Как работают цепочки диспозиций на примере Дэйна Радьяра

В литературе встречается довольно мало примеров детального разбора цепочек диспозиторов. Постараемся восполнить этот пробел на примере карты одного из самых известных и плодотворных астрологов XX века Дэйна Радьяра. Нам известно не только время его рождения, но и вариант ректификации, выполненной им самим, что облегчает задачу. И хотя в методике цепочек диспозиций сетка домов обычно игнорируется, знать, в какое время дня родился Радьяр, принципиально важно, поскольку в день его появления на свет (23 марта 1895 г.) Луна меняла знак. Кроме того, зная время и место рождения человека, мы можем быть уверены в том, какие аспекты между планетами имели место быть на самом деле.

Рассмотрим цепочки по владению и изгнанию. Первая расскажет нам об основных мотивациях, интересах Радьяра в течение жизни, укажет на излюбленную архетипическую роль, подскажет, в какие ситуации ему нравилось попадать, проявления каких способностей ему легче всего давалось. Сама цепочка по управлению, отдельные ее звенья, расскажут нам о комфортной для известного астролога логике принятия решений, естественных реакциях и поведении в большинстве ситуаций. Цепочка же по изгнанию, являющаяся инверсией цепочки по управлению (о чем многие забывают), является вспомогательным инструментом, подсказывающим, в какие ситуации Радьяру попадать не хотелось по доброй воле, какая логика решений и реакции были для него непривычными и дискомфортными, какие действия являлись чрезмерно энергозатратными. Центр цепочки по изгнанию укажет нам, чего Радьяр опасался сильнее всего, связанные с чем психологические комплексы он мог испытывать и стремиться компенсировать* в течение жизни.

Анализ цепочки по владению

Начнем с цепочки по управлению. Мы видим, что в ее центре (конечный диспозитор) находятся две планеты — Меркурий и Нептун. Такое положение называется взаимной рецепцией. Особенность данной конкретной рецепции заключается в том, что в нее попали изгнанные планеты, которым некомфортно в знаках друг друга. Меркурий, планета логики, ощущает себя непривычно в знаке Рыб, а Нептун, планета веры, интуиции, искусства, чувствует себя неуютно в логичном знаке Близнецов. Эссенциально они получают по 0 баллов (в соответствии с афетикой Вайсберга). Но ведь центр цепочки по управлению — все равно сильная позиция, описывающая ведущую мотивацию человека. Получается, что обладатель такой рецепции одновременно испытывает сильное побуждение проявить способности по Меркурию и Нептуну, но при этом у него может не хватать мастерства, уверенности в своих талантах, он одновременно будет иметь опасения, связанные с этими планетами, и стремиться постоянно стать лучше в соответствующих качествах. Скорее всего, он постоянно будет недоволен своими результатами по Меркурию и Нептуну. Это дублируется пребыванием Меркурия в центре цепочки по изгнанию. Если бы Нептун стоял не в Близнецах, а в Деве, он тоже попал бы в отдельный центр по изгнанию.

Для тех, кому удобнее воспринимать видео информацию, я приготовил

В нем подробно рассмотрено, как профессионально толковать сложные случаи с цепочками диспозиций.

Проинтерпретировать рецепцию Меркурия (0) и Нептуна (0) можно следующим образом: для человека характерны образное мышление, богатая фантазия, мечтательность, поэтичность, интерес ко всему таинственному, мистическому, духовно-религиозному, возвышенному. Желание изучать новое, показать свой интеллект связано с намерением связать это с воображением, искусством, психологией, интуицией. Потенциал поэта, писателя (особенно в стиле фэнтези, сказки), сценариста, фотографа, богослова, психолога, моряка. Вероятна некритичность к получаемой информации, нежелание проверять ее на практике, вдаваться в детали. Мотивация объединить интуицию и логику, прагматизм и альтруизм, меркантильное и духовное. Стремление помочь, духовный интерес, сострадание, вдохновение порождает импульс обязательно поговорить об этом, написать, логически осмыслить. А желание поговорить, осмыслить порождает идею сделать это творчески, уединенно, романтично, максимально абстрактно и обобщенно. Мотивация помогать, исцелять через речь, общение, литературу. Человеку нравится рассуждать, писать об искусстве, бессознательном, вере, религии, море.

Интересно, что подобную же рецепцию в центре цепочки по владению мы можем увидеть в карте певицы и авангардной художницы Йоко Оно (род. 18.02.1933 г.), жены и сподвижницы Джона Леннона. И хотя мотивации Меркурий и Нептуна, слитые воедино, дают сильный крен в сторону художественного, интуитивного понимания мира и соответствующие оттенки характера, все же обладатели подобной рецепции не всегда будут становиться художниками или музыкантами. Рецепцию Меркурия и Нептуна мы найдем также в карте физиолога и биофизика Хенрика Карла Петера Дама (род. 21.02.1895 г.), лауреата Нобелевской премии по физиологии и медицине (вспомним, что Нептун любит помогать, интересуется медициной и химией), а также в карте экономиста и лауреата Нобелевской премии Рагнара Фриша (род. 03.03.1895 г.). В плане выбора профессии анализа показателей цепочки по владению недостаточно. Важно знать сетку домов, изучить аспекты и т.д. Хотя центр цепочки все равно опишет ведущую мотивацию, таланты и интересы человека, хоть и не все (ведь позиция Солнца также скажет, где и в чем человек может проявить способности; во всяком случае, положение Солнца в карте расскажет нам, от чего зависит самооценка человека).

Таким образом, вся жизнь Дэйна Радьяра была подчинена мотивации одновременно проявлять фантазию и интеллект, говорить, писать о душе, искусстве, мистике, стремиться осмыслять творчество, психическую реальность. И эти интересы нашли выражение в многочисленные профессиях и увлечениях Радьяра, ведь в историю он вошел как музыкант, композитор, художник, писатель и астролог, основатель гуманистического направления в астрологии. Не будет ошибкой сказать, что астропсихология как таковая зародилась именно благодаря его почину.

Очень полезно проверять мажорные аспекты планет, попавших в центр, чтобы понять, как они будут помогать друг другу. Ведь аспектные связи имеют не меньшее значение, чем диспозиционные. В случае Радьяра мы не наблюдаем мажорного аспекта между Меркурием и Нептуном, но если бы между ними был тригон (120 гр.), объединяющий их мотивации, то проявить соответствующие способности и добиться успеха было бы куда проще. Если бы между ними была оппозиция (180 гр.) или квадратура (90 гр.), это, с одной стороны, усиливало бы неудовлетворенность достижениями, а с другой, толкало бы к большей активности. Но Радьяр в любом случае был очень активен в проявлении энергий Нептуна: в его натальной карте Марс, Нептун и Плутон находятся в соединении.

Планеты на «периферии» (на орбитах или этажах управления) можно разбирать по парам диспозиторов, а можно читать всю цепочку целиком в обе стороны, что, конечно, требует больше внимания и сил консультанта. Напомним, что сильнее всего на планету в цепочке влияет ее ближайший диспозитор, однако, хоть и меньшее, влияние оказывает и диспозитор диспозитора. Рассмотрим звено, содержащее в себе Солнце. Солнце — это ядро личности, эго, оно рассказывает о том, как человек склонен принимать решения, от чего зависит его самооценка, как и в каких сферах ему легче всего проявить таланты. Солнце в карте Радьяра подчиняется Марсу.

И тут следует рассказать о том, что вообще означает имя Радьяр и почему известный астролог изменил имя, данное ему при рождении. Настоящее имя Дэйна Радьяра — Даниэлл Шенневьер. Он решил изменить его в 1917 году, через несколько месяцев после того, как прибыл в Нью-Йорк. Для будущего астролога смена имени была волевым актом. Как отмечает Майкл Мейер, «Радьяр не только физически оставил свою родину и язык своей исконной французской культуры, но и отвернулся от последствий и стереотипов всей западной традиции, стремясь искоренить в своей психике негативные, дуалистические и духовно застывшие аспекты. Данное ему при рождении имя являлось символом всего этого прошлого, и он посвятил себя как «человек-семя» будущему, которое пока лишь смутно мог представить. Имя «Радьяр» близко к старым санскритским терминам, подразумевающим динамическое действие, красный цвет (Дэйн родился с Солнцем в Овне, знаке Зодиака, связанном с красной планетой Марс) и электрическую энергию, высвобождаемую во время штормов — «бога» Рудру». Рудра в ведической мифологии — это одна из форм бога Шивы, связанная со смертью, охотой, грозой, ветром, бурей, исцелением и персонифицирующая гнев и ярость.

Итак, мы видим звено Солнце-Марс-Меркурий в его цепочке диспозиторов. Т.е. Солнце в его карте стоит в Овне, а Марс, управитель Овна — в Близнецах. Начнем интерпретацию с Солнца. Самооценка (Солнце) человека с такой цепочкой зависит от способности быть независимым, активным, смелым, первым, инициативным в деятельности (Марс), направленной на познание, общение, создание новых связей, информационный обмен или движение само по себе (Меркурий). Принимая важные решения (Солнце), он будет стараться избегать воздействия на себя, сохранять автономию, склонен быть упрямым и поспешным (Марс), но при этом постарается логически осмыслить свои выводы и поступки (Меркурий). Внезапный импульс что-то сделать в своей жизни наталкивается на установку собрать побольше информации и быть разумным, рациональным. Данная диспозиционная связь подчеркивает роль новизны и регулярных перемен в жизни человека, поэтому ему будет вполне комфортно жить в командировках или частых поездках. Если такой человек долгое время сидит дома или не добывает новую информацию, активность не находит выхода и приводит к повышенной раздражительности, неудовлетворенности.

Но Меркурий в карте Радьяра пребывает в рецепции с Нептуном и потому их мотивации смешиваются, взаимоокрашиваются. И мы получаем ситуацию, в которой таланты Радьяра, ощущение полноты жизни, самооценка (Солнце) зависят от умения быть инициативным, смелым, рисковать, начинать новое (Марс) в сферах, связанных с интеллектом, познанием, литературой (Меркурий), а также искусством, психологией, религией, музыкой (Нептун). В идеале — в тех видах деятельности, где можно объединить фантазию, интуицию и логику, силу интеллекта (рецепция Меркурия и Нептуна).

Похожее толкование мы получаем для звена Венера-Марс-Меркурий и Нептун: к проявлению чувств, созданию красоты Радьяра толкало стремление к новизне, экспрессии, первенству, он был склонен бурно выражать свои чувства (звено Венера-Марс, т.е. Венера в Овне), влюбляться в женщин сильных, энергичных физически или психологически, спортивных, темпераментных (влияние первого порядка — Марса), но при этом также интеллектуальных и творческих, обладающих музыкальными, художественными или целительскими талантами (влияние на Венеру второго порядка — рецепции Меркурия и Нептуна).

Юпитер на первой орбите, диспозиционно подчиняющийся Меркурию, рассказывает нам, что к активному социальному развитию Радьяра мотивируют именно Меркурий с Нептуном — стремление больше знать о мире и искусстве, говорить и писать о творчестве и душе. Именно в этих сферах и качествах он ощущал большие перспективы и стремился увеличить свой авторитет. Луна, символ подсознательных потребностей, в отличие от Солнца, символа желаний осознанных, диспозиционно подчиняется Урану. Следовательно, у Радьяра имелось подсознательное стремление экспериментировать в личной жизни, придерживаться демократических и прогрессивных идеалов в семье. Ощущение эмоционального комфорта было связано с друзьями, возможностью быть прогрессивным и свободным. Идеал супруги для Радьяра был связан с образом женщины интеллектуальной, гениальной (или чудаковатой), веселой, компанейской, эпатажной, готовой к эксперименту и прогрессивной (характеристики Луны в Водолее). Всю цепочку Луна-Уран-Плутон-Меркурий и Нептун можно проинтерпретировать так: подсознательная потребность быть человеком креативным, новаторским (Луна-Уран) направлялась в русло глубоких исследований, на взаимодействие с ситуациями перемен, кризисов и трансформаций, на чтение чужих мотивов, при этом присутствовало желание вскрыть наш неявный мощный потенциал (Уран-Плутон), и эти мотивации реализовывались через общение, литературу, так или иначе связанные с искусством, психологией, духовной реальностью или темой помощи (Плутон диспозиционно подчиняется рецепции Меркурия и Нептуна).

Рассмотрим еще раз цепочку с участием Луны с конца, расставив акценты (с точки зрения именно Луны, т.е. эмоциональных, подсознательных потребностей) по степени их убывания:

1. Радьяру было комфортно отдыхать с друзьями, через деятельность, связанную с новаторством, наукой, эзотерикой, прогрессом; свои эмоции он стремился рационально осмыслить, взглянуть на них отстраненно (звено Луна-Уран, т.е. Луна в Водолее, воздушном знаке). Подсознательно он был устремлен в будущее, склонен был ставить интересы общественного прогресса выше своих или семейных.
2. При этом Радьяру хотелось быть прогрессивным и способствовать новым открытиям, пересмотру взглядов в сфере сексуальности, магии, власти, вопросов жизни и смерти, кризисных ситуаций, глубоких личностных трансформаций (звено Уран-Плутон, т.е. Уран в Скорпионе).
3. А желание неявно влиять на других, способствовать глубоким переменам направлялось в сферы Меркурия и Нептуна (звено Плутон-Меркурий и Нептун), т.е. на деятельность, хобби или профессию, связанную с объединением рационального и интуитивного начала.

Если читать цепочку по владению с центра, то отметим, что легче всего проявить мотивацию Меркурия и Нептуна Радьяру было с помощью Марса, Юпитера и Плутона, планет, стоящих на первой орбите. Значит, проявить свои литературные, ораторские способности (напрямую связанные с жаждой искусства и помощи из-за связи с Нептуном) ему помогали:

1) инициатива, бойцовские качества (Марс в Близнецах);
2) способность обобщать, выступать наставником, быть просветителем и популяризатором (Юпитер в Близнецах) (но здесь он эссенциально слаб, поэтому Радьяру могло регулярно казаться, что он недостаточно уважаем и авторитетен);
3) умение или стремление изучать чужие кризисы, способствовать глубинным личностным изменениям окружающих (Плутон в Близнецах).

Когда на первой орбите много планет, эффективно проявить свою ведущую мотивацию проще (о том же расскажет большое количество гармоничных аспектов планеты в центре). Почему проще? Потому что и планета (планеты) в центре, и планеты на первой орбите стоят либо в одном и том же, либо в близких по интересам (например, Близнецы и Дева, Телец и Весы) знаках, значит, они смогут объединить свои мотивации.

Разбирая цепочку по владению Дэйна Радьяра, осталось только коснуться Сатурна. Поскольку он находится в Скорпионе, то на профессиональные качества Радьяра влияли эмоции. Но также верно и то, что трудолюбие астролога и композитора повышалось в кризисных ситуациях, ситуациях глубоких перемен, душевного надрыва или же когда он понимал, что его работа поможет изменить окружающих и мир (пара Сатурн-Плутон). Т.е. чем больше Радьяр ощущал, что способен оказать влияние на других в результате своих трудов, тем выше было его трудолюбие. Еще интерпретация: профессия человека с таким звеном цепочки может быть связана с глубокими исследованиями, кризисными ситуациями, политикой, банковской сферой (можно напомнить, что Сатурн всегда естественный сигнификатор 10 дома; однако влияние реального управителя 10 дома обычно сильнее влияния сигнификатора). Но так как сам Плутон подчиняется Меркурию и Нептуну, то карьерные интересы Радьяра замыкались на все той же вещей мотивации, что мы описали ранее. Сатурн рассказывает также о том, где человек особо строг к себе и окружающим. Раз Сатурн стоит в Скорпионе, то Радьяр был особо строг и принципиален в вопросах секса, магии, власти, больших денег. С этими сферами он не хотел шутить и относился к ним, вероятно, слишком серьезно. Сатурн — это также страхи. Поэтому при таком положении Сатурна возможны страхи проявления своей сексуальности, опасениями, связанные с тем, что на человека будут оказывать неявное влияние, манипулировать им помимо его воли.

Краткий анализ цепочки по изгнанию

Карта Дэйна Радьяра примечательна обилием эссенциально слабых планет — их сразу четыре: это Венера в Овне, Меркурий в Рыбах, Юпитер и Нептун в Близнецах. Они получают по 0 баллов и считаются «изгнанными», т.е. пребывающими в дискомфортных для себя знаках. Но помешала ли условная слабость этих планет успешной реализации Радьяра? Насколько можно судить, не помешала. Мне доводилось слышать неграмотные интерпретации, сообщающие, что «нулевая» Венера — это неспособность любить, слабый Юпитер — неумение преподавать, а слабый Нептун — неспособность верить и проявлять интуицию. Стоит ли говорить, что подобные трактовки ошибочны и недопустимы? Слабая по знаку планета не теряет своей мотивации, но вынуждена проявляться нетипично, в особой манере и зачастую сообщает человеку неуверенность в соответствующих качествах, страхи и комплексы, которые, однако, преодолеть вполне возможно.

Не все из четырех изгнанных планет сформировали независимый центр цепочки по изгнанию. Это связано с логикой построения цепочек диспозиторов. В отдельных центрах мы обнаружим Меркурий, Венеру и Юпитер. Когда в центр цепочки по изгнанию попадает изгнанная планета — это истинный психологический комплекс. Чем слабее планета, тем больше неуверенности в ней или стремления к гиперкомпенсации. Относительно Дэйна Радьяра мы можем сказать, что он пошел по второму пути — пути усиления своего потенциала и избавления от страхов и неспособностей. Однако какие опасения у него изначально могли быть?

  • Меркурий в центре цепочки по изгнанию: опасение, что человек знает недостаточно относительно разных сфер жизни; возможны трудности с четким выражением своей позиции, нелюбовь к конкретике, сухим фактам и цифрам; опасения, что в суждениях он бывает непоследователен и слишком много внимания уделяет интуиции, фантазии.
  • Венера в центре цепочки по изгнанию: человек не любит потакать чужим прихотям; в партнерстве ориентируется на свои интересы; любовь для него — это страсть, сильное пламя и новизна, а не ровное и долгое горение; страх, что человек не нравится другим и обвиняет в этом окружающих; не уверен в своей способности создавать красоту и привлекательности.
  • Юпитер в центре цепочки по изгнанию: человеку кажется, что его недостаточно уважают, что ему не хватает авторитета, чтобы выступать перед аудиторией; публичную критику своих взглядов воспринимает тяжело; ему трудно обобщать разрозненные точки зрения; ожидает неприятностей за границей, в другой культурной среде.
  • Нептун, хоть и не попал в центр цепочки по изгнанию, т.е. не формирует ведущих комплексом, все же очень слаб по знаку. Поэтому вероятны следующие трактовки: человек проявляет неготовность верить на слово, доверять интуиции и своей фантазии; недооценивает свои художественные и музыкальные способности; ему неприятна идея самопожертвования; в вопросах веры старается проверить, а не поверить.

Однако мы видим, что Радьяр успешно проявлял в своей жизни мотивации всех этих изгнанных планет. Это связано отчасти с гиперкомпенсацией, а отчасти — с иными показателями карты. Меркурий, Венера и Юпитер имеют гармоничные аспекты (у Юпитера из трех мажорных аспектов лишь один напряженный), а следовательно, успешно преодолеть свои страхи и комплексы обладателю такой карты было проще. Нептун также не будет пассивным в карте Радьяра, поскольку находится в соединении с Марсом и Плутоном, жаждущими активного проявления. Несмотря на слабую позицию по знаку, Меркурий имеет аспект к логичному Сатурну и пребывает в соединении с куспидом 3 дома (т.е. силен по дому; и мы получаем следующую трактовку: «хотя у меня образное мышление и на мои выводы влияют эмоции, вдохновение и интуиция, я все же умею мыслить системно и стараюсь по возможности быть логичным»). Овновская Венера, ценящая страсть и активное проявление чувств, находится в 4 доме и имеет гармоничный аспект к Луне. И потому свою страстность астролог и музыкант стремился направить на семью и близких людей.

Как правило, астрологи не разбирают значения планет на периферии цепочки по изгнанию, поскольку их интересуют именно базовые страхи и неуверенности человека. Однако мы покажем, как это можно делать. Луна в цепочке по изгнанию у Радьяра подчиняется Солнцу, следовательно, ему было трудно расслабиться, отдохнуть, пребывая в центре публичного внимания. Образ себялюбивой и самостоятельной супруги, нуждающейся в постоянном восхищении, стремящейся к лидирующим позициям, не вызывал в нем приятия (напомним, его образ жены описывался Луной в Водолее). Поскольку Солнце в цепочке по изгнанию подчиняется изгнанной Венере, астрологу не хотелось бы, чтобы его самооценка зависела от количества финансовых накоплений, от женщин, партнерства. Его не радовало, если о его талантах судили только по способности создавать отношения, нравиться другим или создавать нечто красивое (поскольку фактически Солнце в Овне он хотел быть новатором, первопроходцем, независимым человеком).

Сатурн и Уран в цепочке по изгнанию также диспозиционно подчиняются Венере. Следовательно, для Радьяра была нетипичной и выматывающей ситуация, когда к проявлению трудолюбия и креативности его мотивировали финансовые соображения. Таких ситуаций он предпочел бы избежать. Положение планет в цепочке по изгнанию не говорит, что человек на что-то не способен. Здесь иной акцент. Цепочка по изгнанию описывает, как для человека действовать непривычно, некомфортно, крайне энергозатратно (с т.з. психической энергии).

Марс, Нептун и Плутон в цепочке по изгнанию подчиняются изгнанному Юпитеру. Это говорит нам о том, что Радьяру не нравилось, когда к проявлению активности и инициатив его толкало желание достичь большего авторитета и уважения (звено Марс-Юпитер). Для него была неприятной ситуация, когда поверить, довериться какой-то идее, концепции его призвали лишь на основании того, что «так сказал» уважаемый авторитет (звено Нептун-Юпитер). Кроме того, астролога, вероятно, напрягала необходимость искать изъяны в своих собственных философских концепциях (пара Плутон-Юпитер).


* Слово «компенсация» здесь используется в психологическом значении (от лат. compensatio — «возмещение») — защитный механизм психики, связанный с бессознательной попыткой преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсация может стать жизненной стратегией (с точки зрения Альфреда Адлера). Она проявляется обычно в виде дополнительных усилий, которые словно бы «компенсируют» недостатки человека. Например, занятие спортом для инвалида или физически слабого человека является компенсацией. Если усилия, затрачиваемые на компенсацию, оказываются неадекватно большими, это называется гиперкомпенсацией.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.