IV и X дома в астрологии: где мама, а где папа?

Приступив к изучению хорарной астрологии, я обнаружил огромное количество противоречий, разных точек зрения на одно и то же, путаницу и засилье суеверий. И это несмотря на то, что хорарная астрология — это, возможно, самое практически ориентированное направление науки звезд.

Моя первая попытка погружения в это направление датируется 2016-м годом, но тогда присущие хорарной астрологии (а точнее, большинству ее практиков) фатализм и твердолобость оттолкнули меня, поскольку столь узкий и консервативный взгляд на использование астрологии претит моей личной философии и убеждениям. И вот, на новом витке, я вновь заныриваю в мир хорарной астрологии и снова обнаруживаю здесь засилье махровой традиции, старых «афоризмов» и преклонение перед былыми авторитетами. То, что давно и эффективно было отброшено астрологией натальной и транзитной, все еще существует в астрологии хорарной.

Сегодня мы поговорим лишь об одном дискуссионном моменте: связи IV и X домов с фигурами матери и отца. Казалось бы, тут все просто, IV дом в целом символизирует семью, наших предков и корни. Но в хорарной астрологии зачастую требуется куда более конкретная персонализация. И оттого важно четко ответить самому себе: четвертый дом — это дом матери или же отца? А десятый?

Единого ответа на этот вопрос в хорарной астрологии, как ни странно, нет. При этом господствует средневековая точка зрения, что IV дом — однозначно дом отца, а десятый — матери. Между тем, в натальной и транзитной астрологии, впитавших в себя новые веяния, все чаще наоборот. Большинство на практике убедились в том, что мама — это IV, а папа — X дом. Это подтверждает и естественный символизм IV дома, являющегося проекцией водного, эмоционального знака Рака. Сигнификатором обоих (знака Рака и IV дома) является Луна, классический образ матери.

Может ли у натальной, транзитной и хорарной астрологии быть разная точка зрения на значение домов? Полагаю, нет. Иначе нам не избежать последствий когнитивного диссонанса1 (хотя имеются в России астрологи, спокойно живущие с ним). Чтобы разобраться, насколько обоснованна связь IV дома с отцом и как так вообще вышло, нам придется (как обычно) совершить экскурс в историю.

Хорарные астрологи очень любят ссылаться на традицию, не учитывая, сколь важно соблюдать принцип историзма2 применительно к астрологии: т.е. осознавать факт влияния норм своего времени на суждения любого астролога. Что же писали астрологи прошлого о значениях IV и X домов карты?

Павел Александрийский (IV в. н.э.) писал, что IV дом карты «указывает на все, что связано с родителями, отечеством, домом», не считая его именно домом матери или отца. У Машаллаха (ок. 740-ок. 815 гг.) четвертый дом также одновременно связан и с матерью, и с отцом. Однако далее мы встречаем ряд авторов, которые уже уверенно связывали IV дом с отцом, а X — с матерью натива. Это — Абу Бакр (перв. пол. IX в.), Клод Дарио (1533-1594), Джон Миддлтон (вторая половина XVII в.), Уильям Лилли (1602-1681) и др.

Аль-Бируни (973-1048) занимает тут двоякую позицию. Хотя в натальной астрологии он связывает IV дом в целом с родителями и дедами, то в хорарных вопросах он считает четвертый дом связанным с отчимом, а десятый — с мачехой. Нилакантха (XVI в.), представитель индийской астрологии, которая, как известно, является наследницей астрологии эллинистической и при этом не склонна что-либо менять в своих правилах из-за доминирования традиции (и потому является отголоском очень древней традиции — доарабской), связывал IV дом с матерью, а X — с отцом.

Как видим, существовало разделение точек зрения, но самая ранняя из зафиксированных либо помещала в IV дом обоих родителей, либо связывала четвертый дом с матерью (индийский след античной астрологии). Почему же в Средние века оценки IV дома в европейской астрологии изменились и туда со всей однозначностью стал помещаться именно отец? Наиболее удачным объяснением может быть следующее: до ренессанса астрологии в Европе 12-13 веков астрология активно развивалась в исламском мире. И именно из арабского мира она была вновь воспринята Западом. Однако за прошедшие столетия астрология впитала в себя культурные нормы арабского мира, в частности, многоженство. В этих условиях «родословная» и семейные корни оказались сильно привязаны именно к мужской, а не материнской фигуре.

В XX веке астрологи много дискутировали о правильной, современной сигнификации IV и X домов. Затронул эту проблему и Дэйн Радьяр (1895-1985). В частности, в своей книге «Астрология личности» (1936) он писал:

«Положение «отца» в IV доме и «матери» в X часто оспаривается. В средние века сын почти всегда наследовал профессию отца, что служило основанием для символизации отца именно X домом, особенно в гороскопе мужчины. Многие астрологи, кроме того, связывают знаки зодиака с домами таким образом, что Овен соответствует I дому, Рак — IV, Козерог — X; поскольку Раком «управляет» Луна (символизирующая мать), а Козерогом Сатурн (символизирующий отца), то кажется логичным относить мать к IV дому, а отца — к X дому. Мы склонны полагать, что эти отношения меняются местами в зависимости от уровня бытия, на котором устанавливается самость. <…> Мать, возможно, формирует психологическое «жилище» — душу».

В целом, в XX веке консенсус в западной астрологии поменялся, и подавляющее большинство астрологов стало связывать IV дом именно с матерью, а X — с отцом, как это делают, например, Марч и Мак-Эверс, Поттенджер и Поттенджер-Добинс, Величко и др. Однако по-прежнему встречается и старая точка зрения: например, что удивительно, у А. Подводного, в целом очень самобытного и самостоятельно мыслящего астролога, и, что совсем не удивительно, у Д. Фроули и его учеников (вроде М. Русборна). Также присутствует центристская точка зрения. Так, П. Андреев пишет, что IV дом «в 90% случаев» (эти проценты из воздуха у Андреева — особая тема для разговора) описывает родителя противоположного пола, т.е. и четвертый, и десятый дом могут описывать как отца, так и мать.

Довольно взвешенным выглядит мнение по этому вопросу М. Поттенджер и З. Поттенджер-Добинс, озвученное в книге «От заботы до власти. Сила материнской любви вашем гороскопе» (2003). Собственно, эти два астролога демонстрируют, на мой взгляд, наиболее прогрессивную точку зрения по сигнификации отца и матери:

«Традиционно четвертый Дом — это «безоглядно любящий» родитель, который заботится, поддерживает и защищает, тогда как десятый Дом — родитель с «обусловленной любовью», который устанавливает правила, решает, что вы заслужили, следит за соблюдением общественных норм. Традиционное распределение ролей связывает четвертый Дом с матерью, а десятый — с отцом. Но иногда встречается и обратная ситуация. Порой оба родителя размещаются в обоих Домах. Иногда один родитель берет на себя обе роли и как бы оказывается в четвертом и десятом Домах одновременно».

Итак, понимая уже многогранную предысторию вопроса и справедливость сказанного двумя астрологами выше о важности психологического восприятия нативом своих родителей для их сигнификации (распределения по домам), давайте все же попытаемся честно ответить, как обстоят дела с IV и X домами в картах именно россиян? То есть с кем чаще всего они будут соотноситься в наших реалиях? (А ведь на Западе реалии во многом иные, там, например, не проблема завести ребенка однополой паре — и оттого роли родителей там перемешаны куда чаще и менее «регламентированы».)

Четвертый дом — это жилье, семейный очаг, наши корни, предки, «семейная память», семейные традиции, заботящийся родитель и недвижимость как безопасное пространство. Десятый дом — это статус, профессия, призвание, социальная роль, недвижимость как гарант стабильности, долгосрочная стратегия развития, начальник, отношение к закону и правилам.

Давайте поищем аналогии между этими ключевыми словами домов и ролью родителей обоего пола. Кто же лучше подходит в нашей стране на «четверодомную» роль? Кто формирует семейный очаг, заботится о жилье, ремонте, детском питании и безопасности ребенка? Кто хранит семейные традиции и старается поддерживать семейные связи? Очевидно, что в подавляющем большинстве случаев это будет роль матери. В последние десятилетия психологи доказали, сколь принципиально важно для ребенка и его ощущения безопасности в дальнейшей жизни именно присутствие в раннем детстве матери (в том числе наличие материнского грудного вскармливания и т.д.). Отец для ребенка тоже важен, но куда в меньшей степени (в ранние годы жизни), нежели мать.

Более того. Возможно, это именно специфика России, но с чьими бабушками и дедушками мы чаще проводили время в детстве? Правильно — с родителями мамы. Потому что именно к своей матери наша мама, прежде всего, обратится за поддержкой. И потому для ребенка субъективно предки по материнской линии будут куда сильнее ассоциироваться со своими корнями. Да, тут бывают исключения, но они в меньшинстве.

А что папа? Папа дает чаще фамилию (статус), убегает на работу, пока мама сидит в декрете и как-то взаимодействует с большим внешним миром, да и в целом куда сильнее озабочен своим профессиональным ростом и будущим развитием, нежели сиюминутными желаниями своего чада. Папа чаще принимает куда меньшее эмоциональное участие в воспитании ребенка, нежели мама, более холоден, сдержан и отстранен. Таким образом, папа куда больше подходит на роль «жителя» 10 дома.

Таким образом, понимая многообразие возможных ситуаций и что папы с мамами бывают разные, все же, стараясь быть объективными, скажем: в большинстве жизненных ситуаций в России 20 и начала 21 веков X дом описывает наше детское восприятие папы, а IV — мамы. Что в астрологии натальной, что в транзитной, что в хорарной. Надеюсь, мне удалось на этом небольшом примере показать, что к любому астрологическому тезису нельзя подходить бездумно и отсылать всех сомневающихся «спорить с умершим авторитетом». Меняются эпохи — меняются и людские роли с оценками значения домов. Если вам скажут без обиняков: IV дом — это всегда дом отца, и точка, то знайте — вы имеете дело с ретроградом и большим ценителем пыльных авторитетов ушедших столетий. Но строго говоря, мама и папа могут описываться обоими домами.

В заключение скажу следующее: на самом деле, у меня есть предположение, что с годами родители, с нашей субъективной точки зрения, могут «перепрыгивать» из одного дома в другой, как и любые иные люди. Например, если мы начинаем с кем-то встречаться и воспринимаем его, как любовника, он идет по 5 дому, но когда тот же человек становится супругом, то уже описывается нашим 7 домом. Так же может с годами меняться и восприятия родителя по натальной карте. В детстве 4 дом описывает того родителя, что заботится о нас больше всего. Это чаще мама. Но если в дальнейшем окажется, что мама очень амбициозна, активно делает карьеру и главенствует в семье (это раскроется в ней, допустим, когда ребенку будет 15 лет) — она «переместится» в его восприятии в 10-й дом. Далее возможна следующая рядовая ситуация: когда оба родителя достигнут пенсионного возраста, один из них (допустим, наша карьеристка) с удовольствием завершит свои дела и станет отъявленным домоседом, в то время как второй — продолжит карьерное развитие. Здесь снова может произойти «перепрыгивание» родителей в нашем восприятии из дома в дом: мама окажется снова в 4, а отец — в 10 доме радикса.

Применительно к хорарной астрологии важно уточнить у самого человека, как он сейчас склонен воспринимать маму и папу — кто из них более амбициозен, целеустремлен, главенствует в принятии решений (10 дом), а кто более пассивен (4 дом). В течение жизни реальное поведение и роли папы и мамы могут меняться. Это стоит учесть, а не искать «истинную во всех случаях» локализацию в доме.

Рекомендуемые статьи со схожей тематикой:

Культовые книги: «Астрология личности» Дэйна Радьяра
Почему в астрологии так много систем домов?
Наследие старой астрологии: 4 сомнительных идеи, дошедших до нашего времени
Современный астрологический взгляд на значение планет через призму психологии
Луна, эмоции и чувства в астрологии


1 Когнитивный диссонанс — состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.

2 Историзм — научный метод, принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии, предполагающий анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования. Проще говоря, принцип историзма завещает вам: не вырывайте ту или иную идею из контекста эпохи. Следствие: любая идея есть продукт своего времени, и потому бездумное переложение старой идеи на новые реалии может быть неоправданно и ошибочно.

Литература:

Андреев П. Биоастрология. Современный учебник астрологии нового поколения. — М., 2020. — 944 с.
Величко Ф. Энциклопедия домов гороскопа: потенциалы личности. — М., 2015. — 380 с.
Дома в астрологии. Хрестоматия оригинальных текстов I-XXI вв. (сост. Д. Куталев). — М., 2018. — 272 с.
Марч М., Мак-Эверс Дж. Лучший способ выучить астрологию. Т.5. Техника синастрий. — М., 1996. — 320 с.
Подводный А. Общая астрология. — М., 2000. — 768 с.
Поттенджер М., Поттенджер-Добинс З. От заботы до власти. Сила материнской любви в вашем гороскопе. — СПб., 2013. — 416 с.
Радьяр Д. Астрология личности. Представление астрологических понятий и идей в свете современной психологии и философии. — М., 1991. — 352 с.
Саплин А. История астрологии: с древнейших времен до наших дней / под науч. ред. А. Шимбалева. — СПб., 2020. — 780 с.
Фроули Д. Учебник хорарной астрологии. — М., 2020. — 480 с.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.