Взаимосвязь между астрологией и мифологией

Не секрет, сколь сильна связь между астрологией и мифологией. Чтобы дать образное описание того, как проявляет себя та или иная планета, астролог западного направления зачастую прибегает к греко-римскому пантеону, а астролог индийский — к пантеону индуистскому.

Астрологи Ариэль Гуттман и Кеннет Джонсон прямо заявляют: «астрология является языком мифов и… несет в себе те же вселенские истины о душе человеческой, что заключены во всех великих мифологиях мира». Более того: «Астрология — это одна из оставшихся возможностей ощутить мифологическую сторону жизни»*.

Для изучающего астрологию очевидна связь между Афродитой из мифов и трактовками планеты Венеры, между Аресом и планетой Марс и т.д. Мифы, в которых нашло отражение коллективное бессознательное, таким образом, отчасти являются источником некоторых астрологических описаний. Если говорить научным языком, отсылка к мифологической аналогии позволяет астрологам выдвигать гипотезы о том, как поведет себя тот или иной астрологический объект — планета или астероид.

Серьезное отношение к образам из бессознательного присуще не только астрологии, но и, например, психотерапии, где на основании толкования образов из сновидений специалист способен сделать выводы о том, в какую сторону движется процесс исцеления пациента. Серьезное внимание к символическим образам уделяется также в психоделической терапии и трансперсональной психологии. То есть это вполне рабочий инструмент, который, тем не менее, не стоит возводить в непогрешимый абсолют.

Некоторые астрологи заходят столь далеко, что смело ставят знак равенства между названием небесного тела, его мифологическими характеристиками и реальными проявлениями в гороскопе. Таких астрологов можно назвать идеалистами-теоретиками, поскольку любая астрологическая гипотеза и аналогия обязательно нуждается в проверке практикой.

И хотя во многих случаях проведение аналогии между мифологическим архетипом и поведением планеты в гороскопе оказывалось верным, известно также немало примеров, когда эмпирические наблюдения за проявлением планеты опровергали отвлеченные рассуждения астрологов-теоретиков. Наиболее показательна здесь история с планетой Уран, которая хоть и названа в честь древнегреческого бога неба и «первого правителя мира», все же куда больше соответствует образу титана Прометея.

Кроме того, хотя применительно к остальным планетам Солнечной системы мифологические аналогии работают весьма «недурно», они справедливы лишь частично. Далеко не каждая мифологическая характеристика или атрибут того или иного божества нашли отражение в астрологической планете и ее реальном «поведении».

Астрологический планетарный архетип в ряде случаев неполон без объединения в одной планете образов сразу нескольких божеств. Так, мы куда лучше поймем, что означает в астрологической карте Нептун, если отметим, что за ним скрываются одновременно образы таких богов, как Посейдон и Дионис, а также, хоть и в меньшей степени — Пана, который отчасти связан и с иными астро-архетипами. Если Посейдон — бог морей и океанов, то Дионис — покровитель виноделия, театра, вдохновения и религиозного экстаза, а Пан — божество единения с природой и вакханалий.

Таким образом, хотя знать мифологию хоть и очень полезно, не стоит ее возводить в абсолют и истину в последней инстанции. Астрологическую гипотезу, основанную на мифологическом образе, важно всегда сверять с реальностью путем эмпирических проверок. Это поможет понять, какую свою грань архетип, стоящий за новой планетой или астероидом, «желает» показать нам. В объяснительных целях астрологический архетип можно представить в виде кристалла с обилием неравномерных граней, каждая из которых соответствует некоему мифологическому образу или качеству, которые, тем не менее, объединены некой общей идеей.

Рекомендуемые статьи со схожей тематикой:

Культовые книги: «Астрология личности» Дэйна Радьяра
Ричард Тарнас. Архетипическая космология: ее прошлое и настоящее. Часть I
Ричард Тарнас. Архетипическая космология: ее прошлое и настоящее. Часть II
Современный астрологический взгляд на значение планет через призму психологии
Почему одно и то же явление можно в астрологии описать разными планетами?


* Гуттман А., Джонсон К. Прикладная мифологическая астрология. Личное планетарное исцеление. — СПб., 2006. — С. 19-20.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.