На сайте Международного института анализа по руке (International Institute of hand Analysis) содержится ряд интересных материалов, большую ценность среди которых имеют рецензии на известные книги по хиромантии, написанные основателем и директором института Ричардом Ангером. Мы начинаем публикацию переводов этих статей, поскольку они дают представление как о том, какие хорошие книги пока неизвестны русскоговорящему читателю, так и том, в чем достоинства и недостатки книг им уже известных. На русском языке публикуется впервые.
Работа Кэмпбелла, давайте посмотрим, как бы ее описать, действительно энциклопедична. Она в самом деле всеохватна. «Энциклопедия хиромантии» — наиболее энциклопедичная книга по хиромантии из всех, что я когда-либо читал (не путать с «Энциклопедией ладони и чтения по руке» М. Катаккара, которая обширна, но не энциклопедична).
«Энциклопедия хиромантии» — серьезный и всеобъемлющий труд, кульминация любви к ладоням и их изучению, продолжавшихся всю жизнь. Как еще объяснить ту легкость, с которой Кэмпбелл обсуждает различия в системах типирования форм руки, интерпретации линий и т.д.? Например, в своей главе о дерматоглифических знаках он сравнивает взгляды Сен-Жермена, Фентон и Райта, Шейманна, Натаниэля Альтмана, Берил Хатчинсон, Инид Хоффман, Беви Джегерса, Ноэля Жакуина, Эндрю Фитцгерберта, Денниса Фэирчайлда, Терри Дьюкса, Элизабет Дэниелс Сквайр и Дэвида Брэндон-Джонса (Что? Нет Мориса Кука?), а также добавляет свои собственные наблюдения, основанные на многолетнем опыте.
Я не могу припомнить ни одного другого примера в анналах хиромантической литературы, который достигал бы подобной глубины и размещал рядом столь большое число хиромантических оценок. Не сомневайтесь, искусство и наука хиромантии нуждались (жаждали?) именно в такой работе.
Если я желаю сравнить различные системы оценки форм ладоней, Кэмпбелл — единственный, к кому можно обратиться. Здесь, рядом друг с другом, находится вдумчивое и подробное обсуждение семи типов ладоней д’Арпентиньи, система деления на стихии Земли/Воздуха/Огня/Воды Геттингса и типизация по холмам Бенхама. Кэмпбелл также приводит и несколько менее известных типологий: четыре типа руки Каруса, предпочитаемые Соррелом и Вольф и до сих пор изучаемые в Европе; японскую методологию Асаноса; астрологическую версию, разработанную Джорджем Мачери; и систему Фентон и Райта, в связи с которыми Кэмпбелл сообщает о некоторых трудностях в использовании.
Наблюдения Кэмпбелла хорошо обоснованны, и я согласен с изрядным их числом (действительно высокая похвала от такого сноба по хиромантии, как я). Он старается занять позицию нейтрального наблюдателя, чтобы лучше каталогизировать и сравнивать различные подходы, но в то же время рад вмешаться со своим собственным анализом проблемы, который осторожно обозначает как таковой. Меня эта двойная роль автора вполне устраивает.
Тем не менее, я не совсем согласен с теми авторами, которых Кэмпбелл выбрал в качестве ориентиров. В своей роли нейтрального наблюдателя и систематизатора идей, он, кажется, чрезмерно доверяет Сен-Жермену, Нибло и Джегерс. На мой взгляд, Джегерс — наиболее сложный случай, поскольку ее тексты очень уж неравномерны: что-то является действительно хорошим, а что-то — хламом (возможно, Кэмпбелл мог бы оценить это соответствующим образом). Но книга Сен-Жермена 1897 года кажется мне почти полностью лишенной достоинств. Зачем вообще включать ее в книгу, кроме как для того, чтобы показать, как далеко зашла хиромантия? Кэмпбелл не доверяет книгам Кейро (окей, я могу это понять), но относится к работе Сен-Жермена так, как если бы она являлась чем-то веховым (ой).
Несмотря на эту критику, мое единственное желание состоит в том, чтобы Кэмпбелл пошел еще дальше. Всегда ненасытный, я жажду большего (возможно, Кэмпбелл уже пишет свою вторую книгу). Покажите мне отпечаток руки и скажите, что рассказал бы по нему Фитцгерберт, что отметили бы Бенхам и Терри Дьюкс, и тем самым раскройте сильные и слабые стороны различных систем. Покажите мне несколько ладоней и то, как вы бы использовали комбинацию д’Арпентиньи и Бенхама в этом случае (скажем, это философская рука со слабым холмом Луны), а затем переключились бы на Геттингса, когда столкнулись с другой парой рук. Сравните системы оценки линий (например, по Геттингсу или Дьюксу) и следуйте их аксиомам, чтобы увидеть, как они интерпретируют линию, которую никогда раньше не наблюдали. Например, «Используя принцип 1 и принцип 3, мы получаем следующее значение для этой редкой формации; однако система Дьюкса должна была бы заключить, что…»
Конечно, цель Кэмпбелла состоит не в том, чтобы научить меня читать по рукам. Его «основная цель состоит в том, чтобы представить всесторонний обзор основных методов и разработок западной хиромантии». Вторичная же цель состоит в том, чтобы «начать трудную задачу сравнительного изучения этих техник». Должен сказать, я считаю, что Кэмпбелл успешно достиг обоих целей.
В заключение отмечу: мне понравилась «Энциклопедия хиромантии». Справочник такого рода должен иметься у каждого хироманта. И в нем упоминаюсь я (на странице 8 — для интересующихся) — безусловно, ключевой момент в этой читательской оценке. Поскольку я прочитал почти всех авторов, которых цитирует Кэмпбелл, и у меня есть свои собственные взгляды на обоснованность их различных подходов, то мне интересно прочитать, что же кто-либо другой думает об этих работах.
Но, Эдвард, я надеюсь, ты не сидишь сложа руки. Когда я увижу Том II?
Рекомендуемые статьи с похожей тематикой:
Топ-10 лучших книг по хиромантии
Оценка книги Дебарроля «Тайны руки» с позиции современности
Хироманты современности: Натаниэль Альтман
О важности принципа историзма при изучении хиромантии
Становление системы типирования ладоней в хиромантии
Источник: http://www.handanalysis.net/encyclopedia.html