
Юнгианский аналитик и психиатр Эдвард Эдингер (1922-1998) на страницах своей фундаментальной работы «Анатомия души: алхимический символизм в психотерапии» (1985) рассказывает читателям о том, какое значение имеет древний алхимический символизм для современных людей, идущих путем индивидуации. Данная статья является продолжением более ранней публикации, в которой мы рассмотрели понятие первоматерии и обсудили символизм таких алхимических операций, как calcinatio и solutio, связанными со стихиями Огня и Воды. Поскольку алхимический символизм по-прежнему появляется в нашей жизни в сновидениях и активном воображении, хотим мы того или нет, знаем ли мы что-то об алхимии и астрологии или нет, представляется весьма полезным получить хотя бы базовое представление об этих образах и стоящих за ними смыслах.
Coagulatio — операция Земли
«По сути, coagulatio — это процесс, который превращает нечто в землю. «Земля» — это, таким образом, один из синонимов coagulatio. Она тяжелая, неизменная, обладает постоянной формой и расположением в пространстве. Она не может испариться на воздухе или податливо принимать форму любого сосуда, подобно воде. С точки зрения психологического содержимого, стать землей — значит конкретизироваться в данной определенной форме; а, следовательно, coagulatio имеет связь с Эго-структурами». (С. 107.)
«Вещество, которое должно быть подвергнуто коагуляции, представляет собой неуловимую ртуть. Это — Дух Меркурий, о котором пространно написал Юнг. По существу, это автономный дух архетипической души, парадоксальная манифестация трансперсональной Самости. Coagulatio Духа Меркурия означает не что иное, как соединение Эго с Самостью, исполнение индивидуации. На другом уровне неуловимый Меркурий возникает в проявлениях всех автономных комплексов. Ассимиляция любого комплекса, таким образом, вносит вклад в coagulatio Самости. Текст упоминает о трех реагентах coagulatio: магнезии, свинце и сере». (С. 109.)
«…символика серы содержит в себе парадокс — как нечто разрушительное, она связана с дьяволом, в то время как, с другой стороны, она ассоциируется с Христом. Таким образом, если частично сера обозначает страсти, т.е. стремление к власти и удовольствию, значит, страсть подлежит коагуляции». (С. 111.)
"Сны про крушение самолетов или падающие объекты в основном относятся к операции коагуляции. <…> Опыт психотерапии подтверждает идею о том, что влечение продвигает coagulatio. Для тех, кого уже ведут инстинкты, coagulatio не является необходимой операцией. Однако многие пациенты обладают недостаточной силой влечений, слабостью желаний, граничащей с агедонией, полным равнодушием к радостям жизни. Такие люди не знают, чего хотят, и боятся своих собственных желаний. Они похожи на обитающие на небесах нерожденные души, которые избегают падения в конкретную реальность. Этим людям необходимо взрастить свои желания - искать их, вскармливать их и работать над ними. Только таким образом может быть мобилизована психическая энергия, и это продвинет жизненный опыт и развитие Эго. В психотерапии появление желаний, характерных для переноса, нередко указывает на начало процесса coagulatio, и поэтому они требуют бережного отношения". (С. 115-116.)
«Приманкой для желания служит сладость его исполнения. Поэтому мед, как самый яркий пример сладости, является веществом, участвующим в coagulatio. <…> Мед из-за консервирующих свойств, как полагали древние, был препаратом бессмертия и использовался при Евхаристии в некоторых ранних христианских сообществах. Образы сладостей (леденцы, пироги, печенье и т.д.) в снах современных людей обычно указывают на регрессивную тенденцию к инфантильному поиску удовольствий, что требует редуктивной интепретации (mortificatio). Иногда, однако, эти образы говорят о подлинной потребности в coagulatio. Coagulatio часто вызывает сопротивление, потому что она ощущается как нечто морально неоднозначное и способное привести человека к боли и конфликту. <…> Фактически, coagulatio явно ассоциируется со злом. Об этом говорит алхимическая связь coagulatio с Сатурном, вредоносным в своей основе». (С. 116-117.)
«Прометей, который научил людей, как провести богов и забрать себе лучшую часть жертвенного животного, украл у небожителей и принес людям огонь, за что был наказан через coagulatio — прикован цепью к скале… Точно так же Адам и Ева были лишены райского, предшествующего созданию Эго, блаженства, совершив преступление, которое заключалось в том, что они съели запретный плод. Эти примеры демонстрируют, что развитие Эго связано с опытом зла, преступности и вины. Таким образом, осознание собственного зла, — то есть Тени, — способствует coagulatio. Это можно понять как психологический смысл слов Христа: «Не противьтесь злу» (Матф. 5:39). Необходимо оставить место для зла, если существуешь в реальном мире». (С. 120.)
«Аналогия является процессом взаимоотношений, обнаружения связей путем соотнесения «как если бы». Эти тексты рассказывают нам, что аналогия овеществляет или коагулирует дух. Вот что делает алхимию такой ценной для глубинной психологии. Она является сокровищницей аналогий, которые овеществляют или воплощают объективную психику и те процессы, которые происходят с ней в развитии. Это же относится к мифологии и религии. Важность аналогий для реализации психики трудно переоценить. Аналогия наделяет формой и делает видимым то, что еще не подверглось коагуляции.
Концепты и абстракции не коагулируют. Они создают воздух, а не землю. Они представляют собой реагенты sublimatio. Образы же сновидений и активного воображения коагулируют. Они осуществляют связь между внешним и внутренним миром через пропорциональные или аналогичные образы, и таким образом коагулируют материю души. Настроения и аффекты раздирают нас, пока они не коагулировались в нечто видимое и постижимое; затем мы приобретаем объективное отношение к ним». (С. 129-130.)
"Одежда - также образ овеществленных обстоятельств. Плоть - покровы, приобретенные при спуске души на Землю во время прохода через планетарные сферы. Хотя Юнг обычно интерпретировал одежду в сновидениях как принадлежность Персоны, они могут также вполне быть поняты как принадлежащие к символам coagulatio. Образ воплощенной жизни как тканой материи или гобелена возник в сновидении женщины, которая только что впервые забеременела". (С. 132.)
«Несение креста представляет образ, воплощающий бремя существования. Ужасный образ распятия на кресте символизирует пригвожденность к материи… В терминах алхимии крест воплощает четыре элемента, которые символизируют явленное бытие. Fixatio — один из синонимов coagulatio, алхимики в своих гравюрах изображали живую змею, пригвожденную к кресту или к дереву». (С. 135-136.)
«Как термины «тело» и «плоть» относятся к coagulatio, так и все, что кормит тело, — еда и связанные с ней образы, — принадлежат тому же символическому ряду. Вкушение запретного плода принесло Адама и Еву в болезненный мир пространственно-временной действительности. <…> Съесть означает «инкорпорировать» — буквально, «превратить в тело». Следовательно, сны, в которых сновидцу предлагают что-то съесть, указывают на готовность бессознательного содержания к коагуляции, ассимиляции со стороны Эго». (С. 137.)
«Какая бы пища не предлагалась во сне, общее правило состоит в том, что ее необходимо съесть, какой бы отвратительной она не была. Иногда… у нее странные или удивительные свойства, выявляющие тот факт, что она происходит из архетипического уровня психики. <…> Все образы пищи в сновидениях имеют хотя бы отдаленное отношение к символике евхаристии, хотя иногда кажутся больше относящимися к черной мессе. Когда предлагаемая еда явно относится к Самости, она становится пищей бессмертия…
Христианское таинство Святого Причастия является обрядом coagulatio. Примечательно, что и другие христианские таинства также связаны с символикой алхимических операций. Таинство крещения относится к solutio, таинства соборования - к операции mortificatio, таинство брака - coniunctio. Однако евхаристия является центральным обрядом в христианстве, и, как утверждал Юнг, именно евхаристию можно отнести к "обряду, относящемуся к процессу индивидуации". С точки зрения символики coagulatio, вкушение пищи евхаристии символизирует инкорпорацию со стороны Эго отношений с Самостью". (С. 138-139.)
«Резюмируя, можно сказать, что алхимическая операция coagulatio, совместно с кластерами вокруг этого понятия, образуют сложную систему символов, которая выражает архетипический процесс построения Эго. Когда отношения между Это и Самостью реализуются, т.е. когда Эго приближается к коагуляции психики во всей ее целостности, тогда символика развития Эго начинает отождествляться с индивидуацией». (С. 143.)
Алхимический процесс: | Символизм в снах и активном воображении: | Психологическое значение: |
Coagulatio — сгущение и кристаллизация того, что пережило растворение. | Падение с высоты, крушение самолета, вкушение пищи, падение в материю, путы и оковы, распятие, евхаристия, земля, грязь, воск, мед. | Конкретизация и детализация анализируемого в психотерапии материала; воссоздание Эго-структур на новом уровне — рождение нового понимания; человек «возвращается в тело» — признает реальность и весомость своих желаний, влечений и тяги к удовольствиям; «взращивание» земных желаний и их реабилитация. Психологическая задача и цель: принятие важности плотской составляющей жизни, некоторой неизбежности и нужности «грязи» и «зла», т.е. своей Тени. Рождение нового понимания, новых жизненных установок и реализация их в опыте, «в материи». Разрешение себе удовольствий. |
Sublimatio — операция Воздуха
«Термин «сублимация» происходит от латинского sublimis, что означает «высокий». Это указывает на фундаментальное свойство sublimatio — облагораживающего процесса, посредством которого низкое вещество, испаряясь, обретает более высокую форму. Земля преобразуется в воздух; испаряется неподвижное тело, низшее преобразуется в нечто превосходящее (inferus — ниже, superus — выше). Все образы, которые относятся к восходящему движению, — лестницы, лифты, восхождение, горы, полет и т.д. — принадлежат символике sublimatio. Точно так же, все психологические и ценностные смыслы связаны скорее с высоким, чем с низменным. <…>
Согласно тексту, тело делается совершенным, одухотворяясь. В психологическом отношении это соответствует способу иметь дело с конкретной проблемой, поднимаясь над ней, воспринимая ее объективно. Тогда мы видим смысл проблемы и рассматриваем ее как частный пример более общего случая. Просто найти подходящие слова или понятия, описывая психическое состояние, — существенный шаг для того, чтобы выйти из этого состояния, достаточно взглянуть на него сверху. <…> Sublimatio — движение, которое поднимает нас выше путаницы ограничений насущного земного существования в его конкретных, субъективных частностях. Чем выше мы поднимаемся, тем более величественной и всеобъемлющей видится перспектива, но тем сильнее мы отдаляемся от реальной жизни и тем менее способны влиять на то, что воспринимаем. Мы становимся зачарованными, но бессильными зрителями… Небеса — место обитания вечных платонических форм, универсалий, архетипических образов. Следовательно, всякий раз, когда сон или жизненная ситуация интерпретируется с архетипической точки зрения, это продвигает sublimatio. Успех таких интерпретаций может быть выражен в сновидениях, к примеру, образами спасения или освобождения из клеток птиц». (С. 145-146.)
"Сны про птиц, в основном, относятся к сублимации, и фобии птиц, возможно, проявляют страх перед ее неизбежностью. Они также связаны со страхом смерти, поскольку смерть, в каком-то смысле, является безусловной сублимацией, при которой душа отделяется от тела. Один из аспектов sublimatio, а именно - процедура извлечения, совпадает с символизмом separatio". (С. 149.)
«Таким образом, sublimatio может означать «размалывание» или «размельчение» с целью ослабления вещества. Очень мелкий порошок по своей консистенции приближается к газу. Отметим также, что символика размола содержит моральные категории — хорошее и плохое. Порошок, состоящий из мелких частиц, называют fine, «хорошим», а тот, что состоит из больших частиц, — rude, «грубым». Быть «хорошим» значит быть «растертым в пыль». Столкновение с numinosum может иметь эффект распыления, о чем свидетельствует следующее высказывание: «Хотя мельницы Бога мелят медленно, все же они делают это превосходно». (С. 152.)
«Умение взбираться наверх и видеть себя объективно — это способность к диссоциации. Использование этого слова непосредственно выявляет опасность sublimatio. Каждая из алхимических операций имеет свою патологическую симптоматику, когда дело доходит до крайностей, но современные люди, вероятно, особенно преуспели в злоупотреблении сублимацией. Способность психики к диссоциации одновременно является источником достижения сознания со стороны Эго, но и причиной душевных болезней. В качестве единственного примера я приведу случай молодого человека, которого я наблюдал, работая в государственном госпитале в Рокланде. <…> Юноша был трагически захвачен архетипической динамикой sublimatio как автономного процесса диссоциации. Этот процесс принуждал молодого человека все больше отдаляться от его личной земной реальности, пока неизбежная энантиодромия не приведет к катастрофическому столкновению с землей». (С. 154-155.)
Алхимический процесс: | Символизм в снах и активном воображении: | Психологическое значение: |
Sublimatio — одухотворение и облагораживание плотной земной материи. | Лестницы, лифты, горы, восхождение, полет, небеса, птицы, размалывание и размельчение, распыление, башня, высокие сооружения. | Переориентация с земных, привычных забот на духовные, высокие цели; умение отстраниться на время от проблемных состояний; обретение широкого видения себя и своей жизни; «воспарение» над обыденностью; акцент на духовных и абстрактных ценностях. Психотерапевтическая задача и цель: смена приоритетов с обычных, земных интересов на более широкие и духовные ценности; обретение объемного, панорамного видения жизни; развитие способности осознанной диссоциации. |
«Образ башни — типичный символ sublimatio. <…> Образ башни возник в моем сновидении после того, как я посетил впечатлившую меня лекцию по мифологии. <…> Сон отражает мое восприятие лекции. Я был ослеплен ее блеском и широтой взгляда лектора. Подъем на высоту дает возможность увидеть перспективу, недоступную с земли». (С. 157.)
«Другой аспект символики сублимации — тема перехода в вечность. Например, Геракл поднялся на Олимп, воспарив со своего похоронного костра посредством буквально свершившегося sublimatio. Он исчез с лица земли и вновь появился на более высоком уровне в результате сожжения. Та же самая вещь произошла с Илией…» (С. 163.)
"Большинство образов sublimatio, с которыми мы сталкиваемся как терапевты, относятся к малому sublimatio. Фактически для современных пациентов образы восхождения, высоты и полета почти всегда указывают на потребность в приземлении. У современных людей в целом слишком много сублимации, во всяком случае, малой сублимации. Они нуждаются в приземлении и коагуляции… Относительная свобода, характерная для сублимированного состояния, - это важное достижение в психическом развитии, но только отчасти. Застревание в небе может быть пагубным. Подъем и спуск в равной степени необходимы. Как гласит алхимическое высказывание, "возвысьте тело и сгустите дух".
Как взлетающие птицы относятся к образам sublimatio и переходу от временного к вечному, так и спускающиеся птицы представляют образы, принадлежащие миру архетипов, которые ищут воплощения, врываясь в сферу Эго личности. <…> Веками птиц считали посланниками Бога. <…> Психотические пациенты рассказывали мне, что птицы доставляют им вести от Бога. Восходящее движение ведет в вечность; нисходящее движение воплощает. Когда эти движения объединяются, мы получаем другой алхимический процесс, а именно, circulatio». (С. 177.)
«Несмотря на опасность sublimatio для современного ума, его символика остается в центре всего человеческого усилия, направленного на развитие. Все, что пробуждает в нас нашу лучшую, «более высокую» природу, на самом деле, вся этика участвует в образном мире sublimatio». (С. 181.)
Рекомендуемые статьи со схожей тематикой:
Мария-Луиза фон Франц о психологическом значении алхимии
«Анатомия души» Эдингера: роль алхимического символизма в психотерапии
Работа со сновидениями – основной способ диалога со своим бессознательным
Эдвард Эдингер о снах, символической жизни и индивидуации
Герхард Адлер и его лекции по аналитической психологии
Источник: Эдингер Э. Анатомия души: алхимический символизм в психотерапии. — М., 2011. — 300 с.