Дэйн Радьяр: биографический очерк. Раздел V

Продолжение цикла переводов биографических статей Майкла Мейера об одной из культовых фигур в истории астрологии XX века Дэйне Радьяре. Ознакомиться с содержанием первого, второго, третьего и четвертого разделов можно по соответствующим ссылкам.

«Вы уникальны в своей способности синтезировать всевозможные элементы и включать в астрологию современное мышление и новое видение»
(Анаис Нин1).

Часть восьмая: годы трансформации (1955-1967)

Дэйн Радьяр провел лето 1954 и весну 1955 годов в колонии Хантингтона Хартфорда2 на холмах Санта-Моники, где сочинил свою самую обширную и зрелую композицию «Пределы». У него не было времени, чтобы заняться оркестровкой, однако двадцать лет спустя эта задача была выполнена Джорджем Чемпионом из Пало-Альто. Зимой 1955 года Радьяр прочитал серию лекций в Санта-Барбаре и Сан-Франциско, а в июне началась публикация ежемесячных мимеографированных буклетов «Seed For Greater Living», что стало возможным благодаря эффективной секретарской работе преданного друга Вирджинии Сейт. Эти регулярные публикации продолжались до 1962 года. Также в этот же период была написана книга стихотворений «Возрождение». Радьяр проживал в то время в маленькой однокомнатной квартире на Голливудском бульваре. Он регулярно писал для журнала «Гороскоп» и прочитал несколько лекций в Лос-Анджелесе, в Нью-Йорке в декабре 1956-го и в Сан-Франциско и Сан-Хосе в 1957 году.

В 1958 году по приглашению пожилой швейцарской корреспондентки г-жи Онеггер Радьяр совершил три поездки в Европу, имевших большое значение. Вторая поездка, с 1961 по 1962 год, принесла ему много новых знакомств и впечатлений. Он прочитал лекции в нескольких странах (Франциии, Швейцарии, Голландии и Англии), получив исключительно теплый отклик. По предложению издателя он написал на французском книгу «Бытие, ритм и символ», однако довольно странные события превратили обещание публикации не более чем в фантазию. Эта неизданная книга, однако, в дальнейшем легла в основу работы «Планетаризация сознания», опубликованной в 1970 году, которая оказала огромное влияние на умы и мировоззрение тысяч молодых людей по всему миру, которые внезапно оказались зачарованы трудом Радьяра.

На лекции в Голландии Радьяр познакомился с Каролусом Верхулстом из голландского издательства «Servire», который предложил опубликовать его небольшую книгу, если в этом будет потребность. Радьяр, тщетно пытавшийся найти издателя в Нью-Йорке и даже в Англии с тех пор, как Маккей в Филадельфии отказался в 1951 году от всех астрологических публикаций, подарил мистеру Верхулсту экземпляр «Пульса жизни». Голландский издатель сразу же дал согласие на издание книги, и началось самое плодотворное сотрудничество, результатом которого стала публикация девяти томов, что сделало труды Радьяра широко доступными как раз в то время, когда новое поколение искателей увлеклось метафизикой и астрологией.

Колония художников Хартфорда.

Во время своей третьей поездки в Европу в 1963 году Радьяр провел семинар в голландской Школе философии, а также прочитал лекции в Париже и Англии. Во время пребывания на Итальянской Ривьере в августе он начал писать свою автобиографию, на смену которой, правда, пришла в 1983 году другая.

Летом 1963 года Радьяр получил письма от молодой канадки по имени Тана, которая в то время проживала с учителем игры на фортепьяно, бывшим журналистом, купившим несколько его книг. Тана приехала повидаться с астрологом, когда он на несколько дней задержался в Катедрал-Сити. А после ее возвращения в марте они поженились в Риверсайде (Калифорния) и после лекционного турне по Сент-Полу, Чикаго и Бостону поселились в Сан-Джасинто (Калифорния)3.

Последующие годы стали периодом спокойной, постоянной работы и участия в издании, продвижении и распространении книг, издаваемых в Голландии. В 1966 был написан и издан в Калифорнии году небольшой том «Ритм человеческого осуществления». Тана использовала раннюю версию настальных издательских систем, набрав несколько рукописей Радьяра для публикации на винтажной печатной машинке «IBM Executive». В 1967 году небольшой грант Фонда Дитсона в Нью-Йорке позволил распространить по несколько экземпляров большинства фортепианных партитур Радьяра среди ряда библиотек и нескольких пианистов. Ради этого случая Радьяр переписал большинство партитур, и они стали доступны в «Факсимильном издании для композиторов», распространяемого среди Американского союза композиторов, к которому Радьяр много лет принадлежал. Он не только скопировал старые партитуры, но и также пересмотрел и завершил работу, которая теперь именуется «Синтонией» в четырех частях («Dithyramb», «Eelogue», «Oracle», «Apotheosis»). В этот период он также написал девятую тетраграмму «Летние ночи».

Обложки книг Д. Радьяра «Астрологическое изучение психологических комплексов и эмоциональных проблем» (1966), «Лунный цикл» (1967), «Планетаризация сознания» (1970) и «Личностно-ориентированная астрология» (1972).

«Гиганты всегда ходили по земле, дети Космоса, чье пламя освещает путь для людей менее значительных. И день сегодняшний — не исключение. Растущее наследие Радьяра для ищущего и устремленного человечества, характеризующегося уникальной способностью говорить с ясностью и целенаправленностью о нуждах и потребностях переходного периода, обогатило Планетарную Душу. В течение своих плодотворных и интегрированных сверх всякой меры лет, он предлагал свою любовь и мудрость всякий раз, когда была открыта дверь, и посеял волну бесчисленных семян, сумевших разжечь общество своим интеллектуальным и духовным изобилием. Лучшим способом воздать должное этому другу человечества будет его собственная визионерская проза: он «один из многих агентов Силы Эволюции, циклического Ритма универсального существования. Он действует во времени и пространстве, необходимых для удовлетворения потребностей общества и окружающей среды, как трансформирующая сила, скорее как «мутант», нежели как мистик».
(Роберт Бейнбридж, доктор философии, профессор сравнительного религиоведения Калифорнийского института азиатских исследований)

Часть девятая: внезапная популярность (1968-1971)

В 1968 году Радьяром были написаны «Паттерны рождения для нового человечества» (позже переизданные «Харпером и Роу» под заглавием «Астрологический тайминг. Переход в новую эру»), сверстанные Таной и опубликованные «Servire» в Голландии. В течение этого года были проведено много лекций в районе Лос-Анджелеса и Сан-Франциско, что позволило Радьяру установить важные связи с Институтом Эсален4, Сэмом Берхольцем, основателем издательства «Shambala Publications» в Беркли и такими будущими друзьями и коллегами, как Майкл Р. Мейер, Хосе Аргуельес5 и др. В августе Радьяр выступил на съезде Американской федерации астрологов в Сиэтле (проводящемся раз в два года), где ему аплодировали стоя. В Беркли и Сан-Франциско Радьяр приобрел много друзей и вошел в тесный контакт с поколением молодых людей, жадно читавших его книги.

Благодаря Сэму Берхольцу нью-йоркское издательство «Doubleday and Co.» согласилось опубликовать в мягкой обложке первый астрологический трактат Радьяра «Астрология личности». Спрос на книгу превзошел все ожидания, были проданы свыше 100 000 экземпляров, что произвело в астрологическом мире своего рода революцию, поскольку привело на его поле тысячи образованных молодых людей. Ни одно иное событие в истории астрологии XX века не имело столь далеко идущих последствий, как влияние книги Радьяра, во всяком случае, если рассматривать астрологическую практику.

В 1969 году Дэйн Радьяр несколько раз посещал район залива Сан-Франциско: провел семинары в Беркли, Стэнфордском университете, Институте Эсален (Биг-Сур) и на Конференции по науке и религии в Лос-Анджелесе, учрежденной Леландом Стюартом в 1957 году и президентом которой сам Радьяр являлся в течение года. Он также прочитал серию лекций в Тусоне (Аризона) для Центра Гаятри, созданного его другом Полом Баркли. Ряд крупных статей был написан для таких журналов, как «Гороскоп», «Астрологический взгляд», «Оккультное» и «Омен».

В феврале 1969 года Радьяр инициировал создание Международного комитета по гуманистической астрологии, «чтобы придать больше гласности самой возможности приблизиться к астрологии и использовать карты рождения способом, отличным как от различных вариантов гадания по звездам, так и от новых и продолжающих распространяться «научных» попыток сделать астрологию респектабельной и доступной для преподавания в университетах». В рамках гуманистической астрологии Радьяр попытался показать, что существует как минимум два основных подхода к астрологии: «событийно-ориентированный» и «личностно-ориентированный». Он представил астрологию «как разновидность западной формы йоги или психосинтеза, а карту рождения как мандалу, формулу интеграции, имеющей своей задачей «достичь целостности». Эти идеи развивались в шести буклетах, которые позже были объединены в книгу под названием «Личностно-ориентированная астрология».

Композиция «Octagon» Дэйна Радьяра (1971), исполненная Уильямом Масселосом.

(Гуманистическая астрологическая революция. В своем предисловии к «Личностно-ориентированной астрологии» Радьяр пишет: «…эта книга родилась из инициативы, предпринятой вечером 26 февраля 1969 года, когда я решил создать Международный комитет гуманистической астрологии. Причина, побудившая меня сделать этот шаг, заключалась в том, что я отчетливо почувствовал необходимость заявить как можно яснее и шире, что астрология может иметь совершенно другой смысл. Я почувствовал, что сегодня многие люди, увлеченные астрологией, в особенности молодое поколение, имеют запрос, ответ на который не могут дать ни «научный», ни аналитический подход. Их интересовал такой образ жизни, при котором их личностное взаимоотношение со вселенной имело бы созидательное значение. Они хотели знать не столько «как», сколько по-новому и с точки зрения космического пути осознать «почему» своего существования. Они хотели стать целостными и понять, как лучше всего прийти к этому».

Далее Радьяр продолжает, что его целью в пропаганде гуманистического подхода «являлась необходимость противостоять нынешним тенденциям деперсонилизации, ничего хорошего не предвещающей нашей западной цивилизации, и поместить отдельную личность туда, где она и должна находиться в астрологии — в центр ее интересов. Я имею дело с личностями, а не системой или профессией, личностями, которые живут и борются за возможность раскрыть весь свой потенциал СЕЙЧАС». Холистический, гуманистический подход к астрологии, предложенный Радьяром, привел к революции в астрологии, сумев привлечь к ней интерес тысяч молодых, образованных людей, работающих в профессиях, связанных с оказанием помощи.)

В 1970 году Радьяр прочитал лекции в Тусоне, Сан-Франциско, Вудленде, Кармеле и Далласе. На встрече Американской федерации астрологов в Майами ему довелось выступить перед аудиторией в 2000 человек, сумев вновь завоевать овации. В октябре он вылетел в Нью-Йорк, чтобы прочитать лекции и провести музыкальные встречи, а прежде чем вернуться домой, успел пообщаться с группами в Пенсильвании и Балтиморе. Летом в Идилвайлде (Idyllwild) Радьяром было написано сочинение «Мы можем начать снова — вместе». В более кратком томе под заглавием «Указания для новой жизни» были сокращенно изложены некоторые идеи, разработанные в более крупной по объему работе. В Сан-Франциско на Рождество 1971 года была также издана небольшая брошюра «Семя».

В 1971 году Радьяр завершил книгу «Астрологические дома» и уступающую ей по объему работу «Астрологические темы для медитации». В этом году он также начал работу над одной из своих самых значимых и важных астрологических книг, «Астрологической Мандалой: циклом трансформации и его 360 символическими фазами», в которой обсуждает и по-новому формулирует Сабианские символы, открытые с помощью экстрасенсорных способностей в 1925 году Марком Джонсом и Элси Уилер. Лето 1971 года Дэйн Радьяр провел в Пало-Альто, проводя обсуждения со студентами летней школы Эсалена, а также приняв участие в двух семинарах для Института Эсален (в мае в Милл-Валли совместно с Хосе и Мириам Аргуэльес по теме «Образования для возрождения» и в сентябре в Беркли по теме «Новый взгляд на «Тайную Доктрину» Е.П. Блаватской»). Также он прочитал лекции студентам Калифорнийского университета в Дейвисе.

Продолжение читайте здесь.

Дэйн Радьяр: биографический очерк. Раздел I (1895-1919 годы)
Дэйн Радьяр: биографический очерк. Раздел II (1920-1924 годы)
Дэйн Радьяр: биографический очерк. Раздел III (1925-1936 годы)
Дэйн Радьяр: биографический очерк. Раздел IV (1937-1954 годы)
Дэйн Радьяр: биографический очерк. Раздел VI (1972-1985 годы)


1 Анаис Нин (1903-1977) — американская и французская писательница, известная своими эротическими романами и дневником, который она вела более шестидесяти лет.

2 Джордж Хантингтон Хартфорд (1911-2008) — американский бизнесмен, филантроп, продюсер и коллекционер произведений искусства, наследник очень крупного состояния. В 1951 году им была открыта колония художников. Причем спроектировать здания он поручил архитектору Ллойду Райту, сыну Ф.Л. Райта.

3 Полное имя новой избранницы Радьяра — Гейл Тана Уитхолл.

4 Институт Эсален — поселение-коммуна в Биг-Суре на побережье Калифорнии, основанное в 1962 году. Своей хадачей Институт Эсален видит гармоничное развитие личности с помощью различных сводящих людей воедино действий — посредством йоги, медитации, гештальт-терапии и т.д. Основатели института — американские психологи Майкл Мёрфи и Ричард (Дик) Прайс являлись последователями «Движения за развитие человеческого потенциала», основы которого заложил английский писатель и философ Олдос Хаксли.

5 Хозе Аргуэльес (1939-2011) — поэт, художник, визионер и доктор философии.

Источники:

http://khaldea.com/rudhyar/bio8.shtml
http://khaldea.com/rudhyar/bio9.shtml

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.