Мария-Луиза фон Франц о комплексах, Эго и множественных частях человеческой психики

Ранее мы уже публиковали выдержки из книги Марии-Луизы фон Франц «Космогонические мифы» (1972), состоящей из лекций, прочитанных ею в 1961-1962 годах в Институте Юнга. Эта книга, на мой взгляд, интересна своими «отступлениями от темы», в которых внимательных читатель обнаружит многочисленные жемчужины аналитической психологии — замечания о толковании снов, нюансах психотерапевтической работы и воспоминания о Юнге. Ниже мы рассмотрим ряд таких примечательных выдержек, касающихся того, что из себя представляет психика человека, почему древние столь много внимания уделяли перечислению предков и к чему снится нисхождение ангела или застолье с участием мертвых.

«Когда фараон шествовал с большой процессией фестиваля Сед1, за ним несли четырнадцать шестов со статуями его четырнадцати Ка2. Народ верил, что его сопровождает много Ка, но четырнадцать были более важны, и о них были лучше осведомлены. Описание предков Иисуса в Библии, я считаю, исторически связано с этим египетским материалом — список предков явно распределен в группе по четырнадцать, так что у него были свои группы по четырнадцать Ка в каждой.

Списки божественных, полубожественных, а затем царских предков, похоже, обладают большим значением. Возможно, мы должны обратить особое внимание на этот факт и выяснить, что значат эти четырнадцать Ка и перечни предков, которые мы находим повсеместно в священных писаниях и в некоторых космогонических мифах. Первая гипотеза, которую можно выдвинуть, состоит в том, что перечни предков связаны с тем, что мы называем комплексами. Мы знаем, что у человека есть эго-комплекс, о котором он, как правило, осведомлен и с которым он обычно идентифицирует себя, и что он окружен «облаком» того, что мы называем автономными комплексами. Для нас личность, если ее не анализировать, будет выглядеть примерно так, как это показано на диаграмме.

Эго-комплекс будет одним светлым пятном, которое человек осознает, а затем идут все другие комплексы, которые в целом образуют своего рода кластер, относительно закрытую систему личности в целом. Во время анализа человек постепенно знакомится с различными комплексами, которые постепенно попадают в ассоциативную связь с эго. Некоторые из них полностью интегрированы, а некоторые лишь в ограниченной степени становятся связанными с эго-комплексом. Это означает, что если я достаточно много поработаю с комплексом, он сольется с эго-комплексом, а затем практически исчезает в том смысле, что не свидетельствует больше о себе в качестве автономного комплекса.

Есть и другие, которые человек осознает, знает о них, но все-таки они по-прежнему проявляют автономные эффекты. Кто-то может сказать: «О, я знаю, что у меня позитивный материнский комплекс, и именно поэтому у меня такая-то реакция!» Этот человек частично осознает свой позитивный материнский комплекс, но в реальности все равно будут проекции, эмоциональные реакции на определенные факты, которые будут захватывать его вновь и вновь, и только после события он скажет: «Ах, это опять был мой материнский комплекс». Такой комплекс является тем, что мы назвали бы полусознательным: человек одни аспекты его осознает, а другие нет. Они до сих пор в значительной степени автономны, и лишь частично интегрированы.

Цель аналитической работы — попытка привести эго в состояние максимального осознания тотальной экономики комплексов, потому что только оно защищает от внезапных диссоциирующих эффектов. Если вы достаточно осведомлены обо всем семействе комплексов, с которыми вы должны жить в вашем внутреннем доме, вы можете, так сказать, оставаться в определенном спокойном состоянии, потому что на самом деле ничего совершенно неожиданного случиться не может. Осознание имеет, следовательно, первостепенное значение; это единственная относительная защита от постоянной эмоциональной внутренней диссоциации. С ее помощью можно обнаружить то, что всей экономикой домашнего хозяйства управляет другой центр — Самость. Это означает, что не эго должно управлять или упорядочивать все эти комплексы; оно не справляется. Существует тайная регуляция всей этой системы, которая исходит от главного бессознательного комплекса личности, Самости. Если эго сможет найти мост, относительно прочную связь с Самостью, косвенно оно также осознает все другие комплексы, потому что оно достигло того центра, из которого упорядочивается и направляется вся экономика личности. Поэтому желательно, чтобы человек находился в согласии со своей структурой бессознательного, унаследованной общей бессознательной структурой, доведенной до абсолютного максимума, чтобы иметь максимальную эффективность сознания, Маны, интенсивности личности. И когда вы видите эти шествия, где египетский фараон идет впереди и позади иду жрецы, несущие Ка, вы более понимаете, что имеется в виду: он действует не как личность, исходя из собственных произвольных мнений эго, но является носителем всей традиции, которая поддерживает его, дает силу и власть для управления своей страной.

Связь с родовой душой и ощущение ее поддержки вместо того, чтобы быть отрезанным от нее, имеет абсолютно существенное значение». (С. 271-274)

Может показаться странным, почему Эго связано с комплексом, ведь оно, по определению, является центром осознанной части психики, а комплекс всегда связан с неосознанным материалом, т.е. бессознательной частью психики? Хотя сам Юнг, а вслед за ним и фон Франц, были склонны использовать термины Эго, Эго-сознание и Эго-комплекс как синонимы, по большому счету, это не совсем синонимы. Вернее, эти термины содержат разные акценты.

Когда используется термин Эго, речь идет о центре сознательной части психики человека. При этом подразумевается, что осознанная часть куда шире, нежели Эго. И потому разграничивают Эго и куда более объемное поле сознания. Когда используют термин Эго-сознание, имеется в виду сразу вся сознательная часть психики человека. Когда же упоминается Эго-комплекс, то подчеркивается следующий феномен: Эго не существует отдельно от психики, т.е. других, бессознательных и полубессознательных содержаний. Они влияют на Эго, хочет оно того или нет, осознает или нет.

Под Эго-комплексом понимают совокупность эмоционально заряженных представлений, идей, образов человека о себе самом. Под воздействием некого фактора мы, порой, можем действовать нелогично, обижаться, при этом объясняя себе, почему мы это делаем. Очевидно, проявилось неосознанное содержание, которое мы потом можем отрефлексировать. Вот в таких случаях и говорят об Эго-комплексе. Функции Эго-комплекса отличаются от функций других комплексов тем, что они лучше отрефлексированы нами. Хоть еще и не стали в полной мере осознанными.

«Юнг в своем комментарии к этой части книги говорит о необходимости осознания всех частиц своей души и различных автономных комплексов с целью предотвращения диссоциации3. Происходящее в этом китайском медитативном упражнении является своего рода сознательно вызванной диссоциацией, так же как мы это делаем, например, в медитации, которую мы называем активным воображением, ибо там мы тоже разговариваем со всеми нашими автономными комплексами. Мы заставляем их появиться на свет, мы позволяем им начать существовать, а затем мы начинаем сознательную дискуссию… с ними. Если это не делать сознательно как медитативную практику, то это происходит непроизвольно под действием определенных потрясений, и тогда это имеет эффект, противоположный медитации, а именно диссоциирует и разрушает личность в целом. Затем, говоря простыми словами, происходит шизофреническая диссоциация, «распад на части» личности. В запущенной стадии шизофрении вы действительно можете увидеть, как человеческое существо растворилось в облаке, скоплении автономных комплексов, которые больше не организованы. Шизофреники жалуются, что их переполняют голоса и что их эго тонет в них». (с. 276)

«Известен случай Шребера4, который дал очень интересное исследование своей шизофрении, но сказал, что его при этом постоянно беспокоили демоны и голоса. Например, как я уже упоминала, если он хотел что-то записать, духи говорили, что это уже сделано, он бросал карандаш и был не в состоянии написать что-нибудь. Они постоянно вмешивались, на что обычно жалуются и шизофреники в начальной стадии. Они говорят, что могут захотеть пойти на кухню и поставить варить суп, но какой-то демон говорит что-то, и они не могут этого сделать. Одна горничная рассказала мне, что хотела совершить паломничество в Айнзидельн, но когда она подошла к дверям церкви, голоса и крики демонов запретили ей войти и стали настолько громкими, что походили на целую тучу дьяволов, и она вернулась домой, не совершив паломничества. Автономные комплексы хаотично подавляют эго-комплекс.

Подобные трагические диссоциации ясно показывают, почему первобытный человек так страстно стремился к тому, чтобы души его предков, его Ка, маршировали в строю за его эго-комплексом. То, что египетский фараон шествует впереди своих четырнадцати Ка, символизирует то, что он является интегрированной личностью. Вероятно, поэтому также приводится и родословная Христа: это намек на его царственную личность. Он также является символом интегрированной личности, у которой за плечами, так сказать, все развитие прошлого, как будто все прошлое указывало на его реальность». (с. 277-278)

«Мы могли бы поэтому сказать, что если эксперимент Лоренца окажется справедливым в более широком смысле.., это будет означать, что наши архетипические модели поведения тоже состоят из разных фрагментов поведения предков, которые вновь объединяются в новую модель поведения. В этих психических паттернах присутствовал бы также реальный элемент наследования и преемственности, который бы еще более оправдывал важное значение этих перечней предков. Складывается впечатление, что эти примитивные генеалогии были интуитивным пониманием законов такой преемственности». (с. 279)

«У современных людей, когда что-то приближается к сознательному восприятию через проекцию или напрямую, обычно сны показывают, что где-то что-то спустилось на землю. Я помню, что однажды мне приснился сон, который меня несказанно позабавил. Мне приснилось, что архангел Михаил приземлился в Швейцарии на холме недалеко от Берна, но правительство так испугалось, что окружило его военным кордоном. Берн — столица, что означает центр психе, символ центра, и там проявилось важное содержание, но обычное сознание было очень напугано этим воплощением. Во время сна мое сознание было совершенно спокойным и не боялось архангелов или чего-либо подобного. Но это было предвестием того, что теперь архетипическое содержание приблизится к полю осознания; эта божественная фигура, приземлившаяся в выдающейся географической точке, предшествовала осознанию.

Опять же, всякий раз, когда людям приходится принимать очень важное решение, ответственный шаг, от которого, можно сказать, зависит все их будущее, они видят такие сны, как совет предков или собрание умерших. Помню, однажды, когда мне нужно было принять важное решение, влияющее на всю мою жизнь, мне снилось ночью после того, как я приняла решение, что все умершие люди на небесах, которые играли в халму5 (разновидность игры с пешками), перестали играть, подошли к окнам рая и посмотрели вниз, как будто все они должны были участвовать в принятии решения. Хотя им глубоко безразлично, что делают эти живые вши внизу, на земле, ибо они пребывают в вечном блаженстве и играют в халму, но, когда человек принимает знаковое решение, они прекращают играть и выглядывают в окна.

Я видела много других снов подобного рода. Обычно они возникают, когда человек действительно должен сконцентрировать весь свой личностный потенциал, чтобы сделать следующий шаг, решающий шаг, от которого зависит весь процесс индивидуации. Такие шаги настолько страшны, что слабое эго не может их совершить; вот почему такие процессы концентрации происходят и проявляются в сновидениях — эго не может сконцентрировать свои силы. Возникает спонтанное событие, словно вся жизненная структура личности сконцентрировалась в нем. Естественно, такой сон или такое переживание дает потрясающее чувство уверенности, твердости, мужества; появляется ощущение, что все прошлое стоит за ним, поддерживает его, и тогда он может совершать рискованные поступки, на которые у него не хватило бы смелости в обычном психическом состоянии. Вот почему всякий раз, когда первобытные люди должны принять важное решение, они сначала танцуют, чтобы отождествиться с предками, и, надевая их маски, становясь таким образом духами предков и сливаясь с ними, они приобретают силу сделать трудный жизненный шаг.

Мотив богов, медленно сходящих вниз в духов предков, с одной стороны, и мотив умерших, медленно поднимающихся вновь на уровень архетипических сил, с другой, на самом деле нужно рассматривать взаимосвязанно. Они означают восстановление родовой архетипической основы личности, осознания ее как необходимой опоры для хрупкого, недолговечного существования индивидуального эго». (с. 282-284)

«В первую ночь, когда я спала в загородном доме после его постройки, мне приснилось, что прибыла огромная процессия крестьян в средневековых воскресных одеждах — но на самом деле они были призраками. Они пришли ко мне, и я подумала, что не надо с ними встречаться и что не открою дверь, но потом я увидела, что они празднуют свадьбу, с женихом-крестьянином и его невестой, и потому я подумала, что я должна что-то сделать и бросилась в погреб за вином, а затем проснулась. Юнг интерпретировал сон как накопление, концентрацию душ предков, определенно одобряющих шаг, который я сделала.

Четырехугольная башня в Боллингене, построенная М.-Л. фон Франц в 1958 году.

В более позднем сне, несколько месяцев спустя, пришли даже обезьяны; сначала призраки, вновь крестьяне в масках привидений пришли ко мне и через какое-то время они превратились в красивых серебристо-белых обезьян, которые развлекались по всему дому. Это был очень приятный опыт. Я проснулась с чувством восторга и счастья, понаблюдав из окна, как обезьяны танцевали вокруг дома и элегантно перепрыгивали с ветки на ветку. Практически это означало бы интеграцию не только душ предков, но даже животных предков. Естественно, если вы живете в загородном доме, где нет электрического света и где вы практически не можете мыться и варите только на огне, обезьяна в вас чувствует себя бесконечно счастливее, чем запертая в тюрьме городской квартиры со всеми ее электрическими прибамбасами, ибо там обезьяна довольно несчастна. Итак, субъективно интерпретируя, душа животного, обезьяны, чувствовала себя живой благодаря такому образу жизни; она выздоровела, и это естественно ощущается индивидом как поддержка, ибо его поддерживают корни его предков, даже духи животных. Таким образом, во многих первобытных ритуалах люди не только идентифицируют себя со своими мифологическими предками в танцах, но даже со своими предками-животными, и они становятся этими животными и разыгрывают их роль. Первобытное племя находится в постоянной опасности потерять связь с животным миром внутри себя, и даже на этом уровне должно постоянно восстанавливать с ней связь». (с. 284-285)

«Итак, для первобытного человека сохранение своей связи с родовыми элементами значимо в том числе и потому, что это единственный способ, с помощью которого он может достичь абсолютного знания коллективного бессознательного. Если вы отрезаны от инстинктивной основы вашей личности, вы также отрезаете себя от всякой возможности «абсолютного знания», что означает, что ваша возможность распознавать реальность сводится к тому, что вы знаете благодаря своей эго-личности. Вы лишаете себя связи с абсолютным знанием и всех возможностей предвидеть будущее, знать где-то в подсознании, что произойдет и как это должно произойти.

<…> Вы не можете знать рационально, когда идете по тропе носорога, что через десять минут носорог встретит вас. Это невозможно при помощи любого сознательного расчета, но можно узнать через абсолютное знание, потому что это будет синхроничным со всей констелляцией вашей жизни. Можно даже знать, вставая утром, что сегодня у вас будет встреча с носорогом — «оно» знает, вы не можете знать!

Следовательно, доступ к источнику абсолютного знания, заключенному в коллективном бессознательном, имеет жизненное значение для первобытного человека, и мы можем сказать, что точно такое же жизненно важное значение он имеет и для нас. Мы тоже постоянно оказываемся в ситуации, когда нашего рационального взвешивания фактов недостаточно. Мы по-прежнему подвержены огромному количеству неожиданных событий, и если у нас есть методы и возможности использования так называемого абсолютного знания коллективного бессознательного в нас, мы, естественно, находимся в гораздо лучшем положении, чем если бы потеряли эти знания. Поэтому я полагаю, что огромное значение преемственности предков, которое содержат столь многие религиозные и мифологические системы, также частично оправдано необходимостью поддерживать связь с абсолютным знанием бессознательного». (с. 287-288)

Рекомендуемые статьи со схожей тематикой:

Исцеляющее начало внутри нас: подходы Юнга и Грофа
Аналитическая психология Юнга как универсальный растворитель
Работа со сновидениями – основной способ диалога со своим бессознательным
Мария-Луиза фон Франц о проекциях, личном и коллективном бессознательном
Поколения юнгианцев и постъюнгианцы — новая систематизация


1 Хеб-сед — древнеегипетский «праздник хвоста», который с пышностью отмечался в 30 год правления фараона и затем, как правило, каждые следующие три года его царствования. Только Эхнатон и царица Хатшепсут отметили хеб-сед раньше этого срока: на четвертом и в 16 году своих правлений соответственно.

2 Ка — это жизненная сила, черты характера или судьба человека. Древние египтяне считали, что Ка после смерти человека покидает его тело, бродит по земле и затем вновь возвращается, но живет далее в его скульптурном изображении в гробнице и питается подношениями. В отличие от простых людей, у фараонов и богов было сразу по несколько Ка.

3 Диссоциация — психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. В результате работы этого механизма человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним. Такая «диссоциированная» позиция защищает от избыточных, непереносимых эмоций. Термин «диссоциация» был предложен в конце XIX века французским психологом и врачом П. Жане, который заметил, что комплекс идей может отщепляться от основной личности и существовать независимо и вне сознания (но может быть возвращен в сознание с помощью гипноза).

4 Даниэль Пауль Шребер (1842-1911) — немецкий судья, страдавший параноидной шизофренией. Он описал своё состояние в книге «Воспоминания невропатологического больного». Эта книга оказала большое влияние на психологию. Зигмунд Фрейд поставил собственную интерпретацию Шребера под сомнение и изложил свою точку зрения в книге под заглавием «Психоаналитические заметки об одном автобиографическом случае паранойи (dementia paranoides)».

5 Халма или гальма — настольная логическая игра на квадратном поле для двух или четырех игроков, похожая на шашки. Во многом имеет сходство с игрой «уголки».

Источник: Фон Франц М.-Л. Космогонические мифы. — М., 2024. — 320 с.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.