Ричард Ангер об «Энциклопедии хиромантии» Эдварда Кэмпбелла

На сайте Международного института анализа по руке (International Institute of hand Analysis) содержится ряд интересных материалов, большую ценность среди которых имеют рецензии на известные книги по хиромантии, написанные основателем и директором института Ричардом Ангером. Мы начинаем публикацию переводов этих статей, поскольку они дают представление как о том, какие хорошие книги пока неизвестны русскоговорящему читателю, так и том, в чем достоинства и недостатки книг им уже известных. На русском языке публикуется впервые.

Работа Кэмпбелла, давайте посмотрим, как бы ее описать, действительно энциклопедична. Она в самом деле всеохватна. «Энциклопедия хиромантии» — наиболее энциклопедичная книга по хиромантии из всех, что я когда-либо читал (не путать с «Энциклопедией ладони и чтения по руке» М. Катаккара, которая обширна, но не энциклопедична).

«Энциклопедия хиромантии» — серьезный и всеобъемлющий труд, кульминация любви к ладоням и их изучению, продолжавшихся всю жизнь. Как еще объяснить ту легкость, с которой Кэмпбелл обсуждает различия в системах типирования форм руки, интерпретации линий и т.д.? Например, в своей главе о дерматоглифических знаках он сравнивает взгляды Сен-Жермена, Фентон и Райта, Шейманна, Натаниэля Альтмана, Берил Хатчинсон, Инид Хоффман, Беви Джегерса, Ноэля Жакуина, Эндрю Фитцгерберта, Денниса Фэирчайлда, Терри Дьюкса, Элизабет Дэниелс Сквайр и Дэвида Брэндон-Джонса (Что? Нет Мориса Кука?), а также добавляет свои собственные наблюдения, основанные на многолетнем опыте.

Я не могу припомнить ни одного другого примера в анналах хиромантической литературы, который достигал бы подобной глубины и размещал рядом столь большое число хиромантических оценок. Не сомневайтесь, искусство и наука хиромантии нуждались (жаждали?) именно в такой работе.

Если я желаю сравнить различные системы оценки форм ладоней, Кэмпбелл — единственный, к кому можно обратиться. Здесь, рядом друг с другом, находится вдумчивое и подробное обсуждение семи типов ладоней д’Арпентиньи, система деления на стихии Земли/Воздуха/Огня/Воды Геттингса и типизация по холмам Бенхама. Кэмпбелл также приводит и несколько менее известных типологий: четыре типа руки Каруса, предпочитаемые Соррелом и Вольф и до сих пор изучаемые в Европе; японскую методологию Асаноса; астрологическую версию, разработанную Джорджем Мачери; и систему Фентон и Райта, в связи с которыми Кэмпбелл сообщает о некоторых трудностях в использовании.

Наблюдения Кэмпбелла хорошо обоснованны, и я согласен с изрядным их числом (действительно высокая похвала от такого сноба по хиромантии, как я). Он старается занять позицию нейтрального наблюдателя, чтобы лучше каталогизировать и сравнивать различные подходы, но в то же время рад вмешаться со своим собственным анализом проблемы, который осторожно обозначает как таковой. Меня эта двойная роль автора вполне устраивает.

Тем не менее, я не совсем согласен с теми авторами, которых Кэмпбелл выбрал в качестве ориентиров. В своей роли нейтрального наблюдателя и систематизатора идей, он, кажется, чрезмерно доверяет Сен-Жермену, Нибло и Джегерс. На мой взгляд, Джегерс — наиболее сложный случай, поскольку ее тексты очень уж неравномерны: что-то является действительно хорошим, а что-то — хламом (возможно, Кэмпбелл мог бы оценить это соответствующим образом). Но книга Сен-Жермена 1897 года кажется мне почти полностью лишенной достоинств. Зачем вообще включать ее в книгу, кроме как для того, чтобы показать, как далеко зашла хиромантия? Кэмпбелл не доверяет книгам Кейро (окей, я могу это понять), но относится к работе Сен-Жермена так, как если бы она являлась чем-то веховым (ой).

Несмотря на эту критику, мое единственное желание состоит в том, чтобы Кэмпбелл пошел еще дальше. Всегда ненасытный, я жажду большего (возможно, Кэмпбелл уже пишет свою вторую книгу). Покажите мне отпечаток руки и скажите, что рассказал бы по нему Фитцгерберт, что отметили бы Бенхам и Терри Дьюкс, и тем самым раскройте сильные и слабые стороны различных систем. Покажите мне несколько ладоней и то, как вы бы использовали комбинацию д’Арпентиньи и Бенхама в этом случае (скажем, это философская рука со слабым холмом Луны), а затем переключились бы на Геттингса, когда столкнулись с другой парой рук. Сравните системы оценки линий (например, по Геттингсу или Дьюксу) и следуйте их аксиомам, чтобы увидеть, как они интерпретируют линию, которую никогда раньше не наблюдали. Например, «Используя принцип 1 и принцип 3, мы получаем следующее значение для этой редкой формации; однако система Дьюкса должна была бы заключить, что…»

Конечно, цель Кэмпбелла состоит не в том, чтобы научить меня читать по рукам. Его «основная цель состоит в том, чтобы представить всесторонний обзор основных методов и разработок западной хиромантии». Вторичная же цель состоит в том, чтобы «начать трудную задачу сравнительного изучения этих техник». Должен сказать, я считаю, что Кэмпбелл успешно достиг обоих целей.

В заключение отмечу: мне понравилась «Энциклопедия хиромантии». Справочник такого рода должен иметься у каждого хироманта. И в нем упоминаюсь я (на странице 8 — для интересующихся) — безусловно, ключевой момент в этой читательской оценке. Поскольку я прочитал почти всех авторов, которых цитирует Кэмпбелл, и у меня есть свои собственные взгляды на обоснованность их различных подходов, то мне интересно прочитать, что же кто-либо другой думает об этих работах.

Но, Эдвард, я надеюсь, ты не сидишь сложа руки. Когда я увижу Том II?

Рекомендуемые статьи с похожей тематикой:

Топ-10 лучших книг по хиромантии
Оценка книги Дебарроля «Тайны руки» с позиции современности
Хироманты современности: Натаниэль Альтман
О важности принципа историзма при изучении хиромантии
Становление системы типирования ладоней в хиромантии


Источник: http://www.handanalysis.net/encyclopedia.html

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.