Изменение взглядов на трактовку линий ладони по прошествии столетий

Читая трактовки авторов прошлого, мы обнаруживаем, сколь сильно поменялась оценка той или иной линии. В этой статье мы предпримем небольшой обзор эволюции взглядов в хирологии, не претендуя, конечно, на большую глубину исследования и его всеохватность.

1. Очень много заблуждений в прошлом было высказано касательно конфигураций линии Сердца. Если ныне считается, что эта важная линия рассказывает об эмоциях и чувствах человека, то в прошлом хироманты думали, будто линия Сердца напрямую связана с фертильностью. Хотя связь линии Сердца (Столовой, Мензальной линии) с эмоциональными качествами человека тоже была замечена, но неверно истолкована. Автор «Краткого трактата по хиромантии» (ок. 1440 г.) считал, что чем сильнее линия Сердца, тем выше плодовитость и фертильность человека, а слабость линии и ее завершение между указательным и средним пальцами говорят о трудных родах и даже вероятности умереть. Джон Метам (сер. XV в.) добавляет, что завершение линии Сердца между средним и указательным пальцами говорит, будто мужчина с таким знаком умрет от ранения или дизентерии, а женщина — от чрезмерно продолжительного менструального цикла или при родах. Иоганн Ротман (конец XVI в.) сообщает нам, что знаки на Мензальной линии указывают на «силу гениталий и жгучее желание». А Томас Хилл (XVI в.) отдал линию Сердца под управление Венеры, назвав ее линией Венеры и Гениталий.

2. В античной хиромантии считалось, что продолжительность жизни человека зависит от длины линий Головы и Сердца. Так, в «Истории животных»[1] Аристотель говорит: «в случае долгожителя одна или две линии пересекают ладонь поперек, в случае же короткоживущего человека ладонь пересекают две линии, но не столь длинные». Тезис о зависимости длительности жизни от линий Ума и Сердца иногда будет встречаться и в более поздних работах, но все же в Средние века становится общепринятой точка зрения, что возраст ухода человека из жизни предсказывается именно по длине линии Жизни. Взгляды Аристотеля показательны в том смысле, что в рамках индийской традиции хиромантии длина линии Сердца до сих пор является основным индикатором долголетия. Это намекает на то, что практика чтения руки в Древней Греции могла иметь индийское происхождение.

В настоящее время в хирологии доминирует следующая точка зрения: длина линии Жизни не говорит о моменте ухода человека из жизни. Тем не менее, в совокупности с рядом других показателей раннее завершение линии Жизни может сообщать нам о неком критическом моменте в судьбе человека, времени изменения образа жизни или об ослаблении здоровья.

3. Хироманты прошлого много внимания уделяли Расцеттам или Браслетам на запястьях рук, полагая, что они также повествуют о предполагаемой длительности жизни человека. Хиромант конца XV-начала XVI в. Андреас Корвус считал, что Расцетты свидетельствуют о благополучии человека на каждом этапе жизни: сила каждой из линий показывает, в какой именно четверти жизни удача, здоровье и преуспеяние будут сопутствовать человеку. Четыре отчетливо сформированные линии Расцетт указывают на продолжительность жизни в 80 лет. Той же позиции придерживался Индагине и многие последующие авторы. В настоящее время ожидаемая продолжительность жизни оценивается совсем по другим признакам. Подробнее — в разделе, рассказывающем об открытиях В. Финогеева.

4. В средневековой хиромантии большое внимание уделялось так называемому Треугольнику, составленному из линий Жизни, Головы и Печени (Здоровья, Меркурия), при этом считалось, что чем лучше он сформирован, тем более благоприятные черты характера он дает. Иоганн Философ в своем трактате по хиромантии писал: «Треугольник равносторонний или почти таковой, покрытый весьма многочисленными, хорошего цвета начертаниями есть знак природной храбрости, долгой жизни, дружелюбия, совершенной верности и выдающейся славы». Однако, учитывая, сколь часто линия Меркурия отсутствует на ладони, можно сделать вывод, сколь необоснованны эти трактовки. У Дебарроля (1859) то, что в будущем станет Денежным треугольником, описывается «лишь» как признак «способности к натуральной магии» и «способности прозрения»[2].

В двадцатом веке анализ и поиск треугольников на руке получил новое дыхание, поскольку увлекающиеся чтением по руке стали искать треугольники Денег — фигуры, состоящие из линий Ума, Судьбы и Меркурия. Считается, что понятие Денежного треугольника ввел в обиход Р. Вебстер. С точки зрения хирологии, подобная конфигурация вовсе не обещает богатства, а лишь указывает, в какой период жизни карьера человека принесет финансовый подъем (при этом у каждого будет свой масштаб достижения). Кроме того, пересечение линий Меркурия и Судьбы может дать ситуацию смены работы или места жительства.

5. В Средние века европейские чтецы по ладони провели аналогию между хиромантией и астрологией, отдав под управление той или иной планеты определенные сектора ладони. Однако единства точек зрения в XIV-XV веках еще не было. Это сейчас большинство специалистов согласны с тем, что у большого пальца располагается холм Венеры, под указательным пальцем — холм Юпитера, под средним — Сатурна, безымянным — Солнца и под мизинцем — Меркурия. А в прошлом здесь господствовал плюрализм. К примеру, хиромант и ученый XV века Джон Метам распределил планеты по пальцам в порядке Венера-Юпитер-Сатурн-Меркурий-Марс от большого пальца до мизинца. К середине шестнадцатого века современные представления об управлении планетами холмов, в основном, установились. Однако и сейчас отдельные исследователи оспаривают доминирующую точку зрения. В частности, Гертруда Хюрлиманн на основе опыта в хирологии и астрологии призывает поменять местами планетарное управление большого и безымянного пальцев[3].

6. Слияние линий Сердца и Головы называется в современной хирологии линией Симиан, при этом речь идет о влиянии эмоций и чувств на мышление и логику человека и наоборот. Ныне такая конфигурация не считается особо редкой и описывается в большинстве книг по хиромантии. В прошлом линия Симиан считалась сугубо негативным признаком. Так, Иоанн де Индагине в работе 1522 г. «Introductions Apotelesmaticae» пишет, что в случае, когда линия Сердца соединяется с линией Жизни, а линия Ума попросту отсутствует, «этот человек потеряет свою голову или будет смертельно ранен и никогда не осуществит задуманного».

7. Линия Солнца (Аполлона) в прошлые столетия далеко не в каждом случае считалась заслуживающей внимания. В отличие от той же линии Меркурия, которую полагали одной из главных. И это довольно нелогично, поскольку обе линии встречаются не в каждом случае и оттого не могут по определению быть главными. Тем не менее, упоминания о линии, идущей под безымянный палец, мы встречаем еще в анонимном «Кратком трактате по хиромантии» (ок. 1440 г.), автор которого пишет, что длинная линия, поднимающаяся из ладонной впадины к холму у безымянного пальца, указывает на продвижение по службе, успехи в учениях и получении знания. Те же трактовки повторил Индагине. Жан Бело в XVII веке отмечает, что хорошо сформированная линия солнца является показателем достоинства, чести, высокой должности, потому такой знак можно найти у королей и принцев. В современном мире трактовки линии Солнца сместились в психологическую сторону: «Ее значение не вполне ясно, однако она имеет некоторую связь с творчеством и ощущением счастья»[4].

8. Повествуя о знаках на линиях (острова, звезды, кресты), хироманты прошлого отдавали предпочтение мрачным трактовкам. Так, Андреас Корвус (конец XV в.) полагал, что островное образование в начале линии Сердца оценивается как показатель венерического заболевания. А Патрицио Трикассо (XVI в.) идет еще дальше, сообщая, что остров, расположенный в начале Мензальной линии, является признаком инцеста.

В настоящее время остров в начале линии Сердца трактуется с трех позиций: значения на уровне психологии, здоровья и событийности. На уровне здоровья это ослабление сердечно-сосудистой и мочеполовой систем; на уровне событий — эмоционально тяжелый период в жизни, неурядицы в семье, вероятность неудачной любви, разочарованности в избраннике. На уровне психологическом — повышенная чувствительность, обидчивость, ранимость как в целом, так и особенно в соответствующий период жизни. Человек подсознательно стремится вступить в отношения с не самым подходящим партнером, например, с таким, который с высокой вероятностью причинит эмоциональную боль, интенсивные переживания.

9. Знаки в виде звезды, традиционно считающиеся фаталистическими, в прошлом некоторыми знаменитыми хиромантами полагались хорошими признаками. В частности, французский хиромант XVII в. Жан Бело, разрабатывавший направление астрологической хиромантии, считал, что звезды являются показателем удачи. Так, звезда под мизинцем является знаком удачи в науках, звезда под безымянным пальцем указывает на почести, звезда под средним пальцем — на хорошую фортуну в плане здоровья, а звезда под указательным пальцем — сулит удачу в отношении денег и богатства. Похожие взгляды были ранее высказаны немецким хиромантом XVI в. Иоганном Ротманом, по мнению которого звезда дается как одно из наилучших образований: расположение звезды на холме ладони в буквальном смысле сообщает нам о том, что «звезды» или планета ярко освещает своим светом жизнь своего обладателя. Сравните со словами Кейро о значении звезды на холме Сатурна: «знак какой-то таинственной фатальности, которая преследует человека в течение всей его карьеры»[5].

10. Среди раз за разом упоминаемых мифических знаков встречается «мистический крест», находящийся в центре так называемого Прямоугольника, т.е. между линиями Головы и Сердца. По мнению Кейро, он обозначает «дар мистицизма и большую любовь к оккультизму»[6]. К слову, пересечения линий в этой области, выглядящие как крест, встречаются столь часто, что к мистикам впору записать каждого второго. Любопытно, что ранее кресты несли иной смысл. В сознании средневекового хироманта они ассоциировались с распятием и оттого воспринимались как естественные религиозные символы. Отсюда получаем такую трактовку, данную картезианским приором и хиромантом Иоанном де Индагине (XVI в.) — признак успеха в духовных устремлениях.

Иронично, что даже такой профессионал, как Н. Альтман, не устоял перед желанием сделать подраздел о «мистическом кресте», но вернулся к средневековой трактовке: «Мистический крест считается признаком серьезного интереса к вопросам духовного развития»[7]. При этом далее он осторожно добавляет, что отсутствие такого креста ничего обратного не доказывает. Да и духовного дара крест тоже не дает.


[1] «История животных» — основополагающий труд Аристотеля, посвященный миру животных, состоящий из 10 книг. Написан в 330-е годы до н.э. В течение двух тысяч лет оставался основой биологических знаний всей той эпохи, когда не было еще самого термина «биология».

[2] Дебарроль А. Тайны руки. — М., 1989. — С. 299.

[3] Хюрлиманн Г. Чтение по руке. Искусство хиромантии и астрологии. — СПб., 2005. — С. 12.

[4] Фитцгерберт Э. Хиромантия. — М., 1997. — С. 287.

[5] Кейро. Вы и ваша рука. — М., 2000. — С. 133.

[6] Там же. — С. 143.

[7] Альтман Н. Хиромантия. Иллюстрированная энциклопедия. — М., 2003. — С. 311.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.