Роберт Алекс Джонсон (1921-2018) до недавнего времени являлся старейшим представителем аналитической (юнгианской) психологии, при жизни знавшим Карла и Эмму Юнг. Этот американский психотерапевт прожил удивительно долгую (97 лет!) творческую жизнь и, очевидно, знал толк в урегулировании душевных противоречий (хотя бы по той причине, что неурегулированные душевные терзания приводят к психосоматическим заболеваниям). В современном мире он является одним из самых успешных популяризаторов юнговских идей, поскольку общий тираж его книг превышает 3 миллиона экземпляров. Сегодня мы рассмотрим содержание его работы «Как овладеть своей Тенью: глубинные аспекты темной стороны психики», впервые изданной в 1991 г., когда автору было 70 лет.
В рамках юнгианской психологии существует много архетипов, но центральное место занимает большая шестерка — Эго, Персона, Тень, Анима, Анимус и Самость. Сочинение Роберта Джонсона «Как овладеть своей Тенью», как следует из названия, ставит своей задачей дать ключ к интеграции наших теневых качеств. Работа американского психолога является скорее брошюрой или эссе, содержащим три главы — «Тень», «Романтическая любовь как Тень» и «Мандорла».
Уже на первых страницах автор дает краткое пояснение, о чем же идет речь в книге. Эго, по его словам, — «это сущность, которую мы собой представляем, и то, как себя осознаем». На мой взгляд, сказано излишне упрощенно, ведь Эго — лишь малая часть психики, и Самость, наша большая часть — это тоже мы. Можно сказать корректнее, что Эго — это та часть нашей психики, что осознает себя как я (до поры-до времени, пока мы не ощутим Самость) и связана с нашей рационально-аналитической составляющей. То, что мы воспринимаем как ядро личности. Сам же человек в совокупности — это то, что Карл Юнг иногда называет «полем сознания». Частью Эго является Персона — это облик, который мы хотели бы иметь в глазах внешнего мира, других людей. «Это психологическая оболочка, находящаяся между нашей сущностью и нашим окружением, — как наша одежда, по которой нас встречают другие».
А что же такое Тень? Это все то, что человек (Эго) не хочет признавать собой: «Она представляет собой нагромождение разных личностных особенностей, наличие которых в себе мы не признаем». Черты характера, которые мы в себе отвергаем, не исчезают бесследно, а скапливаются в потайных местах души.
"Если в Тени накапливается больше энергии, чем в Эго, то либо ее энергия прорывается с бешеной яростью, либо мы, помимо своей воли, совершаем разные неблагоразумные поступки, либо у нас начинается депрессия, либо с нами происходят неприятные вещи, имеющие некий свой, непонятный нам, смысл. Тень становится чудовищем, которое заняло наш психологический дом" (с. 8).
Роберт Джонсон, однако, вынужден признать, что формирование у человека Тени — неизбежная дань цивилизации, т.е. она скорее нечто естественное и закономерное, нежели противоестественное, хоть и создающее психологические проблемы. Любая человеческая культура предполагает запрет некоторых поступков и проявлений. Фактически «процесс цивилизации представляет собой отчуждение черт нашего характера, противоречащих нашим идеалам». Изначально мы рождаемся психологически цельными, но культура, так или иначе, требует от нас, чтобы развивалась лишь часть нашей сущности. Из-за этого (воспитания, норм семьи, общества, религии) мы неизбежно что-то в себе отрицаем и происходит расщепление на Эго и Тень.
Стоит уточнить, что это не единственная модель объяснения формирования Тени. Юнг как-то говорил, к примеру, что Тень, по большому счету — это совокупность всего неосознанного человеком. Т.е. на начальном этапе работы с собой Тень — это все бессознательное человека, включая, например, архетипы Анимы и Анимуса. И потому Тень может существовать просто на основании того факта, что человек много чего про себя не осознает. Тем не менее, роль культуры (цивилизации) в усилении полярности Эго-Тень, в любом случае, весьма велика.
Автор подчеркивает, что в Тень могут попадать (и попадают) далеко не только условно «плохие», неприятные и осуждаемые обществом качества; туда могут попадать и яркие таланты, которым не позволили проявиться:
"Поразительно видеть, как некоторые позитивные черты человеческого характера превращаются в Тень. Как правило, обычные черты относятся к норме. Все, что ниже нормы, относится к Тени. Но и все, превышающее норму, тоже попадает в Тень! Некоторые самые драгоценные качества нашей сущности прорываются в Тень, так как не находят места во всеобщем уравнительном процессе, называемом культурой" (с. 10).
Джонсон делает любопытное наблюдение: с позитивными сторонами своей Тени люди склонны бороться куда сильнее, чем с условно темными. «Ощущение внутреннего благородства потрясает гораздо больше, чем осознанием своей никчемности». В этом ключе американский психолог говорит о «золоте Тени».
«"Золото" связано с нашим высшим призванием, а на некоторых этапах жизни призвание можно принять с большим трудом. Не обращать внимания на "золото" столь же вредно, как и на темные стороны души. Некоторые люди могут испытать потрясение или просто заболеть, пока не сумеют извлечь на поверхность свое скрытое "золото"» (С. 10).
Человек попадает в парадоксальную ситуацию: участие в культурном процессе помогает формированию Тени, но затем, достигнув взрослости и большей осознанности, человеку предстоит интегрировать Тень «обратно». «Человек должен покинуть райский сад, но вместе с тем он должен возродить небесный Иерусалим».
"Как правило, первую половину жизни человек отдает на откуп культурному процессу - накоплению опыта, приобретению навыков, созданию семьи и заботе о ней, а также всевозможному самообучению. Вторую половину жизни он занимается восстановлением целостности (освящением) личности. Кто-то может возразить, что такое движение по кругу лишено смысла, если не принимать во внимание, что в конце жизни целостность становится осознанной, тогда как в ее начале она была по-детски бессознательной. Такая эволюция личности, несмотря на внешнюю бессмысленность, стоит всех пережитых болей и страданий" (с. 12).
В какой-то момент Джонсон делает не очень корректное замечание: «Чем более совершенной и осознающей себя является личность, — тем плотнее становится ее Тень». Эти строки восходят к замечаниям Юнга и фон Франц о том, что чем больше христианский (или любой другой) подвижник настаивает на своей святости, тем мрачнее будут его сны и искушения. Но на мой взгляд, очевидно, что речь здесь идет не об осознанности, а об уверенности Эго в своей чистоте и непогрешимости, что, конечно, вызовет перекос. Осознанность предполагает контакт со всеми своими частями, в том числе Тенью, а вовсе не силу и самоуверенность Эго в чем-то. Таким образом, чем человек по факту (а не в своих мечтах или фантазиях) осознаннее, тем прозрачнее его Тень.
Итак, чем сильнее Эго, тем сильнее Тень. И потому Тень хорошо заметна у знаменитостей, в особенности у гениев. Роберт Джонсон пишет: «Мизерный талант почти не отбрасывает Тени, но чем больше талант, — тем больше и плотнее оказывается его Тень. Шуберт сошел с ума; миру хорошо известно об очень темной стороне жизни Пикассо: каждый из нас слышал истории о разных странностях в поведении своих выдающихся земляков» (с. 18). Тут стоит заметить, что степень деструктивности, которую может нам принести своя или чужая Тень, не обязательно меряется степенью некоего таланта или гениальности человека. Скорее Тень знаменитости будет более эпатажной и бросающейся в глаза. На примере событий последних двух с половиной лет, когда миллионы людей озлобились, став жертвой пропаганды, а сотни тысяч взяли в руки оружие и пошли добровольно убивать своих соседей, мы видим, что даже совсем бездарный человек, идя за своей или коллективной Тенью, способен причинить массу бед. И это пострашнее, чем переживания Пикассо.
Конструктивным способом урегулирования своей Тени Роберт Джонсон считает ритуал. По какой-то причине он считает творческие действия1 откровенно позитивными проявлениями (хотя очевидно, что творчество само по себе может являться способом проявления Тени), которые следует урегулировать:
"После любой творческой работы можно совершить какой-нибудь ритуал, способствующий восстановлению равновесия. Лучше всего это сделать индивидуально, так как иначе можно нанести травму своим близким или окружающим. Можно написать какую-нибудь мрачную "чернуху"… или поработать с активным воображением, проявив необходимое уважение к Теневой стороне личности. Эта символическая деятельность необходима, чтобы вернуться в состояние равновесия, никому не нанести вред и никого не травмировать" (с. 22).
Хотим мы того или нет, но отказаться от темной стороны личности — значит продолжать хранить в себе темноту, что затем найдет свое выражение в мрачных настроениях, психосоматических недомоганиях, бессознательно спроецированных несчастных случаях. Тень бывает как личной, так и коллективной. Своя Тень есть у семьи, социальной группы, страны или религии. «В настоящее время мы имеем дело с целым обществом, которое поклоняется своей светлой стороне и отрицает темную, а потому последняя находит свое проявление в войне, экономическом хаосе, забастовках и расовой нетерпимости. С первой страницы любой газеты нас затягивает наша коллективная Тень» (с. 24-25).
То, что мы не видим в себе, проецируется на других. А проецировать всегда легче, чем ассимилировать, потому что это происходит бессознательно и автоматически. Автор книги признает, что, наверное, самый большой вред наносится в том случае, когда родители навешивают свою Тень на своих детей.
"Это настолько широко распространено, что большинству людей следует очень много работать, чтобы сбросить родительскую Тень перед тем, как они начнут взрослую жизнь. Если родитель навешивает свою Тень на маленького ребенка, это расщепляет юную личность и вызывает конфликты с участием Эго-Тени. Когда этот ребенок вырастет, нам предстает огромная Тень, с которой мы должны вступать в контакт (гораздо больше, чем общая для всех нас культурная Тень, которую мы на себе несем). Кроме того, у него будет склонность навешивать свою Тень на своих детей" (с. 30-31). "Трудно переоценить то количество страданий, которое переходит от поколения к поколению" (с. 32).
Р. Джонсон пересказывает историю Юнга о мужчине, который пришел к нему однажды на анализ, жалуясь, что не видит снов. Зато, по загадочному «совпадению», очень живые и яркие сновидения снились его 5-летнему сыну. Юнг учел посыл тех снов и увидел в них непрожитую Тень отца, рассматривая их как часть их общей психологии. Спустя месяц отцу, наконец, стали сниться сны, а у сына они, наоборот, прекратились. Пациент Юнга взял-таки на себя свою собственную ношу, вместо того чтобы бессознательно возлагать ее на своего сына.
"Меня часто спрашивают, возможно ли отказаться от навешивания проекции своей Тени на другого человека. <…> Обычно, когда на вас навешивается проекция Тени другого человека, ваша собственная Тень вырывается из-под контроля, и столкновение неизбежно. Когда ваша Тень похожа на бензобак и ждет только одного: чтобы в нее попала спичка, вы представляете славную мишень для тех, кто хочет вас вывести из себя. Чтобы не навешивать на себя чужую Тень, вам следует не обороняться, а увернуться, подобно хорошему матадору, и пропустить разъяренного буйвола" (с. 32).
Поскольку автор книги является христианином (и даже бенедиктинским монахом2), то на страницах работы «Как овладеть своей Тенью» довольно много отсылок к религиозной тематике. Не исключением являются и следующие строки: «Нам советуют возлюбить врагов своих, но это невозможно, когда наш внутренний враг, наша собственная Тень, ждет того момента, как бы наброситься на нас в самый неподходящий момент. Если же мы научимся любить своего внутреннего врага, тогда у нас есть шанс полюбить и освободиться от врагов внешних» (с. 35).
Освобождение Эго становится возможным только тогда, когда параллельно происходит освобождение Тени. Джонсон пишет, что любовь — это, пожалуй, единственное слово в западном лексиконе, которое можно считать адекватным для описания синтеза Эго с Тенью. Без любви этот процесс невозможен. А по мере того, как Тень начинает осознаваться, она становится более гибкой, легкой и податливой. Для того чтобы выйти из неосознанности и неконтролируемых проявлений Тени, нужно, во-первых, признаться себе в ее существовании (и в ее праве на существование), а во-вторых, позволить ей проявляться в жизни, но не в форме компульсий или агрессии, а в балансе с Эго, через творчество.
Роберт Джонсон вновь обращает внимание читателей на то, что Тень — не только лишь отвергнутая темная сторона. Из Тени можно проецировать и все лучшее, что есть в самом человеке, на другого человека или ситуацию. Поэтому поклонение перед великими людьми — ни что иное, как еще одно проявление Тени. В таком случае мы отвергаем свои лучшие качества и перекладываем их на кого-то другого. «Это сложно понять, но мы часто отказываемся принимать свои благородные черты, а вместо этого помещаем их в Тень, в качестве замещения». Далее автор приводит показательный пример из своей жизни:
"Когда я только начинал анализ, мне приснился один необычный сон, в котором я поглотил Альберта Швейцера3, своего кумира в ту пору. Если отбросить гиперболу, это сновидение говорило о том, что мне необходимо принять свои собственные качества, - все то, что я видел у Швейцера, - и перестать проецировать их на внешнего героя. Вообще эта тема слишком обширная, но сновидение точно указывало на то, что я должен стать Альбертом Швейцером. Всем героям необходима интернализация4. И какая-то детская часть во мне, безусловно, всячески противилась этому развитию" (с. 38).
С точки зрения Эго, появление в себе какой-то яркой, талантливой черты может отрицательно сказаться на всей личности. «Это все равно, что бояться раньше времени очутиться в Раю!» Автор констатирует: люди боятся своих благородных качеств ничуть не меньше темнейших сторон. И если вам довелось отыскать в Тени кого-то «золото», то он будет из последних сил сопротивляться вашей находке. Гораздо легче восхищаться доктором Швейцером издалека, нежели признать существование его качеств в себе, пусть и не выраженных столь явно.
Если мы проецируем Тень, то допускаем следующие ошибки:
- мы действительно причиняем вред другому, нагружая его собственной Тенью, ведь это тяжкое бремя, когда кому-то приходится быть героем за нас;
- мы погружаем себя в некую стерильную среду, отказавшись от своей Тени.
В результате и того, и другого мы утрачиваем всякую возможность изменений и не замечаем той центральной точки, благодаря которой могли бы испытать высочайшие переживания в своей жизни. «Если сможете прикоснуться к своей Тени, образно говоря, и как-то изменить свой обычный паттерн, тогда откроются каналы, и оттуда хлынет энергия».
"Тень очень важна в браке, и мы можем создавать или разрушать наши отношения, в зависимости от того, насколько это осознаем. Мы забываем о том, что влюбившись, нам также придется соприкасаться и с тем, что вызывает у нас неприязнь и даже отталкивает нас - нечто совершенно непереносимое - в другом человеке. Все это верно и в отношении нас самих. Но именно такое противоборство может привести в дальнейшем к невероятному росту" (с. 52).
Выход из дихотомии хорошее-нехорошее, правильное-неправильное (Эго-Тень) предполагает и принятие парадоксов жизни и спокойное к ним отношение. «Перейти от оппозиции (спор) к парадоксу (здравомыслие) означает совершить прорыв в сознании. Этот прорыв помогает нам пройти через хаос середины жизни и дает ощущение перспективы в дальнейшем». Хорошо одержать победу, но также неплохо и проиграть. Хорошо иметь, но нет ничего плохого в том, чтобы отдать это нуждающимся. Свобода — это прекрасно, ведь это признание власти. «Быть лояльным к парадоксам значит заслужить это право на единство».
Р. Джонсон констатирует: «парадокс — та наивысшая точка соединения — никогда не возникает до тех пор, пока человек не примет свою Тень и не признает за ней соответствующее место и ценность. Признать собственную Тень означает подготовить почву для будущего опыта». По словам автора книги, согласиться на парадокс означает быть готовым к страданиям, мучениям Эго, которое столь ценит определенность и знакомые факты. Духовный опыт приобретается в точке отсутствия решения, когда мы понимаем, что не можем двигаться дальше. «И это будет приглашением к тому, что больше, чем наше Я».
Заключительная глава сочинения посвящена мандорле — понятию, гораздо менее известному, чем мандала. Джонсон отмечает, что она также обладает исцеляющей силой, хотя имеет несколько иные очертания. Мандорла представляет собой миндалевидную форму из двух окружностей и встречается в средневековом христианском искусстве. Автор пишет, что этот символ означает совпадение противоположностей, сочетание «небесного и земного». Внутри мандорлы обычно изображаются Христос или Дева Мария. Изображение и созерцание мандорлы «обладает замечательным свойством исцеления и выполняет поддерживающую функцию».
Человеческую жизнь тоже можно рассматривать как мандорлу и то место, где сходятся противоположности. Христа в мандорле можно считать прототипом того состояния, которого может достичь человек: «каждое человеческое существо можно считать спасителем».
Рекомендуемые статьи со схожей тематикой:
Исцеляющее начало внутри нас: подходы Юнга и Грофа
Аналитическая психология Юнга как универсальный растворитель
Мария-Луиза фон Франц о проекциях, личном и коллективном бессознательном
Изгнание демонов или интеграция комплексов: Мария-Луиза фон Франц о путях достижения целостности
Джеймс Хиллман о роли воображения, целостности, Тени и любви
1 Хотя, возможно, речь идет о плохом переводе. И там, где переводчик использовал слово «творческие» действия, автор делал акцент на действиях созидательных. А это не одно и то же. К примеру, можно творчески подойти к разрушению — творчески воевать, разрушать, критиковать и дискредитировать.
2 Бенедиктинцы — старейший католический монашеский орден, основанный Бенедиктом Нурсийским около 530 года в Субиако и Монтекассино (совр. Италия), позже причисленный церковью к лику святых. Несмотря на то, что бенедиктинцы называются «орденом», они не действуют в рамках единой иерархии, а организованы как собрание (совет) автономных монастырей. Большинство монастырей средневековой Западной Европы принадлежало к бенедиктинскому ордену.
3 Альберт Швейцер (1875-1965) — немецко-французский (эльзасский) философ культуры, лютеранский теолог, гуманист, органист, музыковед и врач. Доктор философии (1899), лиценциат теологии (1900), доктор медицины (1913); лауреат Нобелевской премии мира (1952).
4 Интернализация (от лат. interims — внутренний) — процесс освоения внешних структур, в результате которого они становятся внутренними регуляторами. В психологии интернализацией или интериоризацией называется процесс превращения внешних реальных действий, свойств предметов, социальных форм общения в устойчивые внутренние качества личности через усвоение индивидом выработанных в обществе норм, ценностей, верований, установок, представлений и т.д.
Источник: Джонсон Р. Как овладеть своей Тенью. Глубинные аспекты темной стороны психики. — М., 2015. — 96 с.