
Хотя американский психоаналитик Эдвард Эдингер (1922-1998) и не обучался лично у К. Юнга, а перенимал идеи швейцарского психолога через Эстер Хардинг, его смело можно отнести к числу лучших продолжателей дела «отца-основателя». Книги Эдингера быстро вошли в золотой фонд аналитической психологии не только потому, что автор продолжил линию «классического» подхода к изучению бессознательного (в противовес методам «школы развития» и архетипической психологии Дж. Хиллмана), но и потому, что обладал замечательным навыком простыми словами объяснять самые сложные места в письменном творчестве Юнга. Работа Э. Эдингера «Анатомия души: алхимический символизм в психотерапии» (1985), наравне с «Эго и архетипом», относится к числу его лучших и наиболее популярных работ. С выдержками из нее мы и познакомимся ниже.
«Психотерапия изначально, таким образом, означает служение душе. Особая ценность алхимии состоит в том, что ее образы конкретизируют события трансформации, происходящей в психотерапии. В целом алхимия отражает анатомию индивидуации. Ее образы явятся наиболее значимыми, конечно же, для того, у кого был личный опыт контакта с бессознательным». (С. 7.)
«Подобные цитаты очевидно показывают необходимость ясного осознавания трансперсонального уровня психики. Это значит, что мы должны ориентироваться на Самость больше, чем на Эго. Здесь заключен парадокс, как это часто бывает не только в алхимии, но и в психотерпапии. Целью психотерапии является признание Самости и религиозное отношение, которое привносит такое признание, а не первоначальный запрос. Однако, по крайней мере, возможность соприкосновения с Самостью должна существовать с самого начала. Как говорит алхимик, нужно начинать с кусочка Философского камня, если требуется обнаружить сам камень. По мере того, как процесс углубляется, все больше и больше понимаешь, что инсайты случаются по благодати, и развитие происходит не по воле Эго, а благодаря идущему из Самости порыву к индивидуации». (С. 12-13.)
Prima materia — первоматерия
«Алхимики унаследовали представление о prima materia у древних философов и применили ее к своим собственным попыткам трансформации вещества. Они полагали, что данное вещество, чтобы преобразоваться, должно сначала быть разложено или возвращено к своему исходному, недифференцированному состоянию. «Тела не могут быть преобразованы в золото и серебро прежде, чем будут разложены до исходного вещества».
Эта процедура соответствует тому, что имеет место в психотерапии. Фиксированные, устоявшиеся части личности, ригидные и статичные, расшатываются или приводятся к изначальному, недифференцированному состоянию, что является этапом процесса трансформации психики». (С. 19.)
"Невинность соответствует недифференцированному состоянию prima materia. <…> Стать, как дети, - значит вернуться к невинному недифференцированному состоянию prima materia, которое является предпосылкой к преобразованию. Неподвижные, развитые части личности не предполагают изменений. Они прочны, жестки и уверены в своей правоте. Только неопределенное, свежее и полное жизни, но уязвимое и небезопасное исходное состояние, которое символизирует ребенок, открывает путь к развитию и, следовательно, к жизни. Мы рассматриваем образ младенца в снах как один из символов Самости, но он также может символизировать prima materia". (С. 21.)
«Проблема обнаружения prima materia соответствует проблеме обнаружения того, над чем предстоит работать в психотерапии. Эти тексты дают нам некоторые намеки.
- Prima materia — то, что является вездесущим, очевидным для всех. Это значит, что материал для психотерапии точно так же находится повсюду, во всех обычных, каждодневных событиях жизни. Смена настроений и незначительные личные реакции любого рода — подходящий материал, над которым следует работать в процессе психотерапии.
- Несмотря на огромную внутреннюю ценность, prima materia внешне выглядит ужасающе, вот почему ее презирают, отвергают и выкидывают на помойку. <…> С психологической точки зрения это значит, что prima materia обнаруживает себя в Тени, т.е. в той части личности, которая считается наиболее презираемой. Именно наши собственные наиболее болезненные и стыдные черты требуют того, чтобы в них вглядывались и работали над ними.
- Prima materia проявляется в многообразии — «имеет столько имен, сколько существует вещей», но в то же время является чем-то одним. Эта ее черта соответствует тому факту, что первоначально в психотерапии мы знакомимся с собой во фрагментированном, расчлененном состоянии. Постепенно обнаруживается, что эти воюющие друг с другом фрагменты являются разными аспектами основного базового единства…
- Prima materia недифференцирована, не имеет очерченных границ, пределов или формы. Это соответствует определенному опыту бессознательного, когда Эго оказывается беззащитным перед угрозой неопределенности, апейрона1. Такое состояние вызывает страх распада или вселенский ужас, обусловленный вспышкой плеромы2, ощущением хаоса…» (С. 22-23.)
«Мой метод приведения в порядок алхимического хаоса заключается в том, чтобы сфокусировать свое внимание на основных алхимических операциях. После того, как обнаружена prima materia, она должна быть подвергнута серии химических процедур, чтобы трансформироваться в Философский камень. Вокруг этих операций может быть организована вся совокупность алхимических образов, и не только. <…> Определенного числа алхимических операций не существует, и многие образы накладываются один на другой. Я выбрал в качестве главных семь операций, благодаря которым происходит алхимическая трансформация. Это — calcinatio, solutio, coagulatio, sublimatio, mortificatio, sepatatio и coniunctio». (С. 24.)
Calcinatio — операция Огня
«Большинство перечней алхимических операций начинается с calcinatio. Некоторые авторы говорят, что сначала идет solutio. Однако порядок операций, за некоторыми исключениями, по-видимому, не является чем-то столь уж существенным с психологической точки зрения. Любая операция может быть изначальной, и другие следуют за ней в любом порядке. <…>
Химический процесс прокаливания заключается в интенсивном нагревании вещества с тем, чтобы прогнать воду и все другие элементы, способные испариться. То, что остается, является конечным продуктом, сухим порошком. Классическим примером calcinatio, прокаливания, благодаря которому эта реакция получила название, является нагревание известняка (CaCO3) или гашеной извести с тем, чтобы получить негашеную известь (CaO, calx viva). При добавлении воды негашеная известь проявляет интересное свойство — начинает выделяться тепло. Она, как думали алхимики, содержала в себе огонь и иногда непосредственно приравнивалась к нему». (С. 26.)
"У каждого из четырех элементов есть своя собственная особая операция. Calcinatio - операция огня… Следовательно, любой образ, в котором есть огонь, сжигающий или воздействующий на вещество, будет относиться к calcinatio, что дает развитие целой богатой и сложной теме символики огня. Юнг продемонстрировал, что огонь символизирует либидо. Это - чрезвычайно общий подход. Чтобы определить смыслы, связанные с огнем и его действием, мы должны исследовать феноменологию образа в различных областях". (С. 27-28.)
«Огонь calcinatio очищает и отбеливает. Он действует на темное вещество, nigredo, и делает его белым. <…> Тут прослеживается связь с символизмом чистилища. Доктрина чистилища — это теологическая версия операции calcinatio, проецируемой на посмертие». (С. 37.)
«Конечный продукт calcinatio — белый пепел. Он соответствует так называемой «белой слоистой земле», упоминаемой во многих алхимических текстах. Это признак albedo, «белой» фазы процесса, к которой приложимы парадоксальные ассоциации. С одной стороны, пепел символизирует отчаяние, траур или раскаяние. С другой, — является высшей ценностью, целью совершаемого труда». (С. 56.)
Алхимический процесс: | Символизм в снах и активном воображении: | Психологическое значение: |
Calcinatio — освобождение prima materia от избыточной влаги, получение белого пепла. | Горение, пепел, сжигание, пожар, прожаривание, прокаливание, печь, сушка, выпаривание, дым. | Доведение аффекта до крайности и его исчерпание; гибель старого; «выпаривание» и проживание негативных эмоций; фрустрация желаний; проявление и исчерпание гнева на других и злости на себя; перерождение через символическое сгорание. Психотерапевтическая задача и цель: проживание и завершение неприятных переживаний и достижение спокойного, «сухого» отношения к ранее болезненному опыту. |
«Что превращает пепел поражения в венец победы, можно понять, приняв во внимание тот факт, что пепел в алхимии является эквивалентом соли. Символика соли всесторонне описана Юнгом. В основном соль символизирует две стороны Эроса — горечь с одной стороны, и мудрость — с другой». (С. 57-58.)
«С самой элементарной точки зрения, caltinatio — иссушающий процесс. Важная часть психотерапии — это запуск процесса иссушения комплексов, пропитанных водами бессознательного. Необходима интенсивность эмоциональных переживаний, поскольку, по-видимому, действие разворачивается в самом комлпексе и становится целительным в силу того, что пациент делает попытки сделать комплекс осознанным, разделяя его с другой личностью. Все мысли, поступки и воспоминания, вызывающие стыд, вину и тревогу, требуют полного выражения. Высвобожденный аффект становится огнем, способным иссушить комплекс и освободить его от засоренности бессознательным. Необходимая фрустрация вожделений и желаний — главная особенность стадии caltinatio. Сначала нужно взять вещество — то есть неосознанное, непризнанное желание, требование, ожидание необходимо признать и подтвердить. Инстинктивная потребность, которая говорит: «Я хочу» и «Я имею право», должна быть полностью признана Эго, и тогда правильное вещество оказывается под рукой. Caltinatio не может быть произведено правильным образом, пока нет под рукой надлежащего материала, который отличен от мазохистического самобичевания». (С. 59-60.)
"В конечном счете caltinatio приводит к определенному иммунитету в отношении аффекта и способности видеть архетипический аспект существования. В зависимости от той меры, в какой человек связан с трансперсональным центром своего бытия, аффект переживается либо как небесный огонь (Святой Дух), либо как земной огонь - то есть боль, вызванную фрустрацией желаний". (С. 62-63.)
Solutio — операция Воды
«Операция solutio является одной из главных процедур в алхимии. Обычно solutio превращает твердое вещество в жидкость. Твердое тело, кажется, исчезает в растворе, как будто его проглотили. Для алхимика операция solutio часто означала возвращение из дифференцированного состояния материи к его первичному недифференцированному состоянию, т.е. к prima materia. Полагали, что вода подобна матке и операция solutio рассматривалась как возвращение к внутриутробному состоянию для последующего возрождения. <…>
Эта процедура соответствует тому, что происходит в психотерапии. Неподвижные, статичные аспекты личности не допускают никаких изменений. Их власть установлена раз и навсегда, и сомнения в ней не допускаются. Для того чтобы произошла трансформация, эти статичные аспекты должны быть растворены и доведены до состояния prima materia. Это происходит благодаря аналитическому процессу, который рассматривает продукты бессознательного и ставит под сомнение жесткие установки Эго". (С. 64-65.)
«Как следует из текста, solutio производит двойной эффект — в этой операции одна форма исчезает, а другая, обновленная, форма появляется. Распад старой формы часто описывается образами с негативным оттенком и ассоциируется с фазой nigredo. <…> Solutio, таким образом, превращается в mortificatio. Это очевидное перетекание, поскольку то, что подлежит растворению, воспринимает процесс как собственную аннигиляцию. Однако одновременно solutio ведет к появлению обновленной формы, и когда подчеркивается этот аспект, становится явным его позитивное значение». (С. 71.)
«Часто операция solutio осуществляется над королем. Например, существует образ тонущего короля, поскольку «утопление» — это синоним solutio… Старый ведущий принцип сознания, который подлежит solutio, требует коагуляции в новой возрожденной форме, сообщая, что в его распоряжении имеются огромные запасы либидо». (С. 72.)
«…любовь или вожделение являются реагентом solutio. Об этом свидетельствует тот факт, что частная психологическая проблема или стадия развития часто буксует и остается фиксированной, пока пациент не влюбляется. Затем внезапно проблема растворяется. Хотя возникает новый комплекс, жизнь, преодолевая загустение, начинает течь снова. <…> С психологической точки зрения растворитель — это высшая, более всеобъемлющая точка зрения, нечто, что способно выступать в качестве контейнера для чего-то меньшего«. (С. 74-75.)
"Ванна, душ, брызги, плавание, погружение в воду и т.д. - символический эквивалент solutio, который обычно представлен в сновидениях. Все эти образы относятся к символике крещения, соответствующей очищению, обновляющему погружению в энергию, приобретению точки зрения, трансцендентной Эго, истинным смерти и возрождению.
Крещение прежде представляло собой полное погружение и обозначало потопление. Оно являлось эхом первобытного обряда испытания водой. Этот ритуал символизировал полное обращение, смерть для старой жизни и возрождение новой личности в сообществе единоверцев. Считалось, что крещение буквально приводит к созданию новой индивидуальности. <…> В христианском крещении личность соединяется с Христом, то есть Эго соединяется с Самостью. <…> Другая черта крещения заключается в растворении всех границ и индивидуальных различий». (С. 77-78.)
«Неоднозначное взаимодействие противоположностей проявляется в том, что нередко solutio переживается как фрагментация и расчленение, а не контейнирование. Классический пример тому — миф об Актеоне3». (С. 79.)
Алхимический процесс: | Символизм в снах и активном воображении: | Психологическое значение: |
Solutio — очищение prima materia путем растворения всего жесткого. | Наводнение, потоп, купание в ванной, душе, реке или море, утопление, материнская утроба, растворение, крещение, брызги, капель, ливень, омовение, стирка, таяние, расчленение, отрезание. | Погружение вглубь своих бессознательных процессов и переживаний — в мир эмоций, переживаний, чувств; размягчение и удаление жестких убеждений, идей и оценок; устранение ментальных, идейных заторов в душе; отсечение и растворение принципиальности и ригидности; временное погружение в хаос и неопределенность из-за растворения прежних представлений о себе и мире. Психотерапевтическая задача и цель: отпускание диктата Эго-ума, жестких убеждений и деструктивных паттернов, сдача себя во власть своей большей части; исцеление через контакт со своим либидо, чувствами и инстинктами, через установление связи с архетипическим пластом психики. |
«Эта идея соотносится с алхимическим понятием круговорота, согласно которому вещество сублимируется и коагулируется снова и снова, повторно проходя все стадии обработки вплоть до образования Философского камня. Вся мировая история рассматривается, таким образом, как громадный алхимический процесс.
Мифы о потопе очень поучительны с точки зрения психологии. Бог посылает разрушительные наводнения, когда мир слабеет и вырождается. Это выглядит так, как если бы людской род сокращался через solutio до состояния prima materia, чтобы трансформироваться в нечто иное, лучшее. Другой аспект solutio представлен историями про наводнение, про испытание водой. Проходя через испытание, праведные люди остаются целыми и невредимыми, в то время как нечестивцы или неправедные оказываются растворены. Психологически это значит, что те аспекты Эго, которые сознательно связаны с Самостью, выдерживают solutio». (С. 90.)
«Сны о наводнении относятся к операции solutio. Они говорят об активации бессознательного, которое грозит растворить упрочившиеся структуры Эго и низвести их до состояния prima materia. Опыт solutio — это обычно опыт главных переходов в жизни». (С. 90.)
«Буквально крещение кровью практиковалось в тавроболии митраизма. Кровь ассоциировалась с огнем; следовательно, символика крови соединяет стихии огня и воды — так что это одновременно символика calcinatio и solutio. / Крещение — это в основном ритуал очищения, смывающий грязь, буквально и в духовном смысле. Омовение — частая предварительная процедура в религиозных церемониях, например в элевсинских мистериях. Психологически грязь или грех, который смывается крещением, может быть понят как бессознательное, теневые свойства которого могут не осознаваться. Психологическое очищение означает не буквальную чистоту, а осознание собственной грязи. Если некто психологически чист, он не будет загрязнять мир собственными теневыми проекциями». (С. 95-96.)
«В церковной символике роса соотносится с милосердием, а в алхимии — с aqua sapientiae. <…> Юнг интерпретирует нисходящую росу как воду божественной мудрости или «росу Гидеона», синоним aqua permanens. Это «знак божественного вмешательства, влага, возвещающая о возвращении души», что соответствует возврату чувств после состояния опустошения и интеллектуального иссушения, как у Фауста перед его неожиданной встречей с Мефистофелем. Как рассказывает нам Юнг, «алхимики считали, что опус требует не только лабораторной работы, но также чтения книг, медитации, покоя и любви». (С. 98.)
«Опыт solutio «решает» психологические проблемы, переводя их в царство чувств. Иначе говоря, он отвечает на вопросы, не имеющие ответа, растворяя препятствия для течения либидо, вопросом которого был симптом. Вариантом solutio является liquefactio, процесс таяния. <…> Способность таять под воздействием тепла, свойство большинства металлов, считалась показателем качества или благородства. <…> Это интересный факт с точки зрения психологии. Он говорит нам о том, как психические свойства выявляются способностью к смягчению, таянию до состояния текущей жидкости». (С. 98-99.)
«Суммируя, можно перечислить семь главных аспектов символики solutio: (1) возвращение в утробу или изначальное состояние; (2) растворение, рассеивание, расчленение; (3) контейнирование меньшего большим; (4) возрождение, восстановление, погружение в поток творящей энергии; (5) очистительные испытания; (6) решение проблем; (7) плавление или смягчающий процесс. Эти разные аспекты накладываются друг на друга. Некоторые из них или все могут представлять разные грани одного опыта. В основном именно конфронтация Эго с бессознательным приводит к solutio». (С. 100.)
«Каждая алхимическая операция имеет более и менее значимые аспекты, так же, как и негативные и позитивные стороны. Огонь calcinatio можно чувствовать как адское пламя и как воздействие Святого Духа. То же относится и к solutio». (С. 103.)
«Великое solutio — это столкновение с Numinosum, которое одновременно тестирует и устанавливает отношения с Самостью. Как ясно говорят нам мифы о потопе, потоп исходит от Бога, а, значит, solutio исходит от Самости. То, что достойно спасения в Эго, спасается. Что не достойно спасения, то растворится и растает, чтобы возродиться в новой форме жизни. Так идет жизненный процесс, обновляя себя самого. Эго, преданное трансперсональному процессу, станет сотрудничать с ним и будет испытывать свое собственное убывание свое собственное убывание как прелюдию к становлению, прелюдию к обретению целостности в Самости». (С. 105.)
Продолжение читайте в новых статьях.
Рекомендуемые статьи со схожей тематикой:
Эдвард Эдингер о толковании сновидений
Мария-Луиза фон Франц о психологическом значении алхимии
Работа со сновидениями – основной способ диалога со своим бессознательным
Эдвард Эдингер о снах, символической жизни и индивидуации
Сила и вред проекций в нашей жизни и отношениях
1 Апейрон — букв. (с древнегреч.) «беспредельное», «бесконечное». Введенное Анаксимандром (611-546 гг. до н.э.) понятие, означающее первовещество, основу мира. Апейрон — это бескачественная материя, существующая в вечном движении. Все в мире, по мнению древних греков, возникло путем выделения из апейрона противоположностей.
2 Плерома — букв. (с древнегреч.) «наполнение, полнота, множество». Термин обозначает божественную полноту.
3 Актеон — персонаж древнегреческой мифологии, которого воспитал и научил охоте кентавр Хирон. Согласно мифу, однажды Актеон во время охоты случайно подошел к месту, где Артемида купалась со своими нимфами в реке. Вместо того, чтобы в священном страхе удалиться, он, зачарованный, стал наблюдать за игрой, не предназначенной для людских глаз. Заметив охотника, разгневанная богиня превратила его в оленя, который попытался убежать, но был настигнут и разорван 50 охотничьими собаками самого Актеона.
Источник: Эдингер Э. Анатомия души: алхимический символизм в психотерапии. — М., 2011. — 300 с.