«Планетаризация сознания» Д. Радьяра: о чем эта книга?

Дэйн Радьяр (1895-1985) — американский писатель, философ, художник, композитор и культовая фигура в мире астрологии, способствовавшая зарождению астропсихологии (психологически ориентированной астрологии). Соединив традиционные астрологические представления с психологией К. Юнга, отказавшись от фатализма предсказаний, адаптировав астрологию к современным реалиям и дав ей определение особого символического языка, Радьяр сумел эффективно популяризировать науку звезд. Авторству американского астролога принадлежит порядка 50 книг, значимое место среди которых принадлежит рассматриваемой сегодня работе.

Книга «Планетаризация сознания», завершенная к лету 1969-го и впервые изданная в 1970 г., считается главным философским трудом Радьяра. Мне довелось недавно приобрести эту работу в твердой обложке, изданную на русском в 1995 г. О чем же она? Книга астролога и композитора содержит в себе 10 глав, посвященных проблемам человеческой психологии, общекультурным и духовным ценностям, цикличности жизни, этике и перспективам развития общества. Удивительно, но в тексте слово «астрология» встречается лишь один раз, в связи с чем книга вряд ли будет интересна ценителям астрологических (а не философских) сочинений Радьяра.

В преамбуле, предваряющей сочинение, Радьяр сообщает, что желание написать эту книгу вспыхнуло в нем тридцатью годами ранее, когда автору уже перевалило за 40 лет и он пребывал в кризисе, связанном с перестройкой своих философских и духовных убеждений (40-летие Радьяра пришлось на 1935 год). Вопросы, которые ставит книга, и попытки на них ответить, относятся к нескольким сферам человеческой деятельности — метафизике, гносеологии, этике, психологии и искусству. Автор признается, что книга содержит его яркое видение того, что будет значить жизнь для нынешнего и грядущего поколений людей, желающих посвятить себя задаче построения нового человечества.

Хотя «Планетаризация сознания», по утверждению автора, почти не содержит ссылок на других авторов и книги, все же мы можем выделить наиболее важные источники взглядов и мыслей Радьяра. Текст книги содержит упоминания о таких сочинениях, как:

  • «Жизнь божественная» Шри Ауробиндо,
  • «Феномен человека» Тейяра де Шардена,
  • «Пути жизни» Чарльза Морриса,
  • «Миф самости» д-ра Фингаретте,
  • «Созидательная эволюция» Анри Бергсона,
  • сочинения Карла Юнга,
  • «Бхагават-Гита» и «Библия»,
  • «Полет в Аррас» Антуана де Сент-Экзюпери,
  • «Тайная Доктрина» Елены Блаватской,
  • «Вечная философия» Олдоса Хаксли,
  • сочинения Мартина Бубера,
  • «Интеграция знания» Оливера Рейзена,
  • «Экзистенциализм — это гуманизм» Жан-Поля Сартра,
  • «Холизм и эволюция» Яна Смэтса,
  • «Зрелость человечества» Альфреда Коржибски.

Еще в молодом возрасте Дэйн Радьяр пришел к убеждению, что: (1) время циклично, и эта цикличность управляет как цивилизациями, так и всеми аспектами нашего существования (предпосылка к изучению астрологии); (2) западная цивилизация приближается к своему закату — осенней фазе своего цикла существования.

Написанная спустя многие годы «Планетаризация сознания» продолжает ту же самую линию размышлений. Радьяр ожидал приближения Новой Эры, которая, с его точки зрения, в полной мере заявит свои права в 21 веке. Своими «идеями-зернами» он надеялся сделать рост людей «гармоничным, спокойным и прекрасным». Автор вводит понятие «циклокосма»: «каждая существующая целостность должна считаться «циклокосмом», — большим или малым, — поскольку он может быть соотнесен с местом человека на шкале размеров нашей вселенной».

Большое внимание Радьяр уделяет феномену Времени, которое для него — циклический фактор. Однако время определяет не сами экзистенциальные события, а структуру процесса, содержанием которого являются эти события. Если выражаться религиозными категориями, то «Время представляет Волю Творца». Радьяр полагает, что сама природа времени циклична. С его точки зрения, все существующее — циклокосмы, а цель существования для каждого циклокосма состоит в том, чтобы завершить пространство посредством полного, целостного развития всех внутренних отношений и сил, действующих в «поле существования» отдельной личности.

Американский философ и астролог много внимания уделяет разграничению терминов «эго» и «самость». Эго, поясняет он, — это то, что структурирует действия разума на его более инстинктивном уровне. Также он ставит знак равенства между эго и волей. Термин самость он по факту использует в двух смыслах. Под самостью человека он понимает «основной тон», основной ритм существования, наделяющий силой и поддерживающий все поле существования данного человеческого существа (с. 152-153). Когда же слово САМОСТЬ пишется прописными буквами, то имеется в виду некая интегрирующая сила (с. 70), характерная не только для одного лишь человека.

Дэйн Радьяр неоднократно на страницах своей книги употребляет термин «поле существования» и разъясняет: термин «поле» указывает на то, что индивидуальная личность, рассматриваемая в своей тотальности, это действительно силовое поле, т.е. сложная структурная сеть взаимозависимых активностей, действующих на различных уровнях частот колебаний.

Американский философ сконцентрировал много внимания на идее новой фазы человеческого состояния. По мысли автора, планетаризация сознания — это фаза синтеза, которая должна прийти на смену фазам тезиса (родоплеменной строй) и антитезиса (развитие индивидуализма). «Это должно делаться индивидуально и в то же время коллективно». Писатель уверен, что без холистической философии трудно сформулировать новый способ жизни, внести в сознание понимание новых отношений, «к которым интуитивно стремятся и которых ищут». Он сетует, что ныне люди живут в хаотическом обществе, ценящем лишь эго, но это «ложная индивидуализация». Путь к истинной индивидуализации — это «жить насыщенной жизнью, …развивать в себе чувство открытости к отношениям, отказываться от собственничества в них, вносить в них скромность, быть поистине «доступным»…, преодолеть страх и соблазн легкого богатства, а также гордость своей мудростью и своим смирением». Проще говоря, важно, чтобы «я» превратилось в «мы».

В главе «Основы метафизической целостности» американский астролог отмечает, что не собирается интеллектуально изобретать «новую модель вселенной», а хочет лишь извлечь из самих фактов человеческого опыта наиболее универсальное содержание. Он переживает, что последующие главы «могут показаться абстрактными и метафизическими». Объективно говоря, так оно и есть. Такова в целом вся книга Радьяра. Автор просит: «последующие страницы не следует рассматривать как плод интеллектуальных упражнений, основанных на трансцендентном полете воображения». Но по законам психологии, если человек от чего-то внезапно начинает бурно открещиваться, именно это и имеет место быть. Так и с Радьяром. Большую часть его пространного текста трудно воспринимать иначе, как умозрительные и весьма идеалистичные размышления. В теологических и метафизических рассуждениях Радьяра со всей очевидностью прослеживается его былое увлечение теософией, поскольку он употребляет (без существенных пояснений) о духовных иерархах, Кумарах, пришедших с Венеры, аватарах, потопе, реинкарнации, карме, ауре, монадах и гибели Атлантиды.

Писатель убежден, что основной внешний факт, который будет характеризовать Новую Эру, — это уже упоминавшаяся планетаризация сознания и возникновение нового типа человеческого бытия и людей. Этот новый человек, верит Радьяр, преодолеет индивидуализм и будет воспринимать себя и планету как целое. Американский философ правомерно констатирует, что мы живем в мире символов и что время от времени в обществе возникает потребность в новых символах. Он пишет, что «сегодня мы являемся свидетелями болезненного процесса рождения глобального общества». При этом источником новых символов должны стать «люди-зерна». Увы, современный глобальный мир мало соответствует ожиданиям идеалиста-Радьяра. Ожидаемое философом изменение сознания должно стать переходом от «закрытого» сознания к «открытому» и в результате этого — «от чувства личной и культурной исключительности фарисейства… к глубоко укорененному чувству всечеловечности и сострадания» (с. 265). Однако до этого идеала человечество вряд ли дойдет в обозримом будущем. Уж точно не в 21 столетии.

«Наш демократический западный мир — это по существу общество эго… Самые основы такого эгоцентрического типа социальной организации препятствуют постижению Любви, поскольку истинная Любовь и Сострадание требуют постоянного ощущения Присутствия Того, что есть Принцип Целостности и высший уровень интеграции. <…> Я хотел бы подчеркнуть, что я не знаю — за одним исключением — никого, кто мог бы представить идеал будущего, ради которого стоило бы работать, а если нужно, то и умереть. А без такого «видения», основанного на всеобъемлющей картине Вселенной и взаимодействия метафизических Принципов за пределами ограничительной персонификации, не может быть реально интегрированных и постоянных усилий, поскольку не будет могущественного и яркого ощущения возможности и даже эволюционной неизбежности актуализации видения» (с. 273-274).

Итак, человек расцвета или Новой эпохи — это тот, по мысли Радьяра, кто при любых условиях живет наиболее полной, глубокой, творческой жизнью — жизнью абсолютно индивидуальной, и в то же время полностью посвященной великому целому, органической частью которого он себя чувствует. Какова же цель этого расцвета? «Цель состоит в том, чтобы жить жизнью органичной совокупности: многослойной ритмичной целостности, полной любви и высоких дум». Возможно, американский писатель этого не заметил, но описанный им идеал очень напоминает самоактуализирующуюся личность Абрахама Маслоу.

Рекомендуемые статьи с похожей тематикой:

Современный астрологический взгляд на значение планет через призму психологии
Гленн Перри. Рождение психологической астрологии. Часть I
Гленн Перри. Рождение психологической астрологии. Часть II
Гленн Перри. Рождение психологической астрологии. Часть III
Дэйн Радьяр: биографический очерк. Раздел I


Источник: Радьяр Д. Планетаризация сознания: от индивидуального к целому. — М., 1995. — 304 с.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.