
Хиромантия у многих из тех, кто не интересовался никогда эзотерикой или оккультизмом, ассоциируется с гаданием и цыганщиной. Однако ее история гораздо богаче и интереснее. Зародилась она в древности, скорее всего, в Индии. Хотя свое самобытное направление хиромантии существовало многие века и в Китае. Во времена Древней Греции походов Александра Македонского в Индию хиромантия проникла на Запад.
Ко времени Древнего Рима она была уже столь популярна, что ходила шутка: мол, те, что побогаче, аристократия, идут к астрологу, а те, у кого их поменьше, «средний класс», к хироманту. Хотя на практике хиромантией увлекались и некоторые высшие римские должностные лица.
С гибелью Рима искусство хиромантии в Европе было утрачено. А своим возрождением в XII веке, как не удивительно, она обязана Церкви. Именно католические монахи и священники первыми стали переводить с арабского на латынь трактаты и вновь изучать хиромантию. Размышления о линиях руки мы можем встретить в известном «Псалтыре Эдвина».
В Средние века хиромантия стала признанной наукой, изучаемой в вузах. Знать ее, как и астрологию, врачам нужно было обязательно. Репутацию хиромантии подпортили цыгане, пришедшие к XV веку в Европу и обладавшие простейшими познаниями в ней (не зря ведь пришли из Индии). С тех пор в широких массах и культуре хиромантия стала связываться с обманом и суевериями. Ведь цыгане действительно зачастую именно этим и занимались.
В 17-18 веках хиромантия пережила свой упадок, потому что не вписывалась в физическую концепцию рационализма. Но вновь возродилось в 19 веке благодаря д’Арпентиньи и Дебарролю. А в самом конце 19-начале 20 столетия зародилась хирология — психологически ориентированное чтение по руке, вобравшее в себя достижения психологии и дерматоглифики.
Двадцатое столетие ознаменовалось бурным развитием чтения по руке сразу по всем возможным направлениям: сторонники традиционных взглядов активно пропагандировали хиромантию старого толка, но вместе с тем все большее число практиков стремилось к синтезу достижений науки и хиромантии, чему помогал интерес к чтению ладоней со стороны целого ряда психологов и медиков.
Восточный и западный подходы к хиромантии
В современном мире хиромантии есть два доминирующих направления, при близком рассмотрении сильно различающихся в своей философии, рекомендациях и манере толковать знаки руки. Речь идет о западном и восточном (индийском) направлениях хиромантии. Несмотря на то, что в чистом виде индийская хиромантия редко практикуется в европейских странах или России (все известные отечественные и западные ведические хироманты хорошо знакомы с достижениями западной психологии и книгами западных хиромантов), все же мы можем составить о ней представление, изучая книги восточных авторов.
Восточный подход к чтению ладони предполагает следующее:
- Большой упор на предсказания, исходя из которых делаются глобальные выводы о судьбе человека (жениться или нет).
- Источник знаков руки — душа, карма, духовное измерение нашей жизни.
- Знаки руки неизменны и потому по руке можно построить гороскоп рождения человека.
- Важнее всего служение Богу и баланс, гармония духовного и материального в человеке.
- Рекомендации к изменениям даются с упором на духовную практику и веру. Эти рекомендации носят общий характер и в принципе воспринимаются как универсальные (подходящие любому).
Западный подход к чтению ладони предполагает, что:
- Прогноз событий — не самое главное и может не делаться, так как способен «программировать» человека.
- Источник знаков руки — психика, подсознание человека.
- Знаки и линии ладони претерпевают в течение жизни изменения — у кого больше, у кого меньше.
- Важнее всего — психологический баланс, гармония духовного и материального, а также раскрытие своего потенциала.
- Рекомендации к изменениям даются, исходя из индивидуального запроса клиента хироманта, его жизненных задач, ценностей и проблем.
Какие виды хиромантии существуют?
В настоящее время существует несколько сильно отличающихся по своему подходу и методам видов хиромантии. Прежде всего, разграничим хиромантию западную, индийскую (ведическую) и китайскую. Все это отдельные самобытные ветви. Первая является самой динамично развивающейся и быстро меняющейся. Вторая и третья ветви хиромантии крайне привержены традиции, потому с веками почти не меняются.
Внутри западного подхода можно выделить три основных типа:
- Научная хиромантия (хирология) — ценит проверку, статистику, психологически ориентированное изучение руки и старается вобрать в себя все достижения современной науки о человеке (например, дерматоглифики и психологии). Ведущими представителями данного направления в России являются Н. Ганин и В. Финогеев.
- Традиционная хиромантия — как следует из названия, очень ценит традицию, не спешит вбирать в себя данные научных достижений и статистической проверки. Упор делает не на психологическом изучении руки, а предсказаниях. Представителями данного направления являются по большей части сторонники ведической ветви хиромантии (М. Башир).
- Экстрасенсорная хиромантия — делает акцент на использовании интуиции или ясновидения. В XX веке наиболее известным представителем этого направления был Кейро. Стоит, однако, отметить, что соответствующими способностями обладали также Ю. Шпир и Н. Жакуин, являвшиеся при этом крупными представителями хирологического направления.
Первые женщины-хирологи
В мире профессиональной хиромантии долгие века господствовали сугубо мужчины. Да, если причислять к хиромантам гадалок, то женщины тоже практиковали чтение по руке, но вне научной платформы и медицинских знаний. В первой половине и середине 19 века известными хиромантами женского пола были Мария-Анна Ленорман, в честь которой названа колода Таро мадам Ленорман, и ее ученица Адель Моро. Впрочем, их методы носили скорее не научный, а интуитивный характер.
Ситуация изменилась в конце девятнадцатого столетия. Знаковым для истории развития хирологии стал 1889 год. Собственно, эту дату можно считать временем рождения хирологии. Ведь именно в этом году Кэтрин Сент-Хилл основала Лондонское хирологическое общество, а также опубликовала свою книгу «Грамматика хиромантии». К Кэтрин Сент-Хилл вскоре присоединились Инна Оксенфорд и издатель Чарльз Ридил — и Лондонское общество поклонников чтения по руке стало процветать, достигнув в 1892 году 50 участников.
Сент-Хилл и Оксенфорд стали первыми профессиональными женщинами-хирологами в истории, продемонстрировав всему миру, что серьезное чтение поруке — удел не только лишь мужчин. Можно сказать, что первое в истории хирологическое общество — результат женских усилий.
Две судьбы хиромантов, достойные оперы или голливудской экранизации
В прошлом хиромантии было немало интересных личностей, перипетии судьбы которых достойны голливудской экранизации. Без преувеличения и какого-либо художественного обмана.
Одним из таких удивительных людей был итальянец из пятнадцатого столетия Бартоломео делла Рокка, известный как Коклес. Он очень гордился своими познаниями хиромантии, написал минимум два трактата. Свою огромную репутацию он заслужил предсказанием судьбы клиентов и особенно того, как именно и когда они уйдут в мир иной.
Колоритен финал жизни Коклеса. По воспоминаниям современников, он предсказал даже дату и способ своей смерти (от руки клиента). Но вот в чем загвоздка: если он все это предвидел, то зачем однажды сделал предсказание злополучному человеку?
Ирония здесь раскрывается в обстоятельствах смерти Коклеса. Делла Рокка был убит командиром итальянских наемников в возрасте 37 лет из-за сделанного предсказания, что тот умрет в бою. И это в самом деле оказалось правдой — наемник пал в сражении, но спустя 9 лет после того, как отправил в мир иной предсказателя.
Предсказатели смертей — мотайте на ус! Разгневанный наемник может отплатить вам за прогноз плохой судьбы. Это, конечно, шутка. Но современная хиромантия больше не предсказывает смерть и считает, что линии руки могут меняться. Увы, но негативный прогноз может стать для впечатлительного человека самореализующимся пророчеством.
Еще одна колоритная личность с интересной судьбой в истории хиромантии — это итальянец Антиох Тибертус (15 век). Он был не только искусным астрологом и хиромантом, но и ученым. Как и Коклесом, им восхищались за точность сделанных предсказаний. Как и Коклес, он ушел из жизни при странных обстоятельствах.
Кстати, именно Тибертус был первым, кто описал систему распределения знаков Зодиака по различным частям ладони. Однажды Тибертус рассердил местного деспота своими предсказаниями, сделанными с помощью хиромантии. Будучи обвиненным в заговоре, он был заключен в замок Римини. Факт заключения не помешал талантливому предсказателю каким-то образом закрутить роман с дочерью коменданта замка. Они предприняли попытку вместе бежать.
Но пребывание на свободе оказалось скоротечным. Вскоре хиромант был пойман и уже не отделался лишь заключением. Это еще одна судьба хироманта, достойная своей насыщенностью экранизации или оперы.
Академические исследования истории хиромантии
Академическая наука до недавних пор проявляла довольно слабый интерес к истории хиромантии. Он не идет ни в какое сравнение с объемом исследовательского интереса относительно истории и философии астрологии, алхимии, магии или Таро. Крупные исследования истории хиромантии предпринимали, прежде всего, сами чтецы по ладони. В этом контексте можно назвать такие работы, как «Книга о руке» (1965) Фреда Геттингса1, «Компаньон хироманта» (1992) Эндрю Фитцгерберта2, «Энциклопедия хиромантии» (1996) Эдварда Кэмпбелла3 и «История чтения по руке» (2001) Кристофера Джонса4. Все эти авторы являлись практикующими мастерами высшей категории.
Тем не менее, отдельные тематические исследования истории хиромантии представителями академического мира в прошлом все же предпринимались. Перечень из нескольких десятков таких работ (чаще статей) приводит в конце своего сочинения Кристофер Джонс, чья книга была издана в 2018 г. на русском. Знаменательно, что порой интерес к истории хиромантии проявляли и звезды первой величины из мира науки. В частности, в 1953 г. увидела свет книга «Старая хиромантия: самая ранняя книга по хиромантии на английском языке» под редакцией Д. Прайса5. Британо-американский историк науки Дерек Джон де Солла Прайс (1922-1983) наиболее известен своей работой «Малая наука, большая наука», заложившей основания современной наукометрии, а также исследованиями антикитерского механизма — древнегреческого механизма, обнаруженного в 1901 г. на затонувшем античном корабле с называемом «древнейшим аналоговым компьютером».
Особняком среди работ, повествующих об истории хиромантии, стоит имя Линна Торндайка (1882-1965), американского историка средневековой науки и алхимии из Колумбийского университета. Помимо ряда посвященных чтению по рукам статей6, он являлся автором гигантского по своему объему труда «История магии и экспериментальной науки» (1923-1958) в восьми томах. На просторах этого многотомника нашлось место и наблюдениям о развитии и практике хиромантии7.
Забвения в отношении изучения хиромантии и ее истории в современной науке, к счастью, не произошло. В последнее десятилетие появилось несколько академических европейских исследователей, заинтересованных в пристальном изучении истории чтения по ладони. В этом плане могут представлять интерес исследование Павла Рутковски из Варшавского университета «Через тело: хиромантия в Англии 17 века»8 и многочисленные статьи Александры Нагель из Лейденского университета. Ее внимание привлекли такие темы, как «Юлиус Шпир: хиромант, или хиролог?»9, «Юнг, Юлиус Шпир и хиромантия»10, «Ладони Альберта Эйнштейна»11 и «Еврейские хироманты»12.
Можно надеяться, что профессиональный интерес к истории хиромантии однажды пробудится и среди отечественных ученых.
Рекомендуемые статьи со схожей тематикой:
Оглядываясь назад на развитие хиромантии
Философские вопросы хиромантии
Краткая история хиромантии
Великая троица: Дебарроль, Бенхам и Кейро — ведущие и самые известные хироманты рубежа 19 и 20 веков
Исторические заблуждения, легенды и устаревшие толкования в хирологии
Литература:
1 Gettings F. The Book of the Hand. – London, 1965. – 213 p.
2 Fitzherbert A. The Palmist’s Companion: A History and Bibliography of Palmistry. — Metuchen, 1992. — 236 p.
3 Campbell E. The Encyclopedia of Palmistry. — New York, 1996. — 384 p.
4 Джонс К. От хиромантии к хирологии: история науки чтения по руке. — М., 2018. — 268 с.
5 Price D. An Old Palmistry, Being the Earliest Known Book of Palmistry in English. — Cambridge, 1953.
6 Thorndike L. Chiromancy in Medieval Latin manuscripts // Speculum. – 1965. – Vol. 40. – P. 674-706.
7 На русском языке в настоящее время изданы только два первые тома этого фундаментального исследования. См.: Торндайк Л. История магии и экспериментальной науки и их связь с христианской мыслью. В 2 тт. — М., 2018. — 494 с.
8 Rutkowski P. Through the Body: Chiromancy in 17th-Century England // Swiat i Stowo. — 2019. — # 1 (32). — P. 33-44.
9 Nagel A. Julius Spier, chiromanticus of chiroloog? // Tijdschrift voor Parapsychologie en Bewustzijnsonderzoek. — 2008. — Nr. 2. — P. 19-24.
10 Nagel A. Jung, Julius Spier, and Palmistry // Jung Journal: Culture & Psyche. — 2020. — Volume 14, Issue 1. — P. 65-81.
11 Nagel A. The Hands of Albert Einstein: Einstein’s Involvement with Hand Readers and a Dutch Psychic // Correspondences: Journal for the Study of Esotericism. — 2021. — Volume 9, No. 1. — P. 49–87.
12 Nagel A. Joodse handlezers // Misjpoge. — 2021. — Number 3. — P. 120-128.