Историк Антуан Февр об астрологии

Биографическая справка: Антуан Февр (1934-2021) — французский историк эзотеризма, доктор религиоведения, германистики и масон. Сыграл решающую роль в становлении изучения эзотерики как научной области исследования, самодостаточной академической дисциплины. Руководил секцией религиозных наук Практической школы высших исследований, возглавлял французское отделение Центра изучения новых религии (CESNUR). В тексте ниже вы можете познакомиться с выдержками из работы Февра «Западный эзотеризм. Краткая история».

«Magia naturalis — это ранняя форма естествознания; это знание и использование сил и оккультных добродетелей (энергий), которые считаются «естественными», потому что они объективно присутствуют в природе… Два аспекта magia naturalis (природная и белая магия) иногда объединяются. Таким образом, в «небесной» или «астрономической» магии звезды рассматриваются с двойной точки зрения: как их физическая и естественная составляющая, так и их «воля» (см., например, «De Vita coelitus comparanda», 1489, Фичино; «De Occulta Philosophia», 1533, Агриппа, раздел I, 1)»1. (с. 73-74)

«Звездная арифметика и музыка неизменно лежат в основе этих форм «универсальной магии». Отныне и в большей степени, чем когда-либо, астрология берет на себя роль «королевы наук». Два известных теоретика, Пласидо Тити («Physiomathematica», 1650) и Жан-Батист Морен («Astrologia Gallica», 1661) стремились привязать ее к космологиям Аристотеля и Птолемея в то время, когда эти космологии были решительно подорваны открытиями в астрономии и новой небесной механикой. Тем не менее, остается то, что в шестнадцатом и семнадцатом веках духи-посредники, звезды и все предметы нашей Земли продолжали иметь взаимосвязи, которые Фичино, например, видел как происходящие посредством spiritus mundi, проводника звездных потоков. Это не мир средневекового «Picatrix»2 изменился; это роль человечества стала восприниматься иначе — как менее пассивная». (с. 75)

«Добавим, что астрология вновь вошла в моду в период между 1880 и 1914 годами; она занимала видное место в оккультной литературе, и несколько работ (например, Уильяма Фредерика Аллана, он же Алан Лео, 1860-1917) пытались придать ей большую достоверность». (с. 125)

«Сохраняясь в форме как теоретической, так и практической деятельности, практикуемые в инициатических обществах или отдельными лицами, так называемые «традиционные» науки (особенно астрология, алхимия и «магия») непосредственно затронули широкую общественность. Самой популярной является астрология, «королева» предсказательных искусств. Какой большой книжный магазин не посвящает ему целые книжные полки, занимая астрологией большую часть «эзотерического» или «оккультного» раздела? В каких СМИ нет своей колонки ежедневных или еженедельных астрологических советов? В своем наиболее распространенном виде — упрощенном предсказании, банальном утилитаризме — она отвечает более или менее осознанной необходимости вновь открывать в нашем мире то, что многие считают слишком неструктурированным и децентрализованным, — unus mundus, единство вселенной и человечества через язык, основанный на принципе универсальных соответствий. Когда эта потребность приводит к концепции астрологии, которая не сводится к простой «мантике» (оказываясь не просто инструментом гадания), а представляет собой форму герменевтики «знаков», то мы можем видеть в ней форму гнозиса, которая связывает ее с эзотерическими движениями. Вслед за Аланом Лео…, многие деятели двадцатого века, от Карла Брандлера-Прахта (1864-1939)3 до Андре Барбо, в том числе Даниэль Шанневье (он же Дейн Радьяр, 1895-1985), разделяли это мнение и способствовали, более или менее успешно, присвоению ей легального статуса в гуманитарных науках». (с. 137-138)

«Здесь следует упомянуть одного из великих умов нашего времени, Раймона Абеллио (1907-1986, раздел I, 1, III, 1), выпускника Политехнической школы. Будучи высокообразованным как в «точных науках», так и в гуманитарных, этот философ написал множество сочинений о Каббале, астрологии и Таро. Тем не менее, в основном он известен тем, что разработал «абсолютную структуру» (см. «La Structure absolute», 1965), основанную на идее «универсальной взаимозависимости», практическое применение которой призвано привести к форме гнозиса как эмпирической, так и интеллектуальной». (с. 146-147).

Рекомендуемые статьи со схожей тематикой:

Историк Дэвид Вуттон об астрологии
Взгляд свысока Умберто Эко на астрологию
Роджер Бек. Птолемей о компетенциях астрономии и астрологии
Историк и философ Ричард Тарнас об астрологии
Историк Александр Саплин об астрологии


1 В оригинальном русском переводе здесь допущена опечатка. И Фичино, и Агриппе приписывается авторство над книгой (в разные годы) с одним и тем же названием — «De Vita coelitus comparanda». Что, конечно, не так. Переводчикам издательства «Касталия» не мешало бы стать повнимательнее.

2 «Пикатрикс» — средневековый манускрипт по астрологии, практической магии и талисманам, называемый также гримуаром; сборник текстов на арабском языке неизвестного автора или авторов, составленный, предположительно, в середине XI века, между 1047 и 1051 годами на территории Аль-Андалуса (мусульманской Испании). Сам автор в прологе называет годы написания текста, соответствующие 965—970 годам н.э. Латинский перевод данной книги способствовал распространению герметических идей в Европе в период Средневековья, при том, что манускрипт не публиковался и сохранился лишь в нескольких рукописях XV—XVII веков, хранящихся в европейских библиотеках. Арабский философ Ибн Хальдун (1332—1406), критически изучавший «Цель мудреца» («Пикатрикс»), назвал сборник самым полным и лучшим трактатом по магии, приписывая ошибочно авторство учёному-математику Масламе аль-Маджрити (ок. 950—1008).

3 В оригинальном тексте книги годом смерти астролога и теософа Карла Брандлера-Прахта указан 1945 г., что неверно. По современным данным, он ушел из жизни в 1939 г.

Источник: Февр А. Западный эзотеризм. Краткая история. — М., 2018. — 234 с.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.