Ричард Тарнас. Архетипическая космология: ее прошлое и настоящее. Часть II

Вниманию читателей блога предлагается перевод второй части статьи философа, историка и астролога Ричарда Тарнаса, опубликованной в 2011 году в журнале «The Mountain Astrologer». Перевод первой части доступен по соответствующей ссылке. Обращаем также внимание на то, что ранее мы уже публиковали уникальные переводы работ этого американского астролога и ученого.

К 1980 году накопилось огромное количество данных, свидетельствующих о систематической корреляции между планетарными аспектами и архетипическими паттернами человеческого опыта — они проявлялись в клинической терапевтической практике, в индивидуальных биографиях и на коллективном уровне в исторических и культурных феноменах. И тогда встал вопрос, как лучше всего представить эти свидетельства и перспективу широкой образованной публике, обычному интеллектуальному читателю, который не посвящен в астрологические реалии и само чувство рациональности которого предполагает ложность астрологии. Хотя мы с Грофом уже начали читать лекции по этому материалу, разрабатывая синтез трансперсональной психологии и архетипической астрологии, я решил в долгосрочной перспективе использовать двухэтапную стратегию. Прежде чем представлять астрологические свидетельства, я хотел сначала написать работу по историю западного мировоззрения — от древнегреческого до постмодернистского, — в которой были бы изложены необходимые для понимания значения архетипических планетарных корреляций концепции и контексты. В течение следующих десяти лет, проведенных в исследованиях и написании книги, получившей заглавие «Страсть западного ума», я проследил эволюцию архетипической перспективы от Платона и Аристотеля, рассмотрел развитие планетарной астрономии через призму Коперниканской революции, отметил решающую роль христианства и иудаизма, сложное взаимодействие религии, науки и философии, рассмотрел рождение независимого современного я в эпоху Возрождения и Просвещения, изучил появление глубинной психологии и, наконец, дошел до нашего собственного постмодернистского века необычайного метафизического плюрализма и творческой изменчивости.

В идеале я надеялся, что данная книга подготовит читателя к астрологическим свидетельствам и в некотором смысле послужит надежной основой для того, что должно было произойти далее. Вторым этапом должна была стать книга, излагающая совокупность планетарных корреляций, достаточно надежных и обширных, дабы строгий, непредубежденный читатель мог прийти к своей собственной оценке потенциальной значимости и ценности астрологии. И такой книгой стала работа «Космос и Психэ: предвестники нового мировоззрения». Но хотя большая часть исследований и основной каркас были завершены еще к концу 1980-х годов, «вмешался» еще один момент.

В годы, прошедшие после публикации в 1991 году, «Страсть западного ума» получила широкое распространение на философских, гуманитарных и исторических факультетах. Меня пригласили присоединиться к преподавательскому составу Калифорнийского института интегральных исследований, высшей школы в Сан-Франциско, специализирующейся в основном на психологии, религии и философии. К моему удивлению, и преподаватели, и студенты попросили меня преподавать не только историю философии и западной мысли, но и результаты наших астрологических исследований, что мы и стали с Грофом делать на крупных семинарах выпускников, наиболее посещаемых курсах в школе. В то же время вместе с космологом Брайаном Свиммом, философом Робертом МакДермоттом, экофеминисткой Шарлин Спретнак, исследователем древних религий Дэвидом Юланси и другими я основал в 1994 году междисциплинарную магистерскую и докторскую программу под названием «Философия, космология и сознание» (Philosophy, Cosmology, and Consciousness — PCC). Программа, по существу, представляла собой тот идеал выпускной программы, что мы сами хотели бы посещать. Вот как каталог института описывал программу:

«Этот обучающий курс предназначен для студентов, которые хотят в наши времена постмодерна принять интеллектуальный вызов, занявшись исследованием нового понимания космоса и места человека в нем… Область исследования включает в себя космологию, эпистемологию, метафизику и метапсихологию, а также архетипические исследования (платонические, романтические, эзотерические), мифологию, историю идей, эволюцию сознания, экофеминистскую мысль, изучение новой парадигмы и меняющихся взаимоотношений между наукой и духовностью».

В течение следующих 17 лет сотни высоко заинтересованных и часто блестящих студентов приняли участие в программе PCC. И снова, к моему удивлению, язык архетипической астрологии стал своего рода lingua franca (или lingua astra) внутри сообщества, неотъемлемой частью его дискурса и развивающегося мировоззрения, а также уникальным ценным инструментом не только для психологического самопонимания, но и для исторического анализа и философского понимания. Возникло большое число магистерских и докторских курсов, в которых преподавание учитывало применение архетипического астрологического анализа в психологии, истории, философии, музыке и кино — вплоть до комедийного творчества и культурной роли комедии (в курсе, в котором со-преподавателем являлся Джон Клиз1).

Роберт Хэнд, Джеймс Хиллман, Гленн Перри и Станислав Гроф — участники конференции «Возвращение души к Космосу» (1997).

Особенно полезным для этих астрологических исследований был широкий междисциплинарный диалог, являвшийся важным характерным аспектом программы PCC. Привлекая астрологию к непосредственному соприкосновением с мышлением пионеров в других дисциплинах — современной физике и эволюционной космологии, экологии, феминизме, истории идей, постмодернистской философии, религиозных исследованиях, — школа обеспечила питательную матрицу для критической саморефлексии и совершенствования астрологической мысли в философски строгой, непредубежденной академической среде. Примером подобного рода диалога и синтеза, развивавшегося в эти годы, стала конференция «Возвращение души к Космосу», прошедшая в Сан-Франциско в 1997 году, на которой присутствовали более тысячи человек. Участие в этой конференции, организованной мной и Барбарой Винклер, приняли психологи Джеймс Хиллман и Стэн Гроф, физики Виктор Мэнсфилд и Уилл Кипин, а также большое число ведущих астрологов — Роберт Хэнд, Чарльз и Сьюзи Харви, Стефан Арройо, Кэролайн Кейси, Деметра Джордж, Стивен Форрест, Гленн Перри, Грег Богарт, Карен Хамакер-Зондаг, Лоуренс Хиллман, Рэй Грасс и Джерри Годдард.

Космология2 — это всеобъемлющий сосуд, внутри которого осуществляются все наши действия, как коллективные, так и индивидуальные. Это самая большая система координат, в рамках которых неявно функционирует наша цивилизация. Однако, с другой стороны, наша космология находится под сильным влиянием нашей психологии, которая формирует когнитивное восприятие и коллективные парадигмы. Таким образом, диалог между космологией и психологией особенно важен, и астрология является точкой встречи. В частности, в ходе дискуссий в течение последнего десятилетия между Брайаном Свиммом и мной — представляющими, так сказать, два полюса в рамках программы PCC: космос, движущийся к психике, и психика, движущаяся к космосу — термин «архетипическая космология» стал использоваться как более всеобъемлющий термин, соединяющий наши многочисленные дисциплины. Идеи Альфреда Норта Уайтхеда3 и Тейяра де Шардена4 были признаны особенно актуальными, как и параллели между концепцией космологических сил Свимма и космическими архетипами, очевидными в астрологии. В 2004 году в Эсалене состоялся публичный «Диалог об архетипической космологии», за которым последовал докторский семинар в CIIS5 (под руководством меня и Свимма) «Архетипический процесс: Уайтхед, Юнг и встреча психологии с космологией». Именно в это время я стал куратором первых докторских диссертаций в данной области, первой из которых стала работа Рода О’Нила «Времена агонии и благодати: архетипическая история пуританства Новой Англии», который применил методологию исследования «Космоса и Психэ» к одному культурному движению, развивая подход к изучению истории, который он сам назвал архетипической историографией. За этим последовала диссертация Кейрона Ле Грайса «Основы архетипической космологии: теоретический синтез глубинной психологии Юнга и новой научной парадигмы».

Конечно, именно постоянная поддержка со стороны международного астрологического сообщества и сотрудничество с ним обеспечили необходимый контекст для появления архетипической космологии: речь идет о Всемирных астрологических конгрессах в Швейцарии под руководством Клода Вейса, конференциях Астрологической ассоциации в Великобритании, Центре психологической астрологии Лиз Грин в Лондоне, летних школах Факультета астрологических исследований в Оксфорде, конференциях UAC, NCGR и ISAR. Благодаря этому фундаменту из посвященных в астрологию стало возможным вести плодотворный диалог с другими интеллектуальными сообществами, работающими на границах современной мысли. После публикации «Космоса и Психэ» в 2006 году, признаком растущего сближения астрологии с такими сообществами стало присуждение этой работе премии «Книга года» от Научно-медицинского сообщества Великобритании, международной ассоциации инновационных, духовно ориентированных естествоиспытателей и ученых (членами которой являются ныне Шелдрейк, Прибрам, Ласло и Дэвид Лоример, а в более ранние годы — Бом и Шумахер). До этого момента ни одна астрологическая работа не получала награды, а астрология не играла никакой роли в конференциях Сообщества или его публичных лекциях. Аналогичным образом мы с Грофом представили наши астрологические исследования юнгианскому миру в сообществе «Эранос»6 в Асконе (Швейцария), где полвека назад Юнг представил свой доклад о синхронистичности — свою последнюю ежегодную лекцию в «Эраносе».

Эрвин Ласло, Кейрон Ле Грайс, Руперт Шелдрейк и Карл Прибрам.

В 2007 году группа, состоящая примерно из 70 ученых, исследователей и практиков, большинство из которых являлись преподавателями и выпускниками программы «Философия, космология и сознание» в CIIS, образовала в Сан-Франциско Архетипический исследовательский коллектив с ежемесячными встречами, презентациями и дискуссиями. В 2008 году под редакцией Кейрона Ле Грайса и Рода О’Нила был запущен «Архэ: журнал архетипической космологии», создан его веб-сайт и сформулированы принципы работы в этой области. Именно в это время термин «архетипическая космология», предложенный Ле Грайсом для журнала, был выбран сообществом в качестве названия формирующейся академической области исследований, связанной с архетипической астрологией и изучением планетарных корреляций в психологии, истории, культуре и биографиях как эмпирической основы более широкого междисциплинарного исследования их философских последствий и космологического контекста. В 2010 году были опубликованы две важные книги, посвященные архетипической астрологии в междисциплинарном контексте: первой стало «Возвращение домой: рождение и трансформация планетарной эры» профессора CIIS и ученого-гегельянца Шона Келли, в которой содержался глубокий анализ телеологического, эволюционного измерения истории, того, как она разворачивается через архетипические планетарные циклы, описанные в «Космосе и Психэ». Второй работой является книга «Архетипический Космос: новое открытие богов в мифе, науке и астрологии» Ле Грайса, который обратился к теоретической основе взаимосвязи между архетипической динамикой человеческой психики и планетарным порядком Солнечной системы в комплексном синтезе с юнгианской психологией, работами Кэмпбелла в области мифологии и учетом новых парадигмальных перспектив, упомянутых выше.

Совсем недавно несколько ведущих преподавателей архетипической астрологии — Ле Грайс, Джессика Гарфилд-Каббара, Чад Харрис, Мэттью Стелзнер, О’Нил, Билл Стритт, Грант Максвелл, а также Гроф и я — основали Институт архетипической космологии в Сан-Франциско, дабы предложить студентам специализированное обучение по архетипической астрологической теории и практике, предоставить площадку для проведения исследований и участия в них, а также помочь распространению идей среди широкой аудитории. Первая основополагающая серия лекций (которая позже будет транслироваться в форме онлайн-видео) была прочитана в начале 2011 года. Еще одно недавнее проявление жизнеспособности этой сферы — это «Correlations», серия живых и доступных подкастов по архетипической астрологии, устроенных Стелзнером в форме диалогов с Делией Шаргел, Гарфилд-Каббарой, Харрисом и другими ведущими архетипическими астрологами.

Я считаю, что удивительно устойчивая и тонкая связь планетарных корреляций с архетипической динамикой человеческой жизни является одним из самых убедительных свидетельств того, что мы живем в наполненной смыслом и имеющей свои намерения Вселенной — в космосе, который согласуется с нашими глубочайшими духовными и нравственными устремлениями. Осознание этих взаимосвязей может помочь нам стать более сознательными и со-творческими участниками космического проявления. Все это указывает на еще один уровень архетипического понимания: то, что Платон назвал бы идеей блага, наполняющего космос, Гегель — Мировым Духом, осознающим себя через историю, а Юнг мог бы описать как архетип Самости, действующий в рамках коллективной эволюции самого человечества.

Подобно изменяющему жизнь духовному пробуждению, вызванному эффектной синхронистичностью, вполне возможно, что коллективная встреча с растущим массивом тщательно исследованных и умело представленных астрологических корреляций могла бы помочь пробудить современный ум от его разочарованного космологического состояния. Астрология могла бы тогда послужить замечательным катализатором эволюции сознания человечества в этот поворотный момент нашей истории, переосмыслив масштабную Коперниковскую революцию как часть долгого, мучительного посвящения человечества и Земли в более крупное космическое сообщество бытия. В этом плане астрология может рассматриваться, если обратиться к мифологии, как форма прометеевского пламени, дарованного небесами и помогающего освободить человечество от терпящей крах современной матрицы, которую оно явно переросло.


1 Джон Марвуд Клиз (род. в 1939 г.) — британский актёр, сценарист, комик и обладатель премий BAFTA и «Эмми». Является участником британской комедийной группы «Монти Пайтон», которая создала одноимённое телевизионное скетч-шоу, а также четыре фильма «Монти Пайтона». В 1970-х годах написал сценарий и исполнял главную роль в комедийном телесериале «Башни Фолти». Также играл в фильмах «Рыбка по имени Ванда» и «Свирепые создания» и снимался во многих других фильмах, в частности, о Джеймсе Бонде и о Гарри Поттере.

2 Под космологией обычно понимается учение о Вселенной, мире, космосе, особенно с позиции его возникновения и развития. Тесно связана с астрономией. Космология стремится объяснить современное состояние Вселенной (Метагалактики) как результат необходимого и закономерного развития, последовавшего за произошедшим около 14 млрд. лет назад изначальным взрывом.

3 Альфред Норт Уайтхед (1861-1947) — британский математик, логик, философ, вместе с Бертраном Расселом написавший фундаментальный труд «Principia Mathematica», составивший основу логицизма и теории типов. После Первой мировой войны преподавал в Гарвардском университете, разработал собственное платоническое учение с элементами бергсонианства («философия процесса»). Один из виднейших представителей неореализма, на почве которого он создал критическую натурфилософию, позднее дополненную им конструктивной метафизикой. Западноевропейская философия представляет собой, по его мнению, «ряд подстрочных примечаний к Платону».

4 Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) — французский католический философ и теолог, биолог, геолог, палеонтолог, археолог, антрополог. Один из авторов теории ноосферы (наряду с В. Вернадским и Э. Леруа), создал своего рода синтез католической христианской традиции и современной теории космической эволюции. Не оставил после себя ни школы, ни прямых учеников, но основал новое течение в философии — тейярдизм, первоначально осуждённый, но затем интегрированный в доктрину католической церкви и ставший «наиболее влиятельной теологией, противостоящей неотомизму».

5 CIIS — Калифорнийский институт интегральных исследований (California Institute of Integral Studies).

6 «Эранос» — международное интеллектуальное сообщество, своего рода междисциплинарный дискуссионный клуб по проблемам культуры, религии, духовной жизни, который действовал в Швейцарии на протяжении более 70 лет.

Источник: Tarnas R. Archetypal Cosmology: Past and Present / The Mountain Astrologer. — June/July 2011. — P. 65-69.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.