как мы увидели, хиромантия нашла благосклонность у церковных авторитетов своего времени, так и в Германии шестнадцатого-семнадцатого веков хиромантия заслужила уважение в интеллектуальных и академических кругах, о чем свидетельствуют труды преподавателей Лейпцигского и Виттенбергского университетов.
* Не стоит путать Иоганна Преториуса, родившегося в 1630 году и являвшегося не только хиромантом и астрологом, но также историком и писателем, с его тезкой Иоганном Преториусом (1537-1616), родившимся несколько ранее и являвшимся известным немецким математиком и астрономом.
** Магнус Хундт (1449-1519) — немецкий философ, врач и теолог. Полное название опубликованного в 1501 году в Лепциге труда звучит, как «Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела». В этом сочинении термин «антропология» впервые в истории науки был употреблен в отношении биологических и анатомических свойств человека.
*** Иоганн Сперлинг (1603-1658) — немецкий врач, зоолог, физик, дьякон и ректор Виттенбергского университета. Был одним из первых ученых, ставших практиковать зоологию как естественную науку. Написал первое руководство, целиком посвященное животным — «Zoologia physica».
Источник: http://www.johnnyfincham.com/history/academia.htm