Оглядываясь назад на развитие хиромантии

Хиромантия у многих ассоциируется с гаданием и цыганщиной. Однако ее история гораздо богаче и интереснее. Зародилась она в древности, скорее всего, в Индии. Хотя свое самобытное направление хиромантии существовало многие века и в Китае. Во времена Древней Греции и походов Александра Македонского в Индию хиромантия проникла на Запад. Ко времени Древнего Рима она была уже столь популярна, что ходила шутка: мол, те, что побогаче, аристократия, идут к астрологу, а те, у кого денег поменьше, «средний класс», к хироманту. Хотя на практике хиромантией увлекались и некоторые высшие римские должностные лица.

С гибелью Рима искусство хиромантии в Европе было утрачено. А своим возрождением в XII веке, как не удивительно, она обязана Церкви. Именно католические монахи и священники первыми стали переводить с арабского на латынь трактаты и вновь изучать хиромантию. Размышления о линиях руки мы можем встретить в известном «Псалтыре Эдвина». В Средние века хиромантия стала признанной наукой, изучаемой в вузах. Знать ее, как и астрологию, врачам нужно было обязательно. Репутацию хиромантии подпортили цыгане, пришедшие к XV веку в Европу и обладавшие простейшими познаниями в ней (не зря ведь пришли из Индии). С тех пор в широких массах и культуре хиромантия стала связываться с обманом и суевериями. Ведь цыгане действительно зачастую именно этим и занимались.

В 17-18 веках хиромантия пережила свой упадок, потому что не вписывалась в физическую концепцию рационализма. Но вновь возродилась в 19 веке благодаря д’Арпентиньи и Дебарролю. А на рубеже 19 и 20 веков зародилась хирология — психологически ориентированное чтение по руке, вобравшее в себя достижения психологии и дерматоглифики.

Революционные вехи в развитии хирологии

Хирология за столетия своего развития прошла ряд важных этапов, каждый из которых можно уподобить своего рода революциям мысли (по аналогии с революциями в науке).

Первой революцией являлось древнее наблюдение о связи длины линий на ладони с продолжительностью жизни и здоровьем человека. К таким выводам древние хироманты пришли еще до нашей эры, и в подобном ключе рассуждал даже Аристотель. И хотя с тех пор исследователи скорректировали категоричность оценок о связи длины и качества линий с продолжительностью жизни, все же разрывы линий и их короткая длина в самом деле обозначают важные, чаще кризисные, вехи в жизни человека.

В Средние века что в Европе, что в Азии знаки ладони стали использоваться в целях направления человека на путь духовного развития и религиозного служения. Линии и знаки оценивались с религиозных позиций, и оттого в Европе на руках стали цениться знаки креста и треугольника — естественные символы, намекающие в сознании верующего на распятие и Троицу.

Третья революция в развитии хиромантии связана с важнейшей вехой — соединением чтения по рукам с астрологией, что явилось очень плодотворной идеей (XV-XVI вв.). Холмы, пальцы и даже линии ладони с тех пор получили своих планетарных управителей, что существенно расширило богатство трактовок. А перекрестное применение двух дисциплин сокращало вероятность ошибок в толковании.

Четвертая революция — зарождение в начале XIX века хирогномии. До этого момента хироманты были сосредоточены на линиях руки и чаще всего игнорировали психологическое значение самой структуры пальцев и ладони. Но с подачи д’Арпентиньи и соединившего его взгляды с хиромантией Дебарроля (середина XIX в.) чтение по руке больше не обходится без хирогномии.

В целом, конец девятнадцатого и весь двадцатый век прошли под эгидой еще одной революции — общего (за редкими исключениями) признания того факта, что линии на руках меняются, и потому хиромантия является хорошим диагностическим инструментом для отслеживания как динамики по здоровью, так и личностных изменений. В этом хиромантам стал помогать метод снятия отпечатков, не применявшийся ранее. Это осознание помогло тесно связать хиромантию с психологией и психоанализом и привело к зарождению хирологии — психологически ориентированного чтения по руке, совершаемого аналитическим, а не интуитивным путем, и апеллирующего к статистике.

В первой половине XX века хирологи, прежде всего, Жакуин, обратили внимание на огромный потенциал синтеза чтения по рукам с дерматоглификой. Особенности папиллярного узора на ладони, различные типы узоры на пальцах — все это имеет свое психологическое и медицинское значение. Введение в практику хиролога дерматоглифики стало шестой революцией.

Таким образом, если средневековые чтецы по руке интересовались сугубо линиями и знаками ладони, то хироманты 19 века, с подачи француза д’Арпентиньи (1791-1864) и его книги «Хирогномия» (по одним данным, первое издание состоялось в 1839 г., по другим — в 1843-м), стали уделять много внимания анализу внешних параметров ладони и пальцев, проводя аналогию между формами ладони и типажами человеческого характера. В настоящее же время профессиональное чтение по руке включает в себя три этапа: хирогномию, дерматоглифику и, собственно, хиромантию.

О происхождении термина хирология

Слово хирология в буквальном переводе с греч. означает «наука о руке» или «учение о руке». Первое зафиксированное упоминание этого термина восходит к XVII в. и связано с названием книги англ. врача Джона Бульвера (1606-1656) «Хирология, или природный язык руки», изданной в 1644 г. В дальнейшем мы встречаем упоминание термина «хирология» в сочинении французского писателя Оноре де Бальзака (1799-1850) «Физиология брака» (1829), который проявлял интерес к науке чтения по руке. Кроме того, нам известно, что два созданных в конце XIX в. общества по изучению руки назывались «хирологическими»: речь идет о Лондонском (основано в 1889 г.) и Американском хирологическом обществах (основано в 1897 г.).

Многие специалисты-хирологи стараются проводить принципиальную разницу между терминами «хирология» и «хиромантия», дистанцируясь от последней в попытке стать ближе к науке. Ведь не секрет, что с тех пор как цыгане в Средние века пришли в Европу, привнеся с собой из Индии рудиментарные знания хиромантии, чтение по ладони в широких массах стало ассоциироваться именно с «цыганщиной» и обманом.

Единого, устоявшегося взгляда на то, в чем заключается принципиальная разница между ними, пока нет. Западные специалисты под хирологией чаще всего понимают психологически ориентированное чтение по ладони (Н. Альтман, К. Джонс, Э. Фитцгерберт, Г. Хюрлиманн). Швейцарский хиролог Хюрлиманн констатирует: «Цель этой науки (хирологии) состоит в исследовании характера и предрасположенностей человека». При этом зачастую проводится следующее разграничение:

  • хиромантия отличается интуитивным подходом и стремлением предсказывать события, традиционная (старая) хиромантия склонна выносить суждение, исходя из одного-единственного знака;
  • хирологию характеризует аналитический и психологический подход, основанный на искусстве чтения различных признаков и умении их классифицировать.

Изменение взгляда на линии ладони

Изучая старые трактаты и современные книги по хирологии, мы обнаруживаем, что очень многое в трактовках линий руки поменялось в течение столетий. Так, столь хорошо ныне известная формация, как линия Симиан, т.е. совмещение в одну линий Головы и Сердца, в Средние века трактовалась буквально: раз линии Ума визуально не наблюдается, значит, человек буквально потеряет свою голову или будет смертельно ранен. Такая трактовка, к счастью, не соответствует действительности, но помогает понять, как рождались выводы хироманта в прошлом. В дальнейшем, с накоплением эмпирических наблюдений, от подобных толкований хироманты и хирологи отказались.

Интересной особенностью западной традиции хиромантии в прошлом являлся тот факт, что ныне столь важные для анализа линии Судьбы и Аполлона обходили вниманием. Их не считали важными, а иногда и вовсе не выделяли как самостоятельные линии. К числу важных линий при этом, помимо линий Жизни, Сердца и Головы, относили линию Меркурия. Что весьма иронично, поскольку она встречается далеко не на каждой руке. А вот линия Судьбы встречается куда чаще, да к тому же она зачастую выглядит ярче и сильнее, чем линия Меркурия.

Но у средневековых хиромантов была своя логика, поскольку важными линиями они считали те, что формируют пресловутый Треугольник руки (линия Сердца, не участвующая в этой конфигурации, здесь исключение). Они в целом были озабочены поиском на ладонях геометрических формаций вроде треугольников, прямоугольников и крестов. Ныне этот подход также признан устаревшим: линии ладони не обязаны соответствовать нашим представлениям о красивых геометрических формах.

Если вы сочли мои исследования и изыскания по истории развития хиромантии полезными, то можете помочь данному блогу в развитии, перейдя по этой ссылке. Автор будет польщен и вдохновлен на дальнейшие свершения.

Рекомендуемые статьи со схожей тематикой:

О важности принципа историзма при изучении хиромантии
Изменение взглядов на трактовку линий ладони по прошествии столетий
Великая троица: Дебарроль, Бенхам и Кейро — ведущие и самые известные хироманты рубежа 19 и 20 веков
Астрология и хиромантия: в попытке создать единую систему
Об излишнем мистицизме в хиромантии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.