Мария-Луиза фон Франц о психологическом значении алхимии

Вниманию читателей блога предлагаются интересные и полезные выдержки из книги Марии-Луизы фон Франц «Алхимия. Введение в символизм и психологию», изданной впервые на английском языке в 1980 году. Эта работа основывается на цикле лекций, прочитанных автором в 1959 году. Биографическая справка: Мария-Луиза фон Франц (1915-1998) – швейцарский классический филолог, аналитический психолог, сотрудница, единомышленница и ближайшая коллега Карла Густава Юнга, проработавшая вместе с ним около 30 лет. Получила всемирное признание как специалист в области психологической интерпретации мифов, сказок, сновидений и алхимических текстов.

«Как известно, доктор Юнг посвятил много лет исследованиям этого предмета, который он практически откопал из навозной кучи прошлого, ибо алхимия была предана забвению. Тот факт, что в настоящее время1 небольшая брошюра продается примерно по 100 швейцарских франков, тогда как десять лет назад прекрасную книгу по алхимии можно было купить за 2-3 франка, объясняется тем, что, в то время когда Юнг приступил к исследованию алхимии, о ней практически никто ничего не знал, за исключением некоторых масонских кругов и розенкрейцеров, проявивших к ней интерес.

При рассмотрении алхимических текстов мы в какой-то мере приходим к пониманию того, почему даже в кругу юнгианцев до сих пор некоторые считают, что с Юнгом можно соглашаться лишь в вопросах интерпретации мифов. Когда же речь заходит об алхимии, аналитики отказываются от обсуждения, при этом высказывая либо свое нежелание читать книги Юнга по алхимии, либо свое недовольство по поводу его книг. Это можно объяснить тем, что алхимия составляет неизученную и сложную область знания, для понимания алхимических текстов необходимы специальные знания» (с. 5-6).

«Сам Юнг открыл для себя алхимию чисто эмпирическим путем. Однажды он мне рассказал, что в сновидениях пациентов ему нередко доводилось сталкиваться с некоторыми непонятными для него мотивами, и в один прекрасный день, обратившись к древним трактатам по алхимии, он обнаружил, что существует определенная взаимосвязь алхимической символики с символикой сновидений. Например, одна из пациенток увидела во сне орла, который взмыл в небо, а затем, повернув голову, стал пожирать свои крылья и упал на землю. Естественно, доктор Юнг трактовал символику без исторических параллелей. Это сновидение указывает на энантиодромию2, изменение знака психологической ситуации на противоположный. Тем не менее, на Юнга произвел большое впечатление тот момент, который мы без труда определяем как архетипический и который, безусловно, должен иметь определенные параллели. Этот мотив производит впечатление некой общей темы, которая, тем не менее, больше нигде не обнаруживается. Впоследствии он открыл для себя рукопись Рипли3, в которой приводился ряд изображений алхимического процесса, частично опубликованный в «Психологии и алхимии». На одном из этих изображений — орел, голова которого, увенчанная королевской короной, повернута назад и пожирает собственные крылья.

Это совпадение произвело на Юнга столь огромное впечатление, что он вспоминал о нем в течение многих лет и сознавал, что в алхимии содержится нечто большее. …алхимия таила в себе знания, имеющие существенное значение для более глубокого понимания сновидений человека» (с. 6-7).

«…можно заключить, что алхимия содержит обширные сведения, полученные из сферы бессознательного, тогда как сознательная психика вела алхимический поиск, не придерживаясь определенной программы. Доктор Юнг рассматривал бессознательное с аналогичной точки зрения и при проведении анализа старался убедить пациентов подходить к своему бессознательному, не придерживаясь определенной программы» (с. 19-20).

«…представление бога в образе человека свидетельствует о возможности установления с ним сознательных отношений, тогда как к образу природной силы можно относиться только как к феномену. <…> Поэтому, вероятно, всегда существовало два аспекта внутреннего центра психики, один из которых трансцендентный, а другой — персонифицированный, что позволяет вступать с ним в отношения. <…> Если вы увидите во сне архетип в образе человека, это означает, что в определенной степени вы могли бы воплотить его в себе. Он мог бы проявиться в вас и выразить себя через вас; в этом и состоит идея внутреннего Христа. Если вам приснится мудрый старец, то возможно, что вы окажетесь в невероятной ситуации, в которой вам будет задан невероятный вопрос, и вам в голову неожиданно придет замечательный ответ» (с. 31-32).

«Предположим, на анализ приходит человек и говорит, что он импотент, или донжуан. Аналитик может сказать, что необходимо проверить возможные бессознательные сообщения по этому поводу. Другие терапевты уже работали с этим пациентом на сознательном уровне, но это ему не помогло, и он дошел до последней черты. Ему известно, с чем может быть связан его недуг: материнский комплекс. Но от этого ничего не меняется. Поэтому необходимо исследовать сновидения. Во сне пациенту явилась изумительной красоты женщина и сказала, что вся проблема в том, чтобы высушить яблоко до белого порошка. Пациент считает, что это чепуха. У него не возникает никаких ассоциаций, так как люди не способны формировать ассоциации по поводу своих архетипических сновидений. Белый порошок из яблока не вызывает у этого человека никаких ассоциаций; он может сказать, что он любит яблоки, или что-нибудь в этом роде, но ничего другого мы от него не добьемся, поэтому аналитику необходимо иметь представление об ассоциациях, характерных для всего рода человеческого» (с. 67).

"…заключение во гроб или в алхимический сосуд символизирует удушение, смерть, prima materia. / Очевидно, что здесь можно провести определенную аналогию с работой психоаналитика, который советует пациенту освободиться от наивной проекции и побуждает его к самоуглублению. Эта ситуация напоминает удушение. Пациент говорит аналитику: "Вот таким уж вырастила меня мать", - на что аналитик отвечает, что в первую очередь необходимо рассмотреть комплекс пациента, а затем уже смириться со всем происшедшим, как пациенту казалось, по вине бога и судьбы или родителей и супруга. Данный процесс анализа напоминает удушение, некую разновидность смерти, так как стремление человека проецировать вовне блокируется.

Сосуд алхимиков символизирует препятствие выходу содержимого наружу. Это согласуется с основным подходом интроверсии, который блокирует проекции на внешний мир. Необходимо развеять заблуждение, согласно которому причина наших невзгод лежит вне человека, и рассматривать внутренние события. Таким образом мы осуществим «удушение» mysterium бессознательного. Нам неизвестно, что представляет собой бессознательное, но мы подавляем его проявления концентрированным воздействием, с помощью которого блокируются различные формы проекции и придается интенсивность развитию психологического процесса. Подобное напоминает пытку огнем, поскольку при интенсивности психологических процессов человек как бы жарится в собственном соку. Поэтому можно сказать, что человек представляет собой гробницу и вместилище гробницы, удушенного и душителя, гроб и мертвого бога в нем.

Разумеется, рассматривая внутреннее человека, мы имеем в виду не только эго, которое «стремится совершить побег», а целостное его существо. Это настолько болезненный процесс, что все мы стремимся спастись от него бегством. Большинство моих пациентов мечтают отказаться от анализа и вернуться к так называемой нормальной жизни. Поэтому мне вполне понятно упоминание в тексте о существе, которое неизменно стремится спастись бегством и вынуждено пребывать в четверояком теле» (с. 118-119).

«В представлении древних свинец был металлом планеты Сатурн и обладал такими же свойствами, что и Сатурн: депрессией с негативной стороны и творческой депрессией с позитивной стороны. Сатурн был богом не только увечных, убогих и злодеев, но и художников, литераторов и других творческих личностей. <…>

Слово «депрессия» означает, что человек испытывает давление и подвергается сжатию, поскольку либидо обычно вытесняется на поверхность. Жизненная энергия личности оказывается подавленной и добраться к ней можно только с помощью депрессии. Поэтому при отсутствии латентного психоза необходимо рекомендовать пациенту погружаться в депрессивное состояние, вместо того чтобы спасаться от него любыми средствами. И если в депрессивном состоянии жизнь покажется вам бессмысленной, необходимо погружаться в глубины до уровня психологической энергии, и тогда может внезапно проявиться творческая мысль, жизненный порыв и созидательные способности, которые оставались доселе незамеченными. Лицам творческих профессий — художникам и великим актерам — известно, что перед созданием новой картины или перед спектаклем может возникнуть подавленное настроение. <…>

В трактате сказано, что свинец заключает в себе элемент безумия; об этом свидетельствует тот факт, что в основе депрессивных состояний лежат либо творческие мотивы, либо необузданные желания, от которых невозможно отказаться. В состоянии депрессии людям нередко снятся кровожадные львы и другие пожирающие добычу животные, например драконы. Это означает, что они испытывают уныние, поскольку не осуществились их необузданные желания, например занять руководящую должность, иметь самую красивую супругу или деньги. <…> Депрессия несет на себе отпечаток несбывшихся желаний, и как будто бы после несчастной любви человеком овладевает мрачное уныние. Их лев испытал разочарование и в унынии вернулся в свое логово» (с. 143-145).

«Замечание: Вы говорите о проекции, но ведь речь идет об архетипических фигурах.

Доктор фон Франц: Да, это верно. И в связи с этим возникает вопрос, осуществляют ли архетипы проекцию. Я думаю, что осуществляют. Во всяком случае, это следует из нашего представления о проекции. Рассмотрим, что же происходит в действительности. Известно, что не мы осуществляем проекцию, а сама проекция осуществляется для нас. Лично я ничего не проецирую; просто так принято говорить, хотя это неверно. Дело в том, что я неожиданно оказываюсь в ситуации проецирования, и только тогда, когда я замечу, что проецирую, я смогу о ней говорить, но не раньше. <…> Когда греки влюблялись, они не говорили «я влюбился», а выражались более точно: «бог любви поразил меня своей стрелой». В действительности так и происходит - человек внезапно ощущает острую боль, которую он не мог причинить себе сам; у него возникает такое чувство, как будто его поразили стрелой. Поэтому мы вправе говорить об архетипе бога любви. <…>

Замечание: В данном случае орел связан с Эросом или с Аполлоном. Следовательно, боги осуществляли проекцию на богов.

Доктор фон Франц: Вы совершенно правы. Можно утверждать, что проекцию всегда осуществляет бессознательное или одна из его форм. Такой формой является Самость или бог. Бог всегда осуществляет проекцию, а это значит, что он является архетипом, поскольку эго-комплекс не осуществляет проекцию.

Обычно бог из бессознательного осуществляет проекцию на внешние объекты: либо на людей, либо на предметы. Может ли архетип осуществлять проекцию на другой архетип? Я думаю, что может. Такая форма проекции встречается довольно часто и в религиозных системах выполняет функцию объединения» (с. 163-165).

«В это можно верить или не верить, поскольку подобное предположение недоказуемо. Фактически же вы затронули другую проблему: если действительно осуществляется проекция архетипического образа, значит существует некая трансцендентная реальность, которая поощряет данную проекцию. Но мы не можем проверить это утверждение, а можем лишь верить или не верить в него. <…> Определяя понятие проекции, Юнг однозначно утверждал, что говорить о проекции можно только тогда, когда возникнет чувство нерешительности. Поэтому утверждение о том, что первобытный человек осуществляет проекцию на дерево, представляется неверным. Мы привыкли говорить так потому, что сомневаемся в том, что Бог может обитать в дереве. Поэтому для нас это только проекция. Но первобытный человек не испытывал неуверенности по этому поводу, и мы не вправе говорить о его проекции. <…> Я смогу заявить о проекции только тогда, когда сама почувствую неуверенность, но не раньше. Проекция означает, что я уже в какой-то степени отдалилась от мистического соучастия, от архетипической идентичности. До этого никакой проекции не было» (с. 167-168).

«Если человек достиг стадии, находясь на которой он способен отказаться от сильного стремления, разрываясь между противоположностями духовного и конкретного, то он сможет продвинуться вперед.., перенося конфликт на материал фантазии и применяя метод активного воображения в процессе анализа своего стремления. Перенося свою фантазию на лист бумаги, мы беседуем с душой. <…> Если пойти верхним путем, то конфликт переносится в верхнюю сферу. Мы спрашиваем воображаемую женщину, что нам делать со своим стремлением. Необходимо выслушать, что она скажет о нашем конфликте. Это весьма непростая задача, так как многие люди не способны выслушать внутренний голос. Вместо того чтобы слушать, они просто придумывают что-нибудь. Для того чтобы научиться слушать, необходимо много упражняться» (с. 184-187).

«Может показаться странным, что мы рассматриваем конечный продукт алхимического процесса как вещь, стоящую на весьма низкой ступени в иерархии природы, — камень, особенность которого заключается лишь в его очевидности, зримости. Камень не ест, не пьет, не спит; он просто существует, оставаясь вечно неизменным. В алхимии, однако, эта презренная вещь символизирует конечную Цель. <…>

Достаточно продолжительные страдания человека, вызванные общением и конфликтами с бессознательным, ведут к формированию объективной личности. Внутри человека возникает некое ядро, которое пребывает в покое даже в период серьезных житейских невзгод и не участвует в конфликтах. Душевный покой нередко приходит к людям, которые долгое время страдали: в один прекрасный день наступает перелом и лицо человека приобретает умиротворенное выражение, ибо зародилось нечто такое, что пребывает в центре, за пределами конфликта, который теряет свою магическую власть. <…> Во всех житейских конфликтах всегда присутствуют элементы, находящиеся за их пределами. <…> Есть божественные мгновения, когда неясное проясняется, душа становится неуязвимой для страдания и амбивалентности.

Обычно такие мгновения бывают слишком быстротечными, но если вы достаточно долго поработаете над собой, тогда камень постепенно увеличиться в размерах и превратится в прочное ядро личности, которая перестанет участвовать в балагане жизни» (с. 232-234).

«Итак, знание символики выполняет роль невода, позволяющего уловить невыразимую тайну непосредственного переживания бессознательного. Я полагаю, что наш автор испытал аналогичное переживание, попытался описать его с помощью библейских и алхимических символов, хотя это и вышло довольно сумбурно» (с. 269).

«Когда я впервые применила метод активного воображения, передо мной явилась фигура, которая произвела на меня глубокое впечатление и заявила такое, что я была просто не в силах записать. Ее слова показались мне настолько омерзительными, что я предпочла прервать цепь ассоциаций. Однако доктор Юнг сказал, что таким способом выражает себя бессознательное, и порицание этого способа — свидетельство дурного вкуса. Одному молодому человеку, применившему метод активного воображения, явился Святой Дух и заговорил высокопарным слогом. Когда он попытался записать сообщение Святого Духа, беднягу чуть не стошнило.

В каждом из нас заключено нечто скептическое, приземленное, поэтому мы не способны примириться с напыщенностью и высокопарностью. Но именно таким таким слогом изъясняется бессознательное. Это позволяет понять, почему люди, оказавшиеся во власти бессознательного, обретают уверенность и начинают изъясняться высокопарным, эмоционально выразительным слогом, характерным для ритуальных и обрядовых речей и напоминающим прекрасные песни северо-американских индейцев. Он содержит множество повторов и троекратных «аминь». С таким стилем приходится мириться, ибо затрагиваются глубокие слои человеческой личности» (с. 271-272).

«…каждое глубокое переживание любви сопряжено с переживанием Самости, так как последняя служит источником страсти и обусловливает ее непреодолимость» (с. 284).

«Повторение позволяет ассимилировать психологическое потрясение4. Поэтому при психологическом потрясении человек неизменно стремится осмыслить происшествие, повторяя свой рассказ о нем до тех пор, пока не интегрирует все аспекты события и не восстановит душевное равновесие. Аналогичный механизм сработал и в случае Святого Никалауса фон дер Флю, испытавшего чувство страха, когда ему явилось божество. Он попытался осмыслить увиденное, описав видение и, повторяя свои объяснения, ассимилировал душевное потрясение. С этого времени и вплоть до своей смерти он, фактически, занимался только одним — ассимиляцией душевного потрясения, вызванного видением.

У меня есть пациентка, которая испытала сильное переживание при контакте с божеством. Однажды она спросила меня, сколько лет понадобится ей, чтобы осмыслить свое переживание. Я ответила, что, по моему мнению, ей понадобится для этого не менее десяти лет. Она удивилась: «Так много?» А затем, немного подумав, сказала, что, вероятно, я права. Человек не в силах сразу осмыслить подобное переживание, и поэтому при встрече с пациенткой мы всегда возвращаемся к ее переживаниям, рассматривая их под новым углом зрения» (с. 290).

«Причиной заболевания шизофренией нередко бывает не столько вторжение бессознательного, сколько умственная и эмоциональная ограниченность, которая не позволяет человеку в полном объеме освоить новый опыт. Чаще всего шизофрения развивается у ограниченных, неспособных к великодушию людей. Отсутствие искренности, сердечности и душевной широты приводит к разрыву тесных рамок психического в случае вторжения бессознательного. <…> Случай Жерара де Нарваля5 свидетельствует о том, что в период появления таких сновидений огромную роль играет фактор понимания. Если бы Нарваль понял, что приближалось к нему, когда он находился во власти грез и любви к девушке, он не сошел бы с ума. Но эти грезы и чувства показались Нарвалю глупыми, поэтому он решил подавить их, что и привело к ужасной катастрофе» (с. 306-307).

«Христос предсказал, что Дух Святой распространится и многие будут творить чудеса более удивительные, чем Он. Это предсказание вызвало идею того, что всякий человек подобен Христу. Христос — не единственный случай воплощения Бога. В дальнейшем через Духа Святого произойдет множество подобных воплощений, и каждый человек в известном смысле будет обожествлен. Это было предсказано самим Христом, тем не менее теологи, истолковывая Библию, обходят молчанием это предсказание, так как оно чревато весьма неудобным для ортодоксальной церкви утверждением, что каждый человек потенциально способен уподобиться Христу и стать идентичным Богу» (с. 308).

«Разумеется, анализанд при первой же встрече станет рассказывать терапевту о своих проблемах, проецируя их на предмет своей любви. / Первое, что необходимо сделать, — это освободить анализанда от оков материи. Поэтому аналитик должен сказать ему, что необходимо ставить в покое мисс Икс и заняться проблемами самого анализанда. / Prima materia (первичная материя, исходное вещество) нуждается в непрестанном промывании и перегонке и поэтому первая стадия алхимического процесса предполагает многократную перегонку, промывку и очистку. В данном тексте упоминается девятикратное повторение этих операций. / В других текстах говорится о пятнадцатикратном повторении. Существуют тексты, в которых сказано, что этот процесс длится десять лет.

Стадии нигредо, альбедо и рубедо в графическом представлении древнего алхимика.

Действительно, этот процесс длится очень долго, предполагая порой многократное возвращение к одной и той же проблеме и ее рассмотрение с различных точек зрения. Поэтому в алхимических трактатах неизменно отмечается вероятность того, что реализация первой стадии алхимического процесса потребует бесконечного повторения операций. В этом отношении алхимический процесс имеет сходство с процессом психологическим. К сожалению, мы непрестанно оказываемся во власти наших неизжитых комплексов, которые требуют от нас многократного исследования. Благодаря этому тяжкому труду материя становится белой.

Белизна предполагает абсолютное очищение; она неуязвима для грязи. Пользуясь терминологией, мы, порой не задумываясь, называем этот процесс устранением проекций. Но устранение проекций - это задача отнюдь не простая. / Это очень сложная и трудная задача, потому что она не сводится к простому пониманию того, что мы осуществляем проекцию, которая якобы гарантирует, что в дальнейшем мы не будем этого делать. Чтобы предотвратить возвращение проекций6, необходимо пройти длительный процесс внутреннего развития и осознания. После устранения проекций исчезает дестабилизирующий эмоциональный фактор.

Когда проекция действительно устранена, человек успокаивается, обретает способность объективно рассматривать события. / Теперь он может не только объективно и спокойно рассматривать конкретную проблему или фактор, но и в известной мере практиковать активное воображение без постоянного эмоционального напряжения и неразберихи.

Это состояние соответствует стадии альбедо (albedo). На этой стадии впервые достигаются покой, объективность и философская отрешенность. Человек занимает позицию au dessus de la melee7; он способе стоять на вершине горы и бесстрашно взирать на бушующую внизу бурю» (с. 312-313).

«После выплавки металлов из рудных минералов металлы подвергались чистке, которая символизировала аналитическую работу. Далее следовала стадия химического синтеза. Стадии алхимического процесса точно соответствуют аналитической и синтетической стадиям психоаналитического процесса. Стадия альбедо (albedo) замечательна тем, что трудная часть работы осталась позади, поэтому алхимикам теперь остается лишь поддерживать огонь (процесс). И тем не менее процесс перехода от нигредо (nigredo) к альбедо (albedo) повторяется многократно. В данном тексте — семь раз.

Следующая притча, как и предыдущая, начинается с описания состояния нигредо (nigredo). Затем идет описание всего процесса перехода к состоянию альбедо (albedo). Один и тот же предмет рассматривается под разными углами зрения, что соответствует нашим переживаниям. В психоаналитическом процессе мы часто отходим от волнующей нас проблемы, обретаем душевный покой и целостность, полагая, что худшее осталось позади. Но проходит три недели и все начинается сначала, как будто ничего не было достигнуто. Для закрепления опыта и достижения конечного результата приходится много раз повторять весь процесс перехода от одного состояния к другому8» (с. 314-315).

Аналогии между алхимией и психотерапией согласно М.-Л. фон Франц (с моими аналогиями из саентологии)

Алхимическая стадия Аналогия в аналитической психологии
Нигредо (почернение), кульминацией, т.е. завершением, которой является алхимическая свадьба. Процесс многократно повторяется (условно длится 10 лет). Первичная материя вновь и вновь подвергается перегонке, промывке и очистке. Длительный этап самоанализа, работы со своими основными внутренними и внешними конфликтами и напряжениями. Период очищения своих убеждений, смерти старых взглядов и проекций. Аналитическая стадия терапии.
Альбедо (побеление) — состояние внутренней чистоты, спокойствия и философской отрешенности. Многие искатели рискуют остановиться тут. Самая грязная работа сделана, и нужно «лишь» не забывать поддерживать огонь процесса. Интеграция Тени, Анимы или Анимуса, синтетическая стадия психотерапии. Многочисленные тематические релизы приводят к состоянию саентологического клира и выше.
Рубедо (покраснение) — финал алхимического процесса. На этом этапе происходит большая конъюнкция — нисхождение Бога в душу (и тело) человека. Создание философского камня. Этап достижения целостности, духовное перерождение человека, интеграция с Самостью.

«В своих комментариях по поводу рождения божественного ребенка доктор Юнг отмечает, что при рождении героя — а рождение Христа не является исключением — неизменно происходит активизация деструктивных сил. Поэтому при наличии у того или иного лица тенденции к самоубийству она достигает наибольшей силы в момент наступления так называемого кризиса исцеления. В состоянии глубокой депрессии или совершенно шизоидной потери ориентации опасность самоубийства бывает реальна только в исключительных, редких случаях. Но когда кризис миновал и пациент уже стоит на пороге выздоровления, нередко появляется серьезная опасность самоубийства. Вот тут-то и необходимо следить за пациентом днем и ночью. Это хорошо известно работникам психиатрических клиник.

Разумеется, я привела пример экстремальной ситуации, которая, хотя и в менее драматической форме, встречается в аналитической работе. Я называю такую ситуацию последней атакой дьявола. Дьявол видит, что проигрывает игру, и поэтому бросается в последнюю отчаянную атаку. <…> Вообще говоря, последняя атака дьявола служит добрым предзнаменованием, поскольку это означает, что силы ада слабееют; дьявол использует последние резервы. Расставание с невротической позицией всегда вызывает чувство грусти. Никому не удалось выйти из невротического состояния без этого чувства, так как невроз, к сожалению, невротику приятен, и он неохотно расстается с этим состоянием" (с. 318-319).

«Мне вспомнился сон анализанда, который испытал аналитическую перегрузку. Ему приснилось, что он находится подле водоема, на берегу которого некий человек ловит рыбу. Увидев в водоеме прекрасную золотую рыбку, он просит рыболова поймать ее. Но рыболов, оказавшийся довольно грубоватым человеком, отвечает отказом и советует анализанду прыгнуть в воду и поплавать вместе с рыбкой. Этот замечательный пример демонстрирует, что настало время возвращаться на предыдущий этап. Вряд ли бессознательное могло выразиться более ясно, чем в этом случае. <…> Наш анализанд был тем человеком, который прошел у фрейдиста восьмилетний курс психоанализа и теперь должен плавать в водоеме вместе с рыбой. Я полагаю, что этот пример имеет непосредственное отношение к устранению вредной влаги и возвращению влаги естественной. Он символизирует возвращение к потоку жизни. <…> Если воспользоваться метафорой сновидения, тогда эту мысль можно выразить следующим образом: возвращение в водоем означает полное и спонтанное погружение в переживание, но что-то остается за пределами переживания, как будто вторая часть личности ведет постоянное наблюдение за происходящим. <…>

Замечание: В сновидении вода была прозрачной. Значит, она не могла символизировать бессознательное.

Доктор фон Франц: Вы правы. В рассматриваемом случае вода символизировала не бессознательное, а жизнь. Данный человек был интровертом и испытал столь значительную аналитическую перегрузку, что утратил интерес к жизни и просто вынужден был заново учиться «ходить» и жить вопреки всему, что он узнал» (с. 329, 338, 341).

«Аналитический процесс нередко заключается в размягчении затвердевших тканей и сглаживании острых углов личности, которые обычно причиняют анализанду страдания. Ожесточение является признаком слабости, поэтому отвердение слабого компонента — часть процесса, при котором слабый компонент личности приобретает жесткость, тогда как сильный компонент сохраняет гибкость. Ригидность личности проистекает из слабости и страха. Страх придает жесткость личности и формирует замкнутость. Поэтому одновременно с размягчением жесткости необходимо укреплять слабость. Существует много разновидностей слабости: слабость эго, слабость чувств и т.д. Таким образом, психологический процесс нередко включает в себя размягчение тех частей личности, которые приобрели жесткость, и вместе с тем — укрепление ядра личности, Самости. В этом состоит соединение противоположностей мужского и женского.

Следующий аспект — просветление, необходимое для того, чтобы проблемы прояснились и человек почувствовал, что пришел к пониманию. Этот процесс также называют расцвечиванием и очищением, поскольку предмет приобретает ясные очертания и жизнь вновь приходит в движение. Затем дух отделяет чистое от нечистого, при этом устраняются все посторонние элементы (такие как дурные запахи). С алхимической точки зрения описанную ситуацию можно истолковать следующим образом. Философский камень нередко находится в окружении посторонних веществ, которые необходимо смыть или сжечь. Известно, что при реализации алхимического процесса не все вещества подлежат интеграции. Существует так называемая проклятая земля, terra damnata. К этой земле относятся внешние, посторонние вещества, res extraneae, которые не подлежат интеграции и должны быть удалены. <…> Какие же посторонние вещества должны быть отброшены? <…> Да. Коллективные установки, препятствующие развитию индивида, или идентификация с другими людьми» (с. 364-365).

«Работа аналитика, как мне кажется, замечательна тем, что похожа на нескончаемое приключение, поскольку за каждым поворотом перед нами открываются новые просторы. Даже в тех случаях, когда нам кажется, что мы полностью разобрались в своих проблемах, впереди нас ждет неизведанное» (с. 368-369).

"С психологической точки зрения здесь описано то, что алхимики называют единением космического мира, которое предполагает выход человека за пределы своего микрокосма и реализацию своих возможностей в жизни, т.е. поддержание связи с жизнью посредством наблюдения за процессом синхронии. Даже самое благородное и важное занятие, связанное с внутренним развитием индивида, несет на себе печать нарциссизма. Оно и должно быть нарциссическим, потому что индивид вынужден на время отрешиться от всего и заняться своими делами. В это время он не способен раскрываться для жизни. Такая герметизация необходима и неизбежна. Но в этом состоянии индивид созерцает космос, устанавливая таким образом связь с Богом" (с. 382).

«Нигредо, или чернота, сменяется белизной, после чего наступает время рубедо, красного состояния, — вот почему жених возникает здесь в пурпурном одеянии. / Важно подчеркнуть, кто является женихом. В рассматриваемом фрагменте жених уподобляется самому Христу, потому что слова «я выйду из горницы подобно жениху» относятся к Христу. В то же время из текста явствует, что женихом является автор. Как и в предыдущих притчах, здесь приводится описание процесса конъюнкции, в котором участвует божественная часть автора. Кроме того, фрагмент достоверно передает переживание того, что Юнг называет «уподоблением Христу»…

Итак, мы убедились, что в приведенном фрагменте конъюнкция заканчивается воплощением Божества, Бог нисходит в душу человека. Эту мысль Юнг выразил следующим образом: то, что с человеческой точки зрения выглядит как процесс индивидуации, представляется с точки зрения Бога процессом воплощения (incarnation)» (с. 384-390).

Рекомендуемые статьи со схожей тематикой:

Карл Густав Юнг о работе со сновидениями
Научные книги о сновидениях и их толковании, изданные на русском языке
Мария-Луиза фон Франц о комплексах, Эго и множественных частях человеческой психики
Работа со сновидениями – основной способ диалога со своим бессознательным
Сны о животных: архетипический символизм льва


1 Данный курс лекций был прочитан автором книги в 1959 году.

2 Энантиодромия — принцип мышления, заявляющий предрасположенность любых поляризованных феноменов или явлений переходить в собственную противоположность. В западной психологии принцип введен Карлом Юнгом в его работе «Психологические типы», опубликованной в 1921 году.

3 Джордж Рипли (ок.1415-ок.1490) — английский алхимик. Был каноником августинского монастыря Бридлингтонского приората. Являлся последователем алхимических идей Фрэнсиса Бэкона, Раймунда Луллия и Гвидо де Монтанора, стремился объединить алхимию и христианство. Идеи Рипли оказали большое влияние на английскую алхимическую литературу XVI-XVII веков.

4 Интересно, что на технике многократного вспоминания и проживания неприятных или шокирующих инцидентов из прошлого основывается, например, саентологический и дианетический одитинг, разработанный Л. Роном Хаббардом. Благодаря этой процедуре единицы внимания, застрявшие в прошлом, возвращаются в настоящее время.

5 Жерар де Нерваль (1808-1855) — французский поэт-романтик, переводчик и писатель-путешественник. Покончил с собой, повесившись на улице Вьей-Лантерн, узком переулке в одном из бедных районов Парижа. В кармане пальто поэта были найдены последние страницы его рукописи «Аурелия, или Сон и жизнь», в которой он поделился одолевшими его снами и переживаниями из-за «неудачной» любви (фактически девушка ответила ему взаимностью, но он сам пренебрег ею).

6 Не очень удачный перевод. Возвращение себе проекции — это, напротив, благо в психотерапии. В данном контексте лучше было бы перевести так: «Чтобы предотвратить возобновление проецирования…»

7 Буквально (с фр.) — «над битвой». Вероятно, это отсылка к книге Романа Роллана под таким названием, написанной в 1914 г. и посвященной Первой мировой войне. Выбранное наименование создавало впечатление, что автор не придавал значения продолжающемуся конфликту и считал себя выше битвы. Текст был, по сути, призывом ко всем мужчинам взглянуть на конфликт с новой точки зрения, «сверху».

8 Необходимость многократно повторять путь от нигредо к альбедо можно сравнить с концепцией тематических релизов в саентологии. Каждый релиз — это высвобождение некой способности и устранение тематического эмоционального заряда, преодоление неосознанности в какой-то сфере жизни. Достижение большого числа релизов приводит человека к некой «критической массе», что вызывает спонтанный переход к состоянию клира («чистый»), своего рода квантовому скачку на новый уровень сознания и бытия.

Источник: Фон Франц М.-Л. Алхимия. Введение в символизм и психологию. — Минск, 2023. — 392 с.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.