Аналитическая психология Юнга как универсальный растворитель

Ныне в мире существует столь много психологических и психотерапевтических направлений, что каждый, пожалуй, легко сможет найти для себя что-то по душе. Что-то, что максимально резонирует с ним, его вопросами, жизненным поиском и теми задачами, над разрешением которых он бьется. Существуют разные психологии под разные стили жизни и мировоззрение.

Мне уже много лет наиболее близки и интересны такие направления, как:

  • аналитическая психология (Юнг);
  • трансперсональная психология (Гроф);
  • архетипическая психология (Хиллман);
  • экзистенциальная психология (Франкл, Мэй).

При этом некоторые из них столь объемны, что раскладываются на составляющие течения. Так, юнгианская психотерапия, как минимум, делится на классический подход (Юнг, фон Франц, Ханна) и школу развития (Фордхам). А здание трансперсональной психологии имеет внутри себя комнаты Грофа, Минделла (процессуально-ориентированная психология), Уилбера (интегральный подход), Фадимана и Лири (психоделическая терапия). В сегодняшней мы поговорим о первом из перечисленных направлений.

«Элитарность» поневоле юнгианской психологии

Юнгианская психология и психотерапия (названная самим К. Юнгом аналитической психологией, хотя по своему смыслу она скорее является архетипической), стоит признать, волей-не волей, является «элитарным» направлением. Мне не очень нравится этот термин, но иного пока не подберу. Порой психологию Юнга называют психологией для интровертов, это отчасти так. Мои же (да и не только мои) наблюдения показывают, что идеи, подходы и практики Юнга часто вызывают полярные реакции — от сильного отторжения до восторга. Хотя юнгианская психология и психотерапия стала в итоге частью научного поля, мейнстримом она точно не является. Почему так, ведь она содержит массу практически полезного и исцеляющего?

Юнгианская психология и психотерапия воспринимаются как нечто абстрактное, странное, мистически-ориентированное и сильно углубленное в мифологию только в том случае, если человек имел мало (или не имел вовсе) духовного опыта и в плохом контакте со своим бессознательным, немаловажными проявлениями которого являются, к примеру, сновидения и воображение. Если человек сильно застрял в уме и логических рамках, игнорирует свои сны, образы и телесные ощущения, признать реальность иных (архетипических, духовных, инстинктивных) измерений бытия ему будет сложно и неприятно. Смотреть внутрь себя, воспринимать мир как зеркало своих же проекций — страшно, особенно поначалу. Это что же, ответственность за свою жизнь, состояние и счастье должны нести мы сами, а не другие — родители, партнеры, государство? Там, в глубинах бессознательного, содержится все вытесненное, подавленное и не принятое — унижения, обиды, страхи, боль, мечты, сексуальность, все, что мы отринули в себе, отказали в праве на существование.

Напротив, чем больше человек получил духовно-психологического опыта, чем больше он в контакте с мирами внизу и вверху, чем выше его готовность смотреть внутрь своих эмоций и состояний, тем больше параллелей между своими переживаниями и наблюдениями Юнга он найдет. И поэтому не удивительно, что интерес к работам Юнга просыпается в тех, кто не понаслышке знает, что такое шаманизм, холотропное дыхание, психоделики, экзистенциальные кризисы, околосмертные состояния, мистические видения, яркие сны, встреча с духами, демонами или ангелами, медитация и т.д.

Собственно, в моем случае новый виток интереса к практикам и идеям К. Юнга и его учеников связан с повторяющимися снами алхимического содержания. А ведь именно сильным интересом к работе алхимиков известны, среди прочего, поздние исследования Юнга, открывшие, что древний символизм регулярно посещает и современного человека. У одних моих друзей интерес к Юнгу возрос в связи с необходимостью как-то осмыслить, что делать с архетипами, на уровень которых они однажды вышли в своих психологических проработках. Еще одна подруга пришла к идеям Юнга по причине настойчиво повторяющихся снов с образами воды. А ведь, по сути, до сих пор две самые популярные школы толкования сновидений — это фрейдистская и юнгианская.

На мой взгляд, юнгианская психология — своего рода уникальный универсальный растворитель, котел для интеграции, в котором легко и с пользой смешиваются и взаимно обогащают друг друга идеи и опыт из миров науки, религии, искусства, мистики и бытовой жизни. Но этот мир, хоть и открыт потенциально для всех, будет узнан и понят лишь теми, кто уже имеет тематический опыт, осознал свою расщепленность и решил для себя, что страдать от разделенности и утраты себя более не хочет. Юнгианское направление психотерапии — для тех, кто готов интегрировать духовный опыт в мир повседневности. Это путь для тех, кто увидел, что ум (Эго) — это лишь малая часть их самих, и что преодолевать его диктат на пути к целостности жизненно необходимо.

Работы Карла Юнга для начинающих

Возможно, вы, как и много лет назад, однажды были заинтригованы идеями и открытиями Карла Юнга. Личное и коллективное бессознательное, архетипы, внутренняя алхимия, диалог с собой и миром через сны и воображение, интеграция отколотых частей себя, соединение мужского и женского, целостность души, диалог с демонами, ангелами, богами и духами — все это реально и важно в широкой картине мира и психики под углом аналитической психологии.

Импульс прошел, искра разгорелась, жажда дала о себе знать. С чего же начать изучение этого глубокого, загадочного, но манящего направления психологии и психотерапии? Большинство решит для себя — с работ, собственно, основателя метода. И во многих других случаях это было бы правильным решением (идти к первоисточнику). Но проблема в том, что книги Юнга весьма сложны для начинающих. И скорее введут вас в состоянием замешательства, нежели помогут быстро разобраться, что к чему, и наметить дальнейшие ориентиры своего исследования души.

Поскольку я сам познакомился со сложными работами Юнга еще лет 20 назад, мало их поняв, то могу со всей ответственностью дать совет, как к Юнгу подступаться. Есть, пожалуй, лишь две книги Юнга, с которых стоит начинать знакомство с этим автором и погружение в мир его психологии и философии «с нуля». Это знаменитые «Воспоминания, сновидения, размышления» (1962) и сборник «Человек и его символы» (1964). Хотя неплохим решением будет также начать изучение аналитической психологии по книгам его близких соратников, таких, как Мария-Луиза фон Франц, Барбара Ханна или Иоланда Якоби.

Первая из упомянутых книг является полуавтобиографией Юнга. Полу — потому что представляет собой сильно отредактированную Аниэлой Яффе версию его воспоминаний, надиктованных патриархом психологии в последние годы жизни. Эта удивительная книга повествует о ранних годах великого психолога, начале его психиатрической практики, знакомстве с Фрейдом, причине их расставания, о путешествиях, встречах с духами и мыслях о жизни после смерти. В «Воспоминаниях, сновидениях, размышлениях» Юнг откровенно поделился своими значимыми снами, видениями и инсайтами. Хотя кое о чем умолчал. Например, в книге ни строчки не сказано, что он много лет практиковал астрологию.

Если полуавтобиография Юнга подходит для того, чтобы познакомиться с его неординарной личностью и проникнуться «мифом Юнга для современного человека», то сборник «Человек и его символы» — это единственное популярное изложение швейцарским психологом его теории и практики, адресованное широкому кругу читателей. Включая тех, кто вовсе не разбирается в психотерапии.

Этот сборник содержит как раздел, написанный самим Юнгом («Подход к бессознательному»), так и объемные главы, написанные четырьмя его талантливыми учениками — Джозефом Хендерсоном, Марией-Луизей фон Франц, Аниэлой Яффе и Иоландой Якоби. Все вместе они очерчивают обширное поле юнгианского подхода — «универсального растворителя», позволяющего соединить вместе науку, религию, мифологию, оккультизм и искусство. И такой подход оказывается глубоко целительным для души.

О том, как сны отражают нашу жизнь

Недавно (в сентябре) я сильно разболелся. С вероятностью 99% снова получил привет от коронавируса. Во всяком случае, проявившиеся симптомы, тяжесть протекания болезни, побочные следствия и общая эпидемиологическая ситуация в регионе полностью соответствуют такому выводу. Все началось с нескольких дней головной боли и слабости. А затем пришли высокая температура, насморк, ослабление обоняния и слуха, неприятные ощущения в мышцах, туман в голове, изнуряющий кашель и т.д.

И вот в один из таких мучительных дней снится мне сон, что у отца сгорела дача. Точнее, дача принадлежала обоим родителям, но строил ее, по сюжету сновидения, отец. Дачный домик был трехэтажным. Выгорели второй и третий этажи, от них остались лишь закопченые стены. Но остов строения и первый этаж сохранились. Слева от сгоревшего дома начата стройка нового домика при использовании старых кирпичей и бревен от первой дачи. Но дальше фундамента, основы первого этажа, дело пока не продвинулось.

А теперь приведу цитату из сборника «Человек и его символы» (1964), в котором Карл Юнг написал раздел «Подход к бессознательному». Вот какие строки я встретил там спустя несколько дней после описанного выше сна:

"Бессознательное... управляется главным образом инстинктивными тенденциями, склонностями, выраженными в соответствующих мыслеформах, т.е. архетипах. Врач, которого попросят описать течение болезни, воспользуется такими рациональными понятиями, как "заражение" или "лихорадка". Сон более поэтичен. Он представляет больное тело в виде земного человеческого дома, а лихорадку - как огонь, пожирающий его".

Неплохое «совпадение», да? Но дело в том, что это не совпадение. Существуют общие культурные коды. И сновидение в символической форме дает комментарий к нашей жизни. Мы можем прислушаться к этому образному языку и тому сообщению, что оно несет. В моем случае речь шла о констатации бессознательным факта болезни-пожара, который затронул верх и середину тела (дачного дома), оставив последствия. И восстановление (стройка нового здания рядом) уже началось, но будет не быстрым (готов лишь фундамент).

Общий посыл сновидения нам понятен. Но не его детали. Почему сгорела дача родителей, а не моя собственная? Здесь образность мне не до конца ясна. Ответов может быть несколько, и самые банальные мы обсуждать не будем (вроде того, что я — сын отца и матери). Отец — символ стабильности; возможно, сон намекает, что болезнь (жар, пожар) нарушает мою стабильность и социализацию. В самом деле, когда ты лежишь неделю с температурой и теряешь голос, уже не до консультаций и обучения студентов. А когда нет работы — нет и денег.

Родители — это также тема родовых корней, наследства. Дачный участок — это кусок земли. А земля — это снова про корни, устойчивость, заземление. Мне кажется, эти символы близки к теме иммунитета как устойчивой, земной силы. Сон, таким образом, намекает на роль иммунитета и генетики в болезни.

Сновидения постоянно комментируют нашу жизнь, мечты и планы. И прислушиваться к их советам и прогнозам крайне полезно. Просто по той причине, что бессознательное знает нас куда больше и лучше, чем наше Эго.

Рекомендуемые статьи со схожей тематикой:

Анимус и Анима: мужское и женское в нас
Исцеляющее начало внутри нас: подходы Юнга и Грофа
Архетипическая психология и трансовые техники работы с подсознанием: неожиданные параллели
Качества, необходимые психологу или консультанту, по Карлу Роджерсу
Эрих Фромм о счастье и продуктивной реализации

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.